18 февраля 2013

Автор: Атаева Дженнет

"Фотография будущего" в ГЦСИ

8 февраля - 10 марта 2013 Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Москва

   Традиционно считается, что фотография имеет отношение скорее к настоящему и прошлому, чем к будущему, поэтому стремление «запечатлеть будущее» - это своеобразный вызов. Задача фотографа зачастую сложнее задачи художника, который отражает наиболее яркие или значимые стороны настоящего. Фотограф же, нажимая на кнопку, должен представить, что произойдет спустя несколько секунд – когда опустится затвор. Продумывая кадр, он всегда пытается предугадать следующий миг.

Йенс Зундхайм (Jens Sundheim). Без названия, из серии «Царства науки», 2012Йенс Зундхайм (Jens Sundheim). Без названия, из серии «Царства науки», 2012

  Что же художники стремятся открыть в будущем средствами фотографии и не слишком ли скромен их «арсенал» по сравнению с мощной индустрией спецэффектов, вдохновленной научной фантастикой, или новейшими технологиями science art? Насколько предлагаемый художником образ будущего вообще является релевантным в мире, где каждый пользователь сети сам производит и распространяет свои образы?

Йенс Зундхайм (Jens Sundheim). University, 2012

Йенс Зундхайм (Jens Sundheim). University, 2012

   Современная художественная культура, которая начинает осознавать свою ответственность перед будущим, здесь и сейчас пытается прогнозировать грядущие экологические проблемы, представить результаты политической деятельности оппозиции и общественных активистов.

Йенс Зундхайм (Jens Sundheim). Без названия, из серии «Царства науки», 2012

Йенс Зундхайм (Jens Sundheim). Без названия, из серии «Царства науки», 2012

   В арсенале участников проекта – все современные медиа-технологии, что позволяет запечатлеть «сюжеты» будущего, создать футуристическую атмосферу. Выставка представит зрителю возможность взглянуть на мир будущего глазами немецких и российских фотохудожников. В 2013 году она совершит тур по нескольким городам России и в завершение будет показана в Берлине.

Саша Пофлеп и Крис Вебкен. Без названия

Саша Пофлеп и Крис Вебкен. Без названия

   Идея «сфотографировать будущее», положенная в основу проекта, представляет своеобразный парадокс, поскольку фотография как художественное средство традиционно связывается с настоящим и прошлым. Спуская затвор, фотограф фиксирует непосредственную реальность – настоящее, которое в момент возникновения снимка уже становится фактом прошлого. Но как сфотографировать будущее?

  По инициативе Гёте-Института два куратора из Германии и России пригласили художников создать новые работы, которые впервые демонстрируются на этой выставке. Задача запечатлеть будущее средствами фотографии представляла для участников проекта своеобразный вызов. С одной стороны, в повседневной жизни мы постоянно имеем дело с «фотографиями будущего» – образами возможного счастья, поставляемыми рекламой с призывом купить тот или иной товар. С другой стороны, искусство, кажется, давно утратило свою монополию на проектирование будущего – функцию визионера и конструктора будущего у художника переняла власть и экономика. Вместе с тем в искусстве сегодня всё отчетливее слышится запрос на новую утопию, а тема будущего оказывается актуальной именно в своей непосредственной связи с настоящим и прошлым. В контексте такого «переизобретения будущего» фотография является одним из наиболее подходящих художественных средств в арсенале современного искусства.

Беата Гютшо (Beate Gutschow). Страсть слышит эхо № 1, 2012Беата Гютшо (Beate Gutschow). Страсть слышит эхо № 1, 2012

   Произведения, созданные в ходе проекта и представленные на выставке, демонстрируют разнообразие подходов к теме будущего, а также широкий диапазон фотографических возможностей от документальной до постановочной съёмки и цифровой симуляции фотографии.

   Одним из главных сюжетов выставки оказывается человек, а также его среда обитания. Авторы ряда работ подходят к теме следующего поколения и переосмысляют миф о «новом человеке». При этом некоторые проекты обращены к конкретному социально-политическому контексту и задаются вопросом о том, как будем жить мы и непривилегированное большинство. Другие работы затрагивают тему утопической архитектуры от конструктивистского авангарда до современных строек на территории Новой Москвы. Третья тема выставки связана с техникой, здесь художники демонстрируют критический взгляд на то, как быстро устаревает наше воображаемое будущее.

Ольга Чернышева. Фьючерсы, 2012Ольга Чернышева. Фьючерсы, 2012

   От прозаического описания до апокалипсической постановки или спекулятивной компьютерной симуляции – представленные работы демонстрируют зрителю широкий диапазон фотографических средств и возможностей. Постановочная и симулированная фотография инсценируют перед камерой воображаемые сценарии будущего, а также альтернативные сценарии прошлого. Авторы, работающие в документальной манере, в свою очередь обращаются к утопическим концептам прошлого или демонстрируют профетический характер настоящего, ставя острые вопросы в связи с будущим.

ГЦСИ

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

Блоги

CapCut - инструмент для видеомонтажа

Блоги

Открытие духовно-просветительского центра в Колтушах

Блоги

О фейс-контроле в клубах в новогоднюю ночь

Блоги

Видео-контент

Блоги

EverGreen - контент, который будет популярен всегда

Блоги

Медитативный японский видеоарт на тему архитектуры будущего

Блоги

Цепная линия. Идеальная арка от природы

Блоги

В гостях. Остров Реюньон

Блоги

Писательский дар сквозь призму чисел. Закон Ципфа

Блоги

«Петербург — город будущего» в фотографиях

Блоги

Немецкие художники сняли футуристичный саспенс

Блоги

Питер Миллер, новое

Блоги

Футуристические открытки Hildebrands 1900 года

Блоги

Фоторепортаж с Present Perfect Festival

Блоги

Биофутуризм Алёши

Блоги

Конференция «Монструозность в культуре: от демонологии к неомифу»

Блоги

Меланхолические космонавты в живописи Джереми Геддеса

Блоги

Фоторепортаж с фестиваля музыкальных технологий Synthposium

Блоги

Заха Хадид — архитектор будущего

Блоги

Чат-бот Microsoft с искусственным разумом стал расистом в Твиттере