| 
id: 833
 Искусство будущего – будущее искусства
 В рамках Специальной программы Шестой Московской биеннале современного искусства проходит выставка «Будущее» – проект и куратора Саши Бурхановой. Однажды Ростан заметил, что научно-фантастическая литература, подробно описывая быт, жилье, транспорт, вооружение будущего, совершенно обходит стороной вопрос – каким будет в будущем изобразительное искусство? Поиски ответа на этот вопрос вылились в целую . Были изучены литературные источники, опрошены режиссеры, писатели, сценаристы и гейм-дизайнеры. Один из результатов исследования – список авторов и произведений, вдохновляющих художников, когда они представляют себе будущее. Станислав Лем лидирует в нем с большим отрывом, кроме него были названы братья Стругацкие, Михаил Булгаков, Курт Воннегут, Роберт Шекли, Жюль Верн и Герберт Уэллс. Среди русских фильмов и мультфильмов – «Приключения Капитана Врунгеля», «Алиса в стране чудес», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего». Двое художников вдохновлялись видеоиграми и передачей «Модель для сборки». Одна художница вспомнила «Барбареллу». В свою очередь, писатели называли художников Ван Гога, Дали, Рембрандта, Босха, Писарро и Ренуара. 
 Наконец, вопрос «Каким искусство может быть в научной фантастике?» был задан группе молодых художников Москвы и Северного Кавказа. Их ответы – проекты работ, которые вряд ли будут когда-то созданы; размышления, описания, мечты. Результат их работы – открытая база идей, капсула времени художникам будущего. Учитывая, что научная фантастика влияет на развитие науки в настоящем, можно предположить, что, раз дав волю своему воображению и нарисовав в мечтах произведение искусства, которое создал бы, не будь никаких технологических ограничений, художник к этой мечте устремится в реальности. 
 О каком же творческом будущем мечтают сегодня художники? Некоторые материалы и технологии, которые понадобятся художникам будущего, существуют уже сегодня. Дополненная реальность (работа «Thedreamer»), материал с программируемыми свойствами («Изменять собою ветер»), нейроинтерфейсы («Присутствие»), анализ данных из социальных сетей с помощью технологий big data («Цифровая Крионика»), творческая коммуникация с другими живыми существами – biocomputing («Post-Human Art») – все это возможности, активно используемые художниками мира. Интересно, что ни один художник, участвующий в программе, не предложил проект, связанный с исследованием или улучшением собственного тела – аугментацией, киборгизацией – тем, что считает искусством будущего главный визионер от искусства австралийский художник Стеларк. 
 Подлинно футуристичными выглядят проекты, в которых произведения искусства воздействуют на все без исключения чувства человека, полностью преображая пространство вокруг себя, неважно, в реальности или лишь в сознании «потребителя» этого произведения. Многие художники готовы отказаться от материальной основы произведений: носителем идеи художника может стать особое вещество, распыляемый в воздухе порошок, контейнер, похожий на яйцо, проглоченная таблетка или даже некое ограниченное пространство... (Сравним с футуристом Массимо Бонтемпелли: «Мы с легкостью отторгнем материю от духа и примемся за составление несчетных комбинаций и гармоний»). Сам по себе творческий процесс тоже меняется. Художники хотят творить, «отключив сознание и разум, рождать образы из самой глубины своего не-я» («Невообразимое»), просто танцуя, мечтая, размышляя. А затем транслируя созданные образы прямо в сознание зрителя. На выставке в музейно-выставочном комплексе «Рабочий и Колхозница» представлены собранные вместе результаты работы художников с программой «Будущее. Искусство в воображаемом будущем» и работы их иностранных коллег, исследующих в своем творчестве модели «воображаемого будущего». Выставка открыта с 25 сентября до 28 октября. Сайт проекта . 
 Комментариев: 1
 Написать новый комментарий |  | 
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора