26 января 2012

Автор: Ильин Константин

Ино-странная музыка

Брайан Ино   Этот выпуск «Электрического кафе» мы посвятим одной из  ключевых фигур электронной музыки ХХ века — Брайану Ино. Не будем утомлять читателя изложением биографии («Ино родился 15 мая 1948 года…»), но попытаемся осмыслить «русский период» его творчества, который пришелся на 90-е годы XX века.

«Русский период» Брайана Ино
Ино-странная музыка


Ключевые вопросы


Кто такой Брайан Ино?
   Брайан Ино — возможно, один из известнейших музыкантов и продюсеров. И если вы никогда не слышали его собственных записей, вам наверное известны имена музыкантов, которых продюсировал Ино: U2, Дэвид Боуи, James, Звуки Му. Музыка Ино звучала в фильмах «Transpotting», «Velvet Goldmine», «Heat».
Какую музыку сочиняет Ино?
   1. Песни. 2. Инструментальную музыку и электронные зарисовки. 3. Не поддающуюся классификации.
Какие альбомы Ино рекомендованы к прослушиванию для знакомства с его творчеством?
   Этот вопрос, как ни странно, сложен. Один из ранних альбомов — «Another Green World» (1975) — содержит песни и инструментальные композиции. Работа «Apollo: Atmospheres and Soundtracks» (1983) — пример электронно-эмбиентного звучания.

Брайан ИноИскусство и психиатрия
   Какие ассоциации вызывают упоминания Ино? Я часто вспоминаю фильм Анджея Секулы «Куб 2. Гиперкуб». В этом киберпанковском, но довольно «стерильном», по последним кинематографическом меркам, фильме пространство вокруг героев неумолимо сужалось. Несчастные, оказавшись в западне гиперкуба, перемещались сквозь одинаковые шлюзы от одной камеры к другой. Их бесполезные действия не могли предотвратить сужения пространства, а в философском смысле даже ускоряли его.
   Можно сказать, что Брайан Ино всю свою жизнь перемещается от одной таинственной гиперкамеры к другой. Ино никак не концертный персонаж. Скорее, камер-ный (это разделение слова отражает постмодернистскую сущность англичанина). Камеры, как определенное пространство, постоянно сопровождали экспериментальное творчество Ино.
   Все его сольные «выступления» (если это слово вообще применимо к многосоставным инсталляциям Брайана) были упакованы в пространство камер. В середине 90-х он представил российской публике «саморазвивающуюся композицию» в одном из залов Павловского дворца. Потом Ино поместил инсталляцию «Lightness» в камеры-залы Мраморного дворца.
   Всякий раз, когда Ино говорил goodbye одной инсталляции и начинал новую, перемещаясь через символический шлюз.  Помимо увлечения искусством можно констатировать еще, по крайней мере, две «слабости» Ино: электронные коммуникации и психиатрия. Обе так или иначе проявлялись во время его частых визитов в Санкт-Петербург.

Брайан Ино   АЭ: Брайан, вместе с российскими художниками, музыкантами и врачами Вы посещали крымские психиатрические лечебницы. За этим стояла медицинская подоплека?
   Брайан Ино: Вместе с коллегами мы изучали возможности арт-терапии, применяемой к душевно больным. Это необычайно творческие люди! У них огромный нераскрытый потенциал. Мы помогаем этим людям ощущать себя частью мира. И мы всерьез воспринимаем их присутствие в современном художественном контексте.

    АЭ: Вы проводили курсы арт-терапии?
  БИ: Иногда медицинские инструменты неэффективны, и в этом случае электрический ток лучше пропускать через синтезатор.
   Искусство в обществе выступает в качестве эмоционального громоотвода. Поэтому наши двери открыты для всех. В современном искусстве не ощущается большой разницы между нормальными и больными.

Из России… в Observer
   Привязанность Ино к электронным коммуникациям, выражаясь проще — к Интернету, проявляется в том, что он часами инспектирует сеть, посвящая свое свободное время не только обновлению собственного, довольно скромного, сайта — enoweb, но, в основном, путешествиям по арт-вселенной Интернета. Брайан считает Интернет мощной финансовой опорой для тех, кто умеет заниматься «электронным серфингом». Для художника, живущего в современном мире, особенно важно научиться контролировать электронную вселенную, чтобы быть востребованным. Интернет — это виртуальный мир, фикция реальности, но он весь мир превращается в виртуальный полигон.
   В 1997 году, когда Интернет для многих в России был таким же мифом как и сам Брайан Ино, англичанин ежедневно при помощи сети отправлял свои заметки о жизни в Петербурге в газету Observer. Одна из них называлась «Russia. Not a pighole (honest)». Эти заметки пользовались популярностью среди читателей. Построены они были в виде электронного послания: с «шапочкой», именем адресата, заголовком письма и т.д.
   Пристрастие Ино к Интернету и компьютерным технологиям оценил  Билл Гейтс. По его заказу композитор сочинил известную заставку для программы Windows ‘95. За несколько нот Ино получил многомиллионный гонорар. Стоит ли после этого художникам с пренебрежением относиться к компьютеру?

Брайан ИноМузыка «русского периода»
   Музыка Ино 90-х годов посвящена тем же трем темам: России, Интернету, психиатрии. Знаковыми альбомами тех лет стали «Nerve Net» (1992), «The Shutov Assembly» (1992) и «The Drop» (1997).
  «Nerve Net» — кибернетический опус. Постиндустриальная информационная идея сделалась основной смысловой линией альбома. Благодаря этому альбому Ино вошел в историю индустриальной музыки, вместе с Front 242 и Front Line Assembly.
  «Fractial Zoom» по своему звучанию напоминает работы немецких электронщиков 80-х годов, а голос, пропущенный через вокодер, — одна из постиндустриальных «фишек» того времени.
  «Wire Shock» и «My Squelchy Life» — авангардные треки, построенные на сочетании сэмплированных электронных звуков. Привлекает внимание композиция «Ali Click», в которой сплелись несоединимые элементы: техника волновой гитарной игры, влияние нью-йоркской экспериментально-поэтической школы и идеи швейцарцев Yello. «Ali Click» очередная фри-джазовая форма. Оригинальные джазовые темы и вкрапления — не редкость на «нервном», экспрессивном альбоме «Nerve Net».
  Пластинка «The Shutov Assembly» радикально иная. Это дарк-эмбиентное творение, напоминающее бесконечные опусы» Стива Роча и Билла Ласвелла. В начале 90-х упомянутые композиторы сочиняли похожую музыку — плавно-неторопливое, мрачное звучание синтезаторов уводило слушателя вдаль, рисуя в воображении картины вселенной.
  Развитие этих тем произошло в альбоме «Neroli (Thinking Music Part IV)» (1993).
  В этот период Брайан всерьез думал о возможности создания самогенерирующей композиции. Его увлекала мысль о том, что музыка может создавать себя сама, без участия композитора. От последнего требовалось лишь определить для бесконечного по времени сочинения наиболее сложный алгоритм. Впервые эту идею Ино воплотил в 1996 году, в залах Павловского дворца (закрытое прослушивание прошло при поддержке основателя Новой Академии изящных искусств Тимура Новикова).
   Многие идеи, которые Брайан опробовал во время «павловского концерта», можно встретить в альбоме «The Drop» (1997), который написан в России на компьютере и синтезаторах.
  «The Drop» состоит из нескольких коротких звуковых новелл и одной получасовой композиции «Iced World». Эта работа связана с впечатлениями Брайана от жизни в России.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Брайан Ино | Интервью | Лейбл | Музыка | Электронная музыка | Nerve Net | The Drop | The Shutov Assembly

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

электрическое кафе

И целого мира мало...

электрическое кафе

Рождение и смерть французской электронной школы (продолжение)

электрическое кафе

Jean Michel Jarre: электронный гений конца 70-х

электрическое кафе

Kraftwerk live. Окончание

электрическое кафе

Kraftwerk live. Продолжение

электрическое кафе

Kraftwerk live

электрическое кафе

John Sellekaers на экспериментальной сцене Европы

электрическое кафе

Zoviet France - экспериментальный звук Ньюкасла

электрическое кафе

Электрическое кафе - зима 2003

электрическое кафе

Мануэль Геттшинг - историк "берлинской электронной школы"

электрическое кафе

Юлия Страусова: от тел к бестелесному

электрическое кафе

Bad Sector: поврежденные зоны современной цивилизации

электрическое кафе

"Золотая эра" (1974-1977): расцвет Берлинской электронной школы

электрическое кафе

Tangerine Dream (1961-1971): берлинская электронная легенда

электрическое кафе

Manuel Gottsching - "первая скрипка" в электронном оркестре

электрическое кафе

Raison d'etre. Сны в индустриальную ночь

электрическое кафе

Заря электронной эры

электрическое кафе

Гость "Электрического кафе" - Westbam (Максимилиан Ленц)