21 сентября 2001

Автор: Ильин Константин

Заря электронной эры

Константин Ильин Электрическое кафе Новости электронной музыки

Нью-йоркский экспериментатор Пол Ди Миллер (Paul D. Miller), известный также как DJ Spooky, решился на запись альбома, где будет звучать только одна электровиолончель. Предположительно, работа выйдет на Asphodel.

Увидел свет новый концертный альбом «Live in Osnabruck» Клауса Шульце (Klaus Schulze) и виолончелиста Вольфганга Типольда (Wolfgang Tiepold). Лейбл Manikin Records разделил работу на два компакт-диска.

Sonic Images Electronica (сестринский лейбл Sonic Images Records) выпустил компиляцию «She». В сборник вошли только трип-хоп-треки с женским вокалом. Среди участников сборника можно найти композиции проектов Laika (вокал — Margaret Murphy Fielder), Lamb (вокал — Louise Rhodes), Kikiwest (вокал — Jacqueline Gallier), Zia (вокал — Elaine Walker), The Starseeds (вокал — Regina Dannhof) и т.д. Вскоре ожидается выход подобных сборников в стилях индастриал, транс, техно и хаус.

1 октября лейблом Eden был переиздан один из самых знаменитых альбомов Брайана Ино «Music For Airports» в формате SACD (Super Audio Compact Disc).
Брайан Ино также стал продюсером кaвер-версии классической «What’s Goin’ On» Марвина Гея (Marvin Gaye), которую исполнят на свой манер Крис Мартин (Chris Martin) из Coldplay и Боно (Bono) из U2. Продюсерская работа Ино является частью EP, по 50% доходов от продажи которого будут направлены в фонды «Artists Against
AIDS» и «United Way September 11 Fund».

1 января 2002 г. Келлер и Шонвальдер (Keller & Schonwalder) исполнят «Третий новогодний электронный концерт» в берлинской Petrus-Church. Мероприятие начнется в 19.00 по берлинскому времени. Билеты стоят всего 10 евро. Устроители концерта — лейбл Manikin Records (info@manikin.de).

Очередное концертное турне Tangerine Dream намечено на январь-февраль 2002 года. Двухмесячный тур TD пройдет по небольшим клубным площадкам США. Концерт в Нью-Йорке будет дан в Таун-холле. Также состоится концерт в «тамошнем» Санкт-Петербурге. Организаторы предупреждают, что залы в большинстве случаев рассчитаны только на 600 зрителей.

«Электрическое кафе» определило три важнейших события 2001 г. в электронной и экспериментальной музыке, так или иначе связанных с Санкт-Петербургом:
1. «V Международный фестиваль имени Сергея Курехина — SKIF V»;
2. Таллиннский фестиваль электронной танцевальной музыки «SunDance 2001»;
3. Фестиваль электронной и экспериментальной музыки «Свободный полет V».

Заря электронной эры

При упоминании о «берлинской электронной школе» у меломанов, увлеченных электронной музыкой, по коже начинают бежать мурашки.
С чем связана такая необъятная любовь, словами объяснить трудно. Мир делится на тех, кому нравится стиль классической берлинской электроники, и на тех, кто к нему безразличен. У постоянных посетителей «Электрического кафе» безразличия и в помине быть не может. «Берлинская электроника» давно уже стала стилем жизни, который невозможно перепутать ни с чем.
Все, кто пытался заниматься электронной музыкой в Берлине и занимается ею до сих пор, буквально физически ощущают золотое клеймо с надписью: Elektronische Musik. Высоко поднятая планка изысканного вкуса, блистательных экспериментов и строгой традиции не опускается с конца 60-х гг. по сей день.
Клаус Шульце, Tangerine Dream, Kluster, Ash Ra Tempel, Agitation Free — вот некоторые из тех, кто в конце 60-х подготавливал плацдарм для наступления «золотой эры берлинской электроники». В последующих выпусках «Электрического кафе» мы обязательно расскажем обо всех персонажах ранней берлинской авангардной сцены. Будет справедливо, если мы начнем повествование с начального творческого периода Клауса Шульце — самой заметной фигуры берлинской электроники.
Начало
Клаус Шульце родился 4 августа 1947 г. в Берлине. Его отец был писателем, а мать — балериной. Родители вовремя разглядели в отпрыске страсть к музыке и подарили сыну на день рождения классическую гитару. Они прочили Клаусу будущее классического музыканта.
Как и любой подросток, в школе Клаус увлекался рок-музыкой. После уроков молодой Шульце играл в подростковых командах The Shadows и The Spotnics, предпочитая электрогитару другим инструментам.
В 16 лет Шульце с семьей ненадолго переезжают в Дюссельдорф — на родину будущих «пионеров техно» Kraftwerk. На фоне индустриальных дюссельдорфских пейзажей и загазованных улиц Клаус (по примеру своего
увлеченного джазом старшего брата) переквалифицируется в барабанщика. С палочками в руках Клаус выстукивает несложные мотивы в танцевальной группе Les Barons.
После возвращения в Берлин Клаус, используя полученный опыт, собирает рок-группу, которая наигрывает популярные темы из творчества таких команд, как Rolling Stones и Procol Harum. В 1967 г. Шульце формирует
рок-авангард-группу Psy Free. Так начался серьезный этап в творчестве музыканта.
Помимо Шульце, в состав Psy Free входили Йоахим Шуман (Joachim Schumann) и Алекс Конти (Alex Conti). Группа вела активную концертную деятельность, выступая в берлинских андерграундных клубах «Зодиак», «Волшебная пещера» и «Серебряное яблоко». Одно из выступлений в «Зодиаке» предопределило судьбу Клауса на долгие годы. К этому моменту Шульце уже окончил педагогический университет (Paedagogische Hochschule Berlin).
Именно учеба снова привела Клауса к искусству — к музыке. Образование дало ему новое понимание актуальных процессов в искусстве, которые происходили на рубеже 60-70-х гг. в Берлине.
Авангардный Берлин конца 60-х
В конце 60-х авангард был весьма популярен в Берлине, и идеи, заложенные в 20-х гг., активно культивировались в андерграундных клубах.
«Берлин — огромный город, где культура была и остается под постоянной опекой правительства. Я имею в виду денежную поддержку, — вспоминает Клаус Дитер Мюллер (Klaus Dieter-Mueller), пресс-секретарь Клауса Шульце, сотрудничавший в 70-х с Tangerine Dream и A.R.T. — В конце 60-х «забота» об авангарде стала особенно ощутима, и на поверхности начали появляться многочисленные авангардные группы. Многие из них, правда, быстро исчезали. Помню, какую сенсацию в Берлине произвел «Living Theater» («Живой театр»). Все находились под впечатлением. Помню расцвет фри-джазовой сцены. Особенно мне запомнилась игра молодого и энергичного Питера Броцмана (Peter Brotzmann). В тот же период я познакомился со Стивом Райхом (Steve Reich), который тогда был гражданином Берлина (!). Воспоминания...»
Клубные открытия Берлина
В «Зодиаке» Клаус Шульце частенько поигрывал в составе Psy Free.
«Зодиак» (Zodiac Free Arts Lab) на рубеже 60-70-х гг. был в центре берлинского авангардистского движения. У истоков клуба с самого его основания (1968 г.) стояли Конрад Шнитцлер (Conrad Schnitzler) и Ганс-Йоахим
Роделиус (Hans-Joachim Roedelius). В конце 60-х Шнитцлер был ключевой фигурой берлинской арт-генерации. Лаборатория отбирала артистов экспериментального ключа в различных направлениях, а Ганс-Йоахим был
известен и как участник групп Plus/Minus и Noises (от последнего названия, как утверждают некоторые критики, и пошло название современного течения — «нойз»).
Главной же авангардной работой Роделиуса, Шнитцлера, Дитера Мебиуса (Dieter Moebius) стал легендарный шумовой проект Kluster, который успел издать только два альбома: «Klopfzeichen» (1970) и «Osterei» (1970).
В 1962 г. во время одной из репетиций Psy Free в «Зодиаке» Шульце познакомился с идейным вдохновителем Tangerine Dream Эдгаром Фрезе (Edgar Froese). Отец «Мечты мандарина» спросил Клауса, не может ли он
заменить на одно выступление отсутствующего барабанщика Свена-Эйка Йоханссона (Sven-Ake Johansson). Шульце, недолго думая, согласился. Так в клубе «Волшебная пещера» состоялся дебютный концерт Шульце в
составе Tangerine Dream, на котором музыканты заработали DM50.

«Электронная медитация»
Клаус Шульце появился в Tangerine Dream вместе с уже упомянутым Конрадом Шнитцлером. Именно эта тройка — Фрезе, Шульце и Шнитцлер — записала весной 1970 г. первый полноценный альбом Tangerine Dream «Electronic Meditation». Слово «electronic» в названии альбома подразумевало орган и электропианино Фрезе, виртуозное обращение Шнитцлера с магнитными лентами и, может быть, металлические палочки Шульце.
Инженером первого альбома Tangerine Dream стал Клаус Фройдигман (Klaus Freudigmann).
Незадолго до записи «Electronic Meditation» Клаус познакомился с Pink Floyd (у которых тогда уже вышло несколько альбомов) на их концерте в Эссене и решил для себя больше ориентироваться на экспериментальную и электронную музыку (что в то время было фактически одним и тем же). Так, шаг за шагом, Клаус начинает понимать, что его призвание находится в несколько иной области, отличной от простой игры на гитаре или на барабанах.
«Однажды я понял, — говорит Клаус Шульце, — все, что я делал — играл на гитаре и барабанах, — было замечательно. Однако если я хочу сделать что-то необычное, я должен сменить инструмент».
Шульце поделился своими мыслями с Эдгаром Фрезе, но тот не имел желания превращать свое детище в электронный коллектив, и сразу после окончания работы над «Electronic Meditation» Эдгар заменил Клауса на Кристофера Франке (Christopher Franke).
Была еще одна причина, по которой Клаус покинул Tangerine Dream, и именно на ней настаивает Фрезе. Эдгар утверждает, что во всем виновата женщина. Клаус покинул группу «по собственному желанию», так как решил жениться и посвящать больше времени семье.
В ожидании «Золотой эры»
Работая в одно время с Tangerine Dream, Шульце определил «золотой период» в электронной музыке и расцвет «берлинской школы электроники». Пиком «золотой эры» стала работа 1975 г. «Timewind», которую маэстро записывал в Berliner Weltklang-Studio. Альбом включал две получасовые композиции — «Bayreuth Return» и «Wahnfried 1883» — и действительно явился шедевром, необходимой принадлежностью коллекции каждого электромеломана. Позже композиция «Wahnfried 1883» натолкнет Шульце на создание побочного проекта Wahnfried.
Альбом «Timewind» настолько полюбился слушателям в Европе, что был удостоен награды «Grand Prix International». Необычайную популярность композитор приобрел во Франции во время бума берлинской электронной музыки. Во французских чартах «Timewind» находился на первой строчке (а, кстати, сольник Эдгара Фрезе «Epsilon In Malaysian Pale» — на второй).
О «золотой эре» берлинской электроники — в следующих выпусках «Электрического кафе».

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Брайан Ино | Клаус Шульце | Альбом | Берлинская электронная школа | Лейбл | Музыка | Pink Floyd | Tangerine Dream

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

электрическое кафе

Ино-странная музыка

электрическое кафе

И целого мира мало...

электрическое кафе

Рождение и смерть французской электронной школы (продолжение)

электрическое кафе

Jean Michel Jarre: электронный гений конца 70-х

электрическое кафе

Kraftwerk live. Окончание

электрическое кафе

Kraftwerk live. Продолжение

электрическое кафе

Kraftwerk live

электрическое кафе

John Sellekaers на экспериментальной сцене Европы

электрическое кафе

Zoviet France - экспериментальный звук Ньюкасла

электрическое кафе

Электрическое кафе - зима 2003

электрическое кафе

Мануэль Геттшинг - историк "берлинской электронной школы"

электрическое кафе

Юлия Страусова: от тел к бестелесному

электрическое кафе

Bad Sector: поврежденные зоны современной цивилизации

электрическое кафе

"Золотая эра" (1974-1977): расцвет Берлинской электронной школы

электрическое кафе

Tangerine Dream (1961-1971): берлинская электронная легенда

электрическое кафе

Manuel Gottsching - "первая скрипка" в электронном оркестре

электрическое кафе

Raison d'etre. Сны в индустриальную ночь

электрическое кафе

Гость "Электрического кафе" - Westbam (Максимилиан Ленц)