20 августа 2013

Автор: Харькина Анна

Интервью с Тувой Моцард: Я задаю вопрос о «степени реальности в реальности»

Тува Моцард   Современную фотографию и видео северных стран делают, как правило, женщины. Одна из них - молодая шведка Тува Моцард (Tova Mozard), уже известная на международной арт-сцене. Мы встретились во время ее персональной выставки в Kulturhuset в Стокгольме.

    Анна Харькина: Насколько я знаю, вы рано поступили в арт-школу? Почему?
    Тува Моцард:
Моя мама – художник. Папа тоже. Однако я сначала занималась танцами и думала, что буду всю жизнь танцевать. Я не думала, что стану художником, пока не поняла, что фотография - это искусство. А потом я осознала, что фотография может быть в согласии с моим интересом к хореографии, движению, экспресии и повествованию. Вероятно, это произошло, когда я увидела работы Синди Шерман. Я послала заявку в Академию Искусств в Мальмё со своими черно-белыми фотографиями в классической манере. Это были слегка инсценированные портреты (друзей и родственников), в них не было той степени перевоплощения героев, как у Синди Шерман. Тогда меня больше увлекала светотень. Я начала учиться в 1998 году. Тогда фотография, конечно, уже была признана как вид искусства, но в подготовительной художественной школе ты все равно учишься только рисовать, делать наброски.

Тува Моцард. Ice, 2005, c-print

Тува Моцард. Ice, 2005, c-print

   Тогда я мало что знала о живописи и скульптуре. Мне казалось, что, прийдя из танца, я перескочила сразу через несколько ступеней. В искусстве сложно начинать – ты должен знать что-то, но ты не знаешь точно, что. Тебя постоянно преследует ощущение, что ты не знаешь этого, и этого, и этого. Я до сих пор не слишком хорошо разбираюсь в классических работах. Но предыдущее поколение не знает тех художников, которых люблю я.
   Я ходила в танц-классы почти каждый день в течение пяти лет учебы. В Академии позволена большая степень самостоятельности. Меня это устраивало. Я могла развивать мою тему: как объединить тело, повествование и фотографию или видео. Кроме того, мне всегда были интересны документальные истории, то, как люди рассказывают о себе, и то, что человек не свободен говорить о себе прямо, без саморедактирования и полировки. Люди всегда создают вокруг себя защитную оболочку, которая противоречит документальному формату.


   «Мне нужно уезжать в Америку на один-два месяца в году, чтобы чувствовать себя более счастливой и работать более эффективно».


   АХ: Вы работаете с профессиональными актерами?
   ТМ:
Те, кто играет в моих видео - непрофессионалы. Некоторые из них мечтали быть актерами, но не стали. В них самих смешаны два состояния – игры и не-игры. Они хотят играть, не боятся выразить себя в игре. Точнее, они отчасти играют самих себя (к примеру, когда пересказывают сцену из фильма «Великолепная семерка» в видео «Cowboy Russ»). Обнажается их характер, одиночество... Однако это сильные люди, они совсем не так ранимы, как могут подумать зрители.

Тува Моцард. Cowboy Russ, кадр из видео

Тува Моцард. Cowboy Russ, 2003. Кадр из видео 

   АХ: «Cowboy Russ» заканчивается интригующе. Герой, пересказав фрагмент из «Великолепной семерки», говорит: «Снято!». Тем самым «игра окончена». Но вы не выключаете камеру...
   ТМ:
Я не знала, что он будет стоять без движения так долго и ждать, когда я выключу камеру. Это была дуэль между нами. Это было и странно, и фантастично, это позволило перевести внимание с рассказанной истории на самого рассказчика. Для меня это видео – прежде всего история о нем. К тому же я большой поклонник фильмов Шанталь Акерман (Chantal Akerman) - c длинными медленными сценами, в которых происходит не так много, или вернее  –  то, что происходит в ее фильмах, дано в медленном темпе, без слов, люди заняты чем-то привычным. Зритель может отвлечься и снова начать следить за действием, входить и выходить из созерцания. Возникает непрерывная связь между тем, что он видит на экране, и его собственными мыслями.

    АХ: Я хотела спросить вас о фильме Бергмана «Персона». Повлиял ли на вас этот фильм и творчество Бергмана вообще?
   ТМ:
Я люблю фильмы Бергмана, но никогда не считала его своим источником вдохновения. Как бы то ни было, я часто замечаю у него какие-то знакомые ситуации, напряжение, возникающее между людьми, различие между тем, что люди говорят и что они на самом деле имеют в виду. Мне интересно то, как он использует театральный опыт в фильмах, и наоборот. Я делаю примерно то же – смешиваю документальную реальность и сцену. Я тоже задаю вопрос о «степени реальности в реальности».


«Я танцовщица и привыкла использовать свое тело».


Тува Моцард. The Big Scene, 2012. Фрагмент видео

    АХ: Поговорим о «The Big Scene». Меня удивило, как ваши мама и бабушка согласились принять участие в этом проекте – пройти сеанс психотерапии на сцене, в нелепых костюмах... Они не сожалели потом?
   ТМ:
Нет, нет. Они были счастливы и горды. Им стало легче от того, что они «озвучили» небольшую часть своей жизни. Эта работа привлекает зрителей - они словно хотят увидеть, что выговориться нестрашно. Однако не исключено, что я и мама с бабушкой думаем об этом фильме по-разному. Вероятно, для мамы все это было очень реально. А я организовывала съемку и делала монтаж, и для меня все осталось игрой... Это видео не помогло мне лично решить те проблемы, которые у меня были. Может быть, это помогло им, они были более свободны. А я просто работала – конструировала новое повествование из нашей семейной истории. Но все равно этот опыт помог нам: мы вновь увидели и услышали самих себя и друг друга.
    Может быть, это помогло нам отделиться друг от друга и не чувствовать вину. В семейных отношениях ты хочешь быть ближе к другим, но вместе с этой близостью приходит и чувство вины.

Тува Моцард. The Big Scene, 2010. Кадр из видео

Тува Моцард. The Big Scene, 2010. Кадр из видео


    АХ: Думаете ли вы, что ваши работы могут иметь терапевтический эффект?
   ТМ:
Да, конечно. Но я не считаю, что это - цель искусства. Я приглашаю людей вступить в игру, принять участие в историях других людей. Я снимаю маргиналов, они одиноки. Но я не думаю о них как о жертвах или неудачниках. Эти люди мне симпатичны. Возможно, из-за моего отца. Он стремился войти в общество, но проиграл.
   Для меня работа - это терапия. Но в своих фильмах я стараюсь сохранять чувство юмора. И зрителю тем проще идентифицировать себя с моими героями.

Тува Моцард. Clifton's, 2003. C-print

Тува Моцард. Clifton's, 2003. C-print


    АХ: Вы рассказывали, как однажды поняли, что фотография - это искусство. Что заставило вас так подумать?
   ТМ:
Моя мама – скульптор и художник по текстилю, папа – живописец. Когда я росла, вокруг меня было много художников. Я постоянно ходила на вернисажи, меня буквально затаскивали в галереи. Но тогда мне казалось, что это все слишком претенциозно и поверхностно. Я не понимала, что все это значит. Увиденное никак во мне не отзывалось. Но постепенно меня стали вдохновлять фотография, видео, повествование.

    АХ: У вас есть ассистенты или вы работаете одна?
   ТМ:
У меня были ассистенты, когда я готовила выставку в Kulturhuset. Но в основном я работаю одна. Мой друг помогает мне делать монтаж видео. С кем-то из знакомых я обсуждаю идеи. Но не более... Со мной трудно во время монтажа. Я не могу работать так, как работают кинорежиссеры – две недели на монтаж, и все. Я более эмоциональна. Мне нравится ждать «правильного дня». Иногда это сложно, потому что приходится слишком полагаться на собственное настроение. Материал для меня - нечто почти живое, мне нужно время, чтобы он отстоялся.

Тува Моцард. The Young Ones at the Grave, 2008. C-print

Тува Моцард. The Young Ones at the Grave, 2008. C-print


    АХ: То есть вы думали о том, чтобы делать кино?
   ТМ:
Раньше нет. Но теперь я начала собирать вместе некоторые фрагменты, истории. Какие-то персонажи из прошлых работ появятся снова...

    АХ: Что для вас значит Америка? Она часто присутствует в ваших работах. Это символ?
   ТМ:
Я принадлежу к «американизированному» поколению. Меня заинтриговал сериал «Twin Peaks». Я мечтала поехать в Лос-Анджелес. Уже не помню, почему, - кажется, я встретила какого-то художника оттуда, но для меня Лос-Анджелес был очень притягательным местом. Студенткой я поехала «по обмену» в UCLA (University of California, Los-Angeles) и с тех пор была в этом городе несколько раз.

Тува Моцард. Amerika, 2003. C-print

Тува Моцард. Amerika, 2003. C-print

    АХ: Лос-Анджелес известен тем, что привлекает людей со странностями.
   ТМ:
Я ездила по городу и пыталась их найти, я хотела понять Голливуд: как он структурирован, как он выглядит, как там живут люди. Я испытывала странное влечение к городу. Не столько к Universal Studios, сколько к заброшенным старым зданиям. Некоторые места в Лос-Анджелесе мифологизированы. Другие забыты. Мне было интересно узнать, как индустрия развлечений использует людей, и как люди используют индустрию развлечений. Масса фантастических вещей! Я очень хочу вернуться туда и увидеть больше. Там сплетены уродливое и гламурное, ад и рай на земле. Я чувствую себя там защищенной, я могу там расслабиться. В Швеции это не так. (Хотя в Лос-Анджелесе часто создается скучное искусство и ужасные фильмы). В Лос-Анджелесе солнце всегда светит, и всегда есть открытые кафе, люди дружелюбны и им интересны эксперименты. Мне это подходит, я человек интуиции. Там я вижу себя словно со стороны. Возможно, мне нужна эта дистанция. И еще мне нужно быть в окружении, которое отличается от того, к чему я привыкла. Я думаю, мне нужно уезжать в Америку на один-два месяца в году, чтобы чувствовать себя более счастливой и работать более эффективно.

    АХ: Иногда вы снимаете себя как модель. Почему?
   ТМ:
Я танцовщица и привыкла использовать свое тело. Однако это не автопортреты, мне нравится играть, искать разные настроения. Я думаю, это смешение меня и кого-то еще. У каждой фотографии есть своя история. Вместе с тем, это практично. Я реагирую на какой-то материал, просто достаю камеру и делаю фото. И себя я рассматриваю как часть материала.

Тува Моцард. To Speak about Death, 2006. C-print

Тува Моцард. To Speak about Death, 2006. C-print


    АХ: Расскажите о «To Obliterate Past Humiliation by Resumed Action». В этом видео нет вашего диалога с героями, как раньше.  
   ТМ:
Меня однажды пригласили в Бельгию провести тренинг в социальной службе для неблагополучных людей: бездомных, наркоманов, инвалидов. Там был небольшой театр, и мы решили встречаться там каждый день. Я раздала всем тексты (которые нравятся лично мне), и попросила прочитать их вслух. Некоторые пробовали играть, некоторые просто прочитали. Название моего видео - строка из пьесы Сары Кейн «4.48 Psychosis». Сара Кейн была британским драматургом и покончила жизнь самоубийством. Это текст о тревоге, крик о помощи. Это очень открытый текст о том, что тебе необходимо как человеческому существу. И женщина, которая читает отрывок из пьесы в видео, полностью слилась с этим текстом. Многие почувствовали себя свободными во время тренинга, но эта женщина, возможно, ощутила свободу больше других. Мне нравится ее энергия, и мне нравится энергия певицы Леоны Бабетт (Leona Babette), героини другого видео.

Тува Моцард. Leona Babette, Westowwd, Los Angeles, 2003. Кадр из видео

Тува Моцард. Leona Babette, Westowwd, Los Angeles, 2003. Кадр из видео


    АХ: А как вы познакомились с Бабетт?
   ТМ:
Она выступала в одном баре в Голливуде. Я познакомилась с ней, потом пришла к ней домой, чтобы сделать видео.

    АХ: Во время интервью она говорит вам, что вы ведете себя тихо, ничего не говорите…
   ТМ:
Иногда я не знаю, что именно ищу. Я чувствовала, что участвую в диалоге, хотя и не задавала вопросов. Я была там, с ней. Я чувствую, что мои герои тоже хотят разделить со мной что-то. Мне нравится напряжение, когда ты не знаешь, что произойдет в следующий момент. И потом я решаю, что делать с отснятым материалом.

    АХ: У вас, конечно, есть целая коллекция отснятых историй?
   ТМ:
Да, но сейчас я хочу сделать видео, состоящее из нескольких фрагментов. Что-то вроде видео-эссе. Что-то более сложное, чем раньше - не просто снимать, как люди сидят и говорят... Может быть, буду комбинировать киносцены с документальной съемкой.

    АХ: Вы не снимали танцоров?
   ТМ:
Да, немного, во время учебы. Но порознь с моими арт-проектами. Люди говорили, что я могу просто использовать мой опыт танца, делать перформансы. Но я не стала, это не мое.

    АХ: Легко ли быть художником в Швеции?
   ТМ:
Я думаю, для всех ситуация будет разной. Я выросла в семье художников, поэтому знала, чего ждать: безденежье, семейные сложности и прочее. Вместе с тем я знала систему изнутри, понимала, что нужно делать. Поэтому мне было проще, чем другим. Кроме того, я делала вещи, которые нравились людям. Я была удивлена, когда ко мне в первый раз обратилась галерея в Стокгольме. А потом уже начинает работать механизм арт-рынка. Однако я не хочу быть галерейным художником, который делает работы на продажу. Я думаю, успешный художник - это человек, который делает то, что считает нужным, и при этом у него есть достаточно денег на жизнь, а не тот, у кого есть хорошая галерея и много денег. 

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Тува Моцард | Видеоарт | Выставка | Женщина | Интервью | Искусство | Фотография

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!