12 декабря 2015

Автор: Харькина Анна

Интерактивность вещей - это next big thing. Как работает международное дизайнерское бюро Veryday

Штаб-квартира Veryday в Стокгольме

Шведская компания Veryday работает в области промышленного дизайна уже 46 лет. Известность пришла к ней, когда она выполнила дизайн первого шведского супер-спорт-кара. Кроме того, она получила более трехсот патентов и множество наград, в частности, Veryday – лауреат премии Red Dot Design 2015 года.

Офис фирмы Veryday расположен в стокгольмском районе Бромма, окруженном со всех сторон озером Меларен. К нему нужно идти от метро сначала вдоль домов, построенных как социальный проект в середине прошлого века. Затем упираешься в забор промышленной зоны, сворачиваешь и идешь по лесной дороге, вдоль огородов и небольших деревянных коттеджей. Поднявшись на холм у самой воды, замираешь от неожиданности у старой церкви. Именно в ней, превращенной в рабочее пространство для большой команды дизайнеров, находится штаб-квартира Veryday. Ее филиалы есть в Лондоне, Нью-Йорке, Шанхае и Дубае. Это своего рода фабрика дизайнерских идей.

Мне удалось встретиться и поговорить с директором по интерактивному дизайну Леннартом Андерссоном, работающим в Veryday уже больше 10 лет. Когда он начинал, в фирме еще трудились ее основатели. Veryday появилась в 1969 году, ее история началась с работы двух независимых фирм Designgruppen и Ergonomidesign, объединившихся в 1979 году в ErgonomiDesignGruppen. Свое имя – Veryday – фирма получила в 2012, когда стало очевидно, что ее деятельность далеко не исчерпывается поиском эргономичных решений в дизайне. 


Леннарт Андерссон, директор по интерактивному дизайну VerydayArt Electronics: Вашей фирме уже больше сорока лет. Есть ли у вас свой архив?

Леннарт Андерссон: Да, у нас накопилось много материала, включая старые продукты и прототипы. У нас сохранились, к примеру, прототип велосипеда 1970-х годов. Надо бы заняться и разобрать архив, выкинуть кое-что. Но это не так просто, возможно, какой-то из проектов будет интересен в будущем. Хотя, конечно, некоторые вещи «не переживут свое время». 

AE: Как за эти годы изменился характер вашей работы? 

ЛА: Когда мы начинали, было много разговоров об эргономике, о том, как потребитель будет использовать тот или иной продукт, насколько очевидна его функциональность. Так было еще где-то 30 лет назад. Однако в последние семь – девять лет произошел сдвиг в понимании того, что важно для потребителя. Сейчас акцент делается на опыт переживания продукта. Мы работали с этой темой и раньше, но менее систематично. Сейчас мы специально изучаем эмоции, которые испытывает потребитель. 

AE: Это стало важно только сейчас?

ЛА: Нет, потребитель хочет всегда одного и того же – хорошей жизни: общения с друзьями, безопасности… Все это основополагающие вещи. Но в ситуации рыночного соревнования, когда у людей есть выбор, ты как дизайнер должен понять, что для людей наиболее значимо. Прежде всего, продукт должен быть функциональным, затем он должен выглядеть стильно, менять жизнь к лучшему или стимулировать профессионализм пользователя... Сейчас разработано множество параметров, которым нужно соответствовать.

Рабочий процесс в офисе Veryday

Рабочий процесс в офисе Veryday

AE: То есть вы стремитесь понять, как «встраивается» продукт в повседневную реальность потребителя?

ЛА: Да, мы называем это «точками соприкосновения». Современные компании поставляют сложные сервисы. Конечный потребитель общается с продуктом через определенные «точки соприкосновения»: он звонит в службу поддержки, делает апгрейд, хочет совместить приобретенный продукт с другими продуктами или услугами. Это довольно сложный сценарий, и все больше компаний понимают, что они должны отвечать за процесс во всех этих «точках». Важным становится вопрос, как люди чувствуют себя, используя продукт. Что-то может улучшать настроение, а что-то раздражать. При анализе «точек прикосновения» может оказаться, к примеру, что твой продукт очень хорош, но сервис его поддержки – очень плох. 

AE: Исходя из вашего опыта – в чем может быть причина?

ЛА: Часто в компании нет человека, который отвечал бы за то, что чувствует потребитель в момент использования продукта. Проведя анализ, можно найти пробелы и новые возможности. Чем мы, в частности, и занимаемся.

Кофейники - легендарный продукт компании, изначально изготовленный для SAS, сотрудники которого жаловались на боль в кисти рук от использования старых неудобных кофейников.

Кофейники - легендарный продукт Veryday, изначально разработанный для авиакомпании SAS, сотрудники которой жаловались на боль в кисти рук от использования старых неудобных кофейников.

AE: Скажите, какая тема сейчас наиболее актуальна в дизайне?

ЛА: Я думаю - совместимость предметов, Интернет вещей. Все больше продуктов связаны друг с другом через различные сервисы и устройства. Примером может служить умный дом.

AE: С людьми каких профессий вы обычно сотрудничаете, работая над тем или иным проектом?

ЛА: Обычно это этнографы, специалисты в управлении человеческими ресурсами, экономисты, стратеги, ученые - эксперты в разных областях. Мы хотим, чтобы наши дизайнеры были вовлечены в проект с самого начала, еще на стадии изучения целевых групп.

AE: Расскажите об этом подробнее.

ЛА: Сначала мы пытаемся ясно представить себе цель – то, чего хотим достичь (в частности, в долгосрочной перспективе). Потом мы решаем – что самое важное, с чего мы должны начать. А когда это решено и проанализирован бизнес-план, мы входим в творческую стадию. Часто мы расширяем дизайнерскую группу, добавляем специалистов в конкретной области. Далее следует тестирование. Причем потенциальных потребителей  мы не только приглашаем к участию в тестах, мы ищем возможность подключить их к самому созданию продукта.

Ручка для горного велосипеда, разработанная Veryday для RTI Sports

Ручка для горного велосипеда, разработанная Veryday для RTI Sports - лучший продукт 2015 года в номинации «Спорт и досуг» по версии Red Dot Award

AE: На вашем сайте я нашла список методов, которые вы используете в работе. Здесь не все понятно. Что такое, к примеру, emotional experience mapping?

ЛА: Мы следуем за конечным потребителем в интересующих нас ситуациях. Например, работая для Ikea, мы следовали за клиентом во время его поездки в магазин. И мы просили его и других поделиться с нами информацией о том, как они себя чувствуют в разные моменты, находясь в пространстве магазина Ikea. Для этого мы специально создали приложение, которое позволяет быстро регистрировать свое настроение. Ты можешь сделать фотографию и выбрать иконку, отражающую твое отношение к тому, что ты только что сфотографировал. Это приложение дает потребителю возможность вспомнить свои эмоции и сформулировать позже, почему он чувствовал себя именно так в конкретный момент. 

Основная проблема – не разрушить спонтанность момента. Поэтому мы стараемся быть как можно менее заметными во время подобных опытов. Кстати, многие компании добились бы большего, если бы понимали различные фазы соприкосновения с продуктом, через которые проходит потребитель, и знали об эмоциях, которые он при этом испытывает.

Мебель, разработанная Veryday для Ikea

Мебель со встроенным индуктивным зарядным устройством, разработанная Veryday для Ikea

AE: Мне известно, что в последнее время вы работали с Ikea  над кое-чем новым...

ЛА: Мы помогали Ikea в создании концепции жилья будущего. Новые технологии меняют способ взаимодействия людей с окружающим миром (интернет вещей уже упоминался в нашем разговоре). Эти перемены продлятся годы, но уже сейчас нужно попытаться понять их возможные направления.

Один из первых продуктов, который мы выпустили с Ikea – это мебель, позволяющая заряжать мобильные устройства. Идея очень проста – в предмет мебели, какой угодно, встроено индуктивное зарядное устройство. Мы все имеем массу устройств, которые требуют зарядки. Наша модель мебели – экспериментальная, и, разумеется, не все приборы можно зарядить, просто положив их на стол. К примеру, для зарядки iPhone вам будет нужен специальный чехол. Но он выглядит как обычный чехол для смартфона, который все равно все используют. 

AE: Какое полезное новшество! Особенно неприятно забыть адаптер во время путешествия. 

ЛА: Да, лучше забыть почти что угодно, только не адаптер! (смеется).

Пульт для контроля климата, разработанный Veryday для Swegon

Пульт для контроля климата, разработанный Veryday для Swegon

AE: Меня также заинтересовал пульт для устройств контроля климата от фирмы Swegon. Вы работали над этим проектом лично?

ЛА: Да, работал. Это профессиональный продукт, который много где используется. Он отвечает за температуру воздуха, контролирует влажность, вентиляцию. Например, ночью, когда в помещении нет людей, температура автоматически понижается, чтобы уменьшить расход энергии, и затем утром в нужное время возвращается к дневным показателям. Система может регистрировать количество людей в помещении, измерять качество воздуха. Технические решения Swegon суперинтеллектуальны. Это одна из лучших подобных систем на рынке. Однако пульт управления был слишком маленьким, со старым дисплеем. Отсутствовала связь между параметрами: сделав одно изменение, надо было вручную корректировать другие установки. 

Мы встретились с теми, кто инсталлирует и обслуживает эту систему. Многие сказали, что у них нет проблем, они все понимают. Но оказалось, что некоторые настройки даже самые опытные не могут выполнить правильно. А новичкам и вовсе надо потратить год, чтобы научиться управлять этими устройствами. И мы создали панель управления, которой мог бы пользоваться каждый. 

AE: И последний вопрос – ваши прогнозы на будущее технологий...

ЛА: Акцент будет на интерактивность вещей, это будет next big thing. Сделать так, чтобы все продукты сообщались между собой – это действительно вызов. Если я что-то напишу в мобильном телефоне – поймет ли это моя лампа? Особенно если они сделаны разными фирмами. Сейчас компании-разработчики создают уникальные интерфейсы и протоколы, не адаптированные друг к другу. (Хотя, между тем, ни одна из них не делает всего, и уместен простой вопрос, разрушающий иллюзии: «Вы думаете, что люди будут покупать только вещи под вашим брэндом?»). Эту ситуацию необходимо изменить. Приходит осознание, что нужна универсальная  платформа, в рамках которой все вещи смогут сообщаться друг с другом. Собственно, это и есть вызов.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Дизайн | Интерактив | Интервью | Veryday | Red Dot

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!