25 мая 2004

Автор: Скоркина Ольга

Бойцы невидимого фронта

Бойцы невидимого фронта
Ольга Скоркина
«В аромате есть убедительность, которая сильнее слов, очевидности, чувства и воли. Убедительность аромата неопровержима, необорима, она входит в нас подобно тому, как входит в наши легкие воздух, которым мы дышим, она заполняет нас до отказа, против нее нет средства».
Сегодня звук стал объемным, цифровое изображение трехмерным, а запах все еще существует эфемерно, физически его можно удержать лишь во флаконе духов или в баллончике со спреем. Кажется невозможным поместить эту непостоянную, летучую субстанцию на удобный «носитель», и тем более — переслать при помощи Всемирной паутины.
Между тем индустрии давно известно магическое влияние запахов на потенциального потребителя (в особенности это касается работ парфюмеров).
Отсюда живой интерес, который вызвали исследования двух американских инженеров, Джоэля Белленсона и Декстера Смита. В конце 90-х они принялись за разработку уникального приспособления, генерирующего сотни искусственных запахов и передающего их по электронной почте либо загружающего из сети прямо на ПК (звучит невероятно, однако вспомните, что говорили в начале прошлого века о перспективах звукового кино).
Разработка генератора запахов была начата фирмой Белленсона и Смита DigiScents в преддверии нового тысячелетия и с энтузиазмом подхвачена множеством компаний, работающих в разных областях: от парфюмерии до вин и кофе, а также разработчиками электронных игр.
Устройство, получившее название iSmell, выглядит как треугольник с сетчатой поверхностью, размещенный на эллипсоидной подставке. Эта необычная конструкция была впервые представлена посетителям компьютерной выставки RetailVision Fall 2000. По словам очевидцев, «виртуальные» запахи почти не отличаются от настоящих, разве что еле уловимым резковатым оттенком, напоминающим об их искусственном происхождении.
Технология генерирования запахов (Digital Scents Technology) довольно проста: программируемый синтезатор запахов позволяет создавать до 2500 различных ароматов путем комбинации первичных 128 компонентов. Устройство функционирует подобно любой мультимедийной конструкции: iSmell получает из сети специальный код — команду по смешиванию и распылению в определенных пропорциях соответствующих составляющих.
Подобно принтеру или сканеру, синтезатор ароматов устанавливается рядом с компьютером и подключается к нему через один из USB-портов. iSmell снабжен картриджем, содержащим первичные ингредиенты, при полном использовании которых картридж заменяется на новый, как в обычном печатающем устройстве. Генератор создает и распыляет запахи в радиусе 1–1.5 м, они рассеиваются в течение заданного программой времени, в зависимости от интенсивности и продолжительности того или иного аромата.
Итак, начинание DigiScents — аппаратно-программная платформа iSmell, предназначенная для «оцифровки» запахов — была встречена с интересом многими: eCandy, Real Networks и еще пятью тысячами веб-сайтов, разработчиками ПО и компьютерных игр, медиа-компаниями и производителями потребительских товаров. Однако в апреле этого года DigiScents внезапно объявила о своем банкротстве, поскольку денег, полученных от инвесторов на воплощение «ароматной» идеи, не хватило. «Мы попросту не вписываемся в представления инвесторов о том, что нужно финансировать: они считают, что в буквальном смысле выбрасывают деньги на ветер», — жалуется глава компании Джоэль Белленсон. Он надеется, что фирма сможет продать лицензию на свое изобретение другим компаниям.
Впрочем, DigiScents не одинока в своих попытках оцифровать летучую субстанцию запаха. В 2001 году компания Aroma Jet занялась разработкой ПО, позволяющего создавать и рассылать виртуальные запахи через Интернет: прибор генерирует до 60 различных ароматов на основе 16 основных компонентов.
Есть и другие фирмы, стремящиеся к покорению «ароматического» виртуального рынка. К примеру, компания TriSenx предлагает предназначенное для этих целей ПО SENX Ware Scent Design Studio, которое вскоре можно будет бесплатно загрузить из Интернета.
Исследовательский центр France Telecom совместно с немецкой компанией Ruetz Technologies и Международным институтом парфюмерии, косметики и пищевых ароматизаторов разрабатывает собственную систему передачи запахов по сети. Технология аналогична: ароматы, создающие мультимедиа-наполнение сайтов, синтезируются с помощью приставки, подключенной к компьютеру.
Производители потребительской техники также подхватили витающую в воздухе идею: в продаже появился будильник Progression Wake Up Clock американской фирмы Hammacher Schlemmer, поднимающий владельца по утрам бодрящим ароматом кофе и провожающий его ко сну расслабляющей лавандой.
А немецкая компания Dornbracht, изготавливающая оборудование для ванных комнат, собирается выпустить установку Rain Sky («дождливое небо»), сочетающую десять типов распыления воды с различным освещением и соответствующими ароматами.
В Южной Корее создан генератор запахов, подключаемый к компьютеру и экрану телевизора. Он содержит 20 ампул с ароматическими веществами, подающимися в смешанном виде на выходное устройство. Разработчики уверяют, что этот прибор, напоминающий миниатюрный компьютерный микрофон, передает любые возможные ароматы. Хотя на сегодняшний день даже лучшие синтетические запахи напоминают свои природные прообразы довольно отдаленно.
Английская компания Telewest Broadband завершает разработку нового синтезатора ароматов, которые можно будет присоединять к электронным письмам. Однако чтобы «понюхать» полученное письмо, получатель также должен подключить к своему компьютеру генерирующее устройство.
В нашем носу свыше тысячи рецепторов различного типа, поэтому требуется смешать соответственно около тысячи составляющих, чтобы достоверно передать тот или иной аромат. Другая проблема — запах быстро рассеивается и доходит до носа потребителя в более слабой, чем вначале, концентрации. В связи с этим в Японии придумали ароматическую пушку. Она представляет собой компактную камеру с соплом с одной стороны и тонкой, чувствительной мембраной с другой. В камеру впрыскивается необходимый аромат, который затем выстреливается тонкой струйкой точно в нос клиента, после чего быстро выветривается. Подключенная к компьютеру видеокамера следит за лицом пользователя, специальная программа вычисляет координаты носа, поэтому выстрел точен настолько, что человек, находящийся в полуметре от клиента, не почувствует никакого запаха.
Новейшее достижение в сфере виртуальных запахов — проигрыватель ароматов Febreze Scentstories от компании Procter & Gamble, который напоминает привычный CD-плеер: в устройство необходимо вставить специальный «ароматный» диск, нажать кнопку и затем можно наслаждаться коллекцией запахов. Электрический элемент нагревает ароматический воск на поверхности диска, а вентилятор распространяет запах по комнате. Каждый диск содержит пять композиций, «проигрывающихся» до пятидесяти часов, после чего ароматы выдыхаются. Композиции объединены по темам: «Отдых в гамаке», «Исследование горной тропы», «Прогулка по саду», «Блуждание босиком по берегу моря» и «Оттенки ванили».
Гениальность изобретения, как обычно, заключается в его простоте: больше не нужно жечь свечи и ароматические палочки, использовать масла и благовония. Этот «плеер» выглядит логичным развитием идеи цифрового дома, снабженного устройствами управления звуком, светом, изображением и, наконец, запахом.
Телефонные компании и сотовые провайдеры также заинтересовались созданием виртуальных ароматов. В будущем France Telecom предполагает снабжать мобильные телефоны специальными кассетами с набором запахов, которые можно будет отправлять в виде SMS. Разрабатываются сайты парфюмерных компаний, на которых можно не только понюхать и выбрать новые ароматы, но и составить свой собственный «букет» из предложенных компонентов.
Кино развивает данное направление уже не одно десятилетие. Еще в 50-е годы прошлого века швейцарский профессор Ханс Лаубе изобрел аппарат для воспроизведения ароматов в кинотеатрах — Smell-O-Vision. Это устройство испытали на публике во время премьеры фильма «Scent of Mystery» («Запах тайны»): к креслам зрителей были подведены специальные трубки, через которые передавались соответствующие запахи. Однако успеха начинание не имело, потому что его техническая сторона была далека от совершенства: запахи смешивались и накладывались друг на друга, создавая неприятные комбинации. Как иронично заметил критик журнала «Time», «зрители согласятся, что запахом, понравившимся им больше всего, был тот, до которого они добрались во время перерыва, — свежий воздух».
В начале 80-х проделал опыт с запахами скандально известный американский режиссер Джон Уотерс на премьере своего фильма «Polyester». Он раздал зрителям специальные карточки с десятью запахами, которые «открывались» после расцарапывания выделенного порядковым номером кружочка.
В 2000 году на показе фильма «One day Diet» («Однодневная диета») в Мюнхене немецкий инженер Штефан Рейтц представил прибор Sniff Machine, выполненный в виде небольшой коробочки, которая вешается на шею и издает запахи под дистанционным контролем «арома-техника». Каждый аромат длился до 20 секунд и рассеивался с помощью специальных бесшумных вентиляторов.
Другие режиссеры также начали экспериментировать с запахами на просмотрах своих фильмов. И это увлечение грозит перерасти в третье по важности эпохальное изобретение в истории кино после появления движущихся фотоснимков (в 1895 году) и звука (в 1927 году).
Как каждое крупное открытие человечества, виртуальный запах имеет свои весомые плюсы и минусы, причем последние заставляют серьезно задуматься. Запах — весьма индивидуальная, тонкая, а иногда и опасная субстанция. Хотя бы потому, что запахи, в отличие от звуков и изображений, сменяют друг друга не очень легко, а также могут смешиваться, давая подчас неприятную комбинацию.
Другая сторона проблемы — ароматный спам и виртуальный арома-терроризм. Трудно представить, во что будет превращен кабинет или комната, в которой стоит зараженный таким вирусом компьютер (в лучшем случае, несколько часов проветривания его владельцу обеспечены).

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Цифровые технологии | Интернет | Софт | Изобретение | Запах

Комментариев: 4

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. Jenny #
    Нет, я ароматические свечки жечь дома не перестану все равно. А вот выбирать духив интернет-магазине, да и фильмы смотреть будет интересно!

    Ответить на этот комментарий

    1. admin #
      Запах о многом говорит

      Ответить на этот комментарий

      1. admin #
        Японская компания Capcom, которая более 25 лет занимается разработкой компьютерных игр, объявила о запуске необычной коллекции ароматов. В сотрудничестве с маркой Epic-Scents они создали запахи, которыми могли бы пользоваться герои культовых видеоигр. Например, непобедимому Мегамену адресована цитрусовая композиция Cool Rush, а бесстрашному Протомену - пряная Apple Cinnamon.

        Ответить на этот комментарий

        1. userpic
          Дмитрий Булатов #
          Молодцы, что уделяли этой области внимание! Я помню, что в 2000-х стоял бум по поводу iSmell и передачи запахов электронным путем. И даже сам когда-то писал об одном художественном проекте по результатам поездки на EMAF2004: http://www.ng.ru/ng_telekom/2005-05-17/13_abonent.html

          Ответить на этот комментарий

          Написать новый комментарий

          Спaсибо!




          Больше текстов

          electronic fashion

          Стратегия будущего: как меняются новые технологии

          electronic fashion

          Лучшие строительные инновационные проекты за прошлый год

          electronic fashion

          162 профессии будущего. Продолжение

          electronic fashion

          Чем стал для нас Adobe Photoshop за 25 лет

          electronic fashion

          162 профессии будущего

          electronic fashion

          Как мы учим машины создавать и строить

          electronic fashion

          Summa Informaciae

          electronic fashion

          Внимание к именам

          electronic fashion

          Hi-Fi на высоте. Репортаж с CES 2014, часть II

          electronic fashion

          Нери Оксман: Кафка, броня, шезлонг

          electronic fashion

          CES 2014 в Лас-Вегасе. Часть I

          electronic fashion

          Consumer Electronics Show в Лас Вегасе - 2013. Резюме. Часть III. Hi-Fi & High-End

          electronic fashion

          Consumer Electronics Show в Лас Вегасе - 2013. Резюме. Часть II. На голове

          electronic fashion

          Consumer Electronics Show в Лас Вегасе - 2013. Резюме. Часть I. Гонка разрешений

          electronic fashion

          Технологическое бессознательное

          electronic fashion

          Роботы и аватары - наши друзья и коллеги будущего?

          electronic fashion

          Кино и музыка Шестнадцатого SKIFа

          electronic fashion

          Russian Art Week начинается!

          electronic fashion

          Science Art на выставке в Москве. Искусственные облака, лабиринты из битов, биоморфный мусор

          electronic fashion

          Consumer Electronics Show 2012 в Лас Вегасе. Окончание