ART ELECTRONICS — футуре-журнал. Это англо-русское определение несколько туманно. Оно говорит, что журнал о будущем? Да. В одном из номеров даже опубликованы футурологические прогнозы Артура Кларка. И science fiction тоже отдана дань. Плюс футуристическая эстетика цифровых технологий — доминирующей темы журнала. Однако вместе с тем в нем есть очерки, к примеру, о фильме Мельвиля «Самурай» (которому около 40 лет) или о джазовых композициях середины прошлого века. Или о моделях Леонардо. Так при чем тут «футуре»? Будущее (точнее, то, что мы о нем думаем) — это горизонт, к которому невозможно приблизиться. И постепенно оно превратилось в зеркало. Мы все время смотрим в него и отражаемся в нем. Вместе с моделями Леонардо и фильмом Мельвиля. Оно диктует и взгляд вокруг, и взгляд назад. И зеркало не виновато в том, что оно отражает. Так писал Стендаль — не подозревая, что это станет оправданием «ART ELECTRONICS».
ART ELECTRONICS начинает публиковать пробы нелинейной подачи текстов (точнее, пробы перевода во Flash текстов, написанных традиционно – просто текущих журнальных очерков). Это не более, чем пробы - только намеки на то, что может быть. У нас в редакции они вызвали долго длившиеся сомнения и споры. Хотя бы поэтому их, вероятно, лучше опубликовать «как есть», чем спорить дальше.
Иногда в литературе наступает усталость от текста, написанного линейно, в одном измерении, которое элементарно продиктовано «листом бумаги». Иными словами, возмущает сам факт, что текст можно писать лишь от начала к концу, мысли или описания событий могут только следовать друг за другом, даже если они противятся этому в сюжете или ассоциативном контенте, даже если их хронология безразлична. Но, оставаясь в плену у листа бумаги, текст обречен быть одномерным. Лет сорок тому назад французские структуралисты были от этого в отчаянии какое-то время.
Как бы то ни было, естественный порядок ассоциаций нелинеен (и значит, именно нелинейный текст порой совершенен). Любая мысль может вызвать массу ассоциаций, которые совсем не связаны прямым следованием. Напротив, они сплетаются или нанизываются друг на друга спонтанно и синхронно, создавая множество измерений этой мысли.
Лист бумаги искажает ее. Однако свободен электронный текст, благодаря платформам типа «Flash» он может иметь любое число измерений, приближаясь к естественной форме ассоциаций (или совпадая с ней в идеале, который, возможно, достижим). Эти платформы развиваются молниеносно - и требуют все более изящных применений.
В литературе прошлого века особенно много текстов, стремящихся к нелинейности, но лишенных ее. Образцы прозы потока сознания, если из них сделать ветвящиеся флэш-объекты, не потеряют ни грана аутентичности. Напротив, можно предположить, что именно «многомерная» проекция во флэш способна сделать некоторые главы «Улисса» абсолютно прозрачными. Например, «Итаку» (с ее пучками синхронных, пульсирующих, «разбегающихся» вдаль от центра монологов – в отличие от безусловно одномерной, текучей «Пенелопы»).
Одна из метафор времени у Борхеса – «сад расходящихся тропок». Иногда это вполне адекватное определение текста.
Содержание
Из рубрик журнала к двум имеет смысл дать комментарий (просто потому, что их названия почти случайны). Это «Миражи» и «Вечерние посетители». Темы «Миражей»: фото, кино, графика, литература. Гриф «футуре», разумеется, так или иначе диктовал характер опубликованных здесь материалов, но чтобы связать их под одной обложкой, понадобилась метафора. Отсюда «Миражи».
В рубрике «Вечерние посетители» появляются только интервью. Эпитет «вечерние» подчеркивает их атмосферу — свободное, раскованное, несколько досужее, возможно, течение мысли. Что бы то ни было «репортажное» отсекается. Название рубрики повторяет название фильма Марселя Карне. Это осознанный плагиат, не означающий ассоциативных связей с контентом фильма.
В остальных случаях название рубрики имеет прямое соответствие содержанию. А содержание сохранило не менее прямое соответствие вкусам и взглядам редакции и хотя бы поэтому может показаться субъективным. Как ни жаль, иначе не бывает.
Living tomorrow – за пригоршню виртуальных долларов
Лас Вегас, Невада: буря в пустыне
Живут ли привидения в цифровом доме?
Джордж Лукас: этой планете я поставил бы ноль
Анне Олофссон, которая хочет быть
Интернет-журнал Арт Электроникс.
© 2001 — 2014 ООО «Арт Электроникс Проджект». Все права защищены.Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Копирование материалов сайта возможно только с указанием полной активной ссылки на сайт artelectronics.ru.