id: 8
Графика. Приближение к «цифре»: ступениПавел Филонов. Бегство в Египет, 1918 Строго формально стадиями на пути от станкового искусства к «электронной» графике можно считать работы нескольких художников. Это Филонов, Малевич, Мондриан, Уорхол, Лихтенштейн. Павел Филонов называл себя «мастером аналитического искусства» и стремился найти абстрактное выражение естественных процессов (электромагнитных, химических и т. д.). Он утверждал, что картина должна строиться из одной точки, как живой организм — как цветок, например. Филонов настаивал на субъективном характере формообразования, известно его правило: «делай форму любой формой, любой цвет — любым цветом». Даже неискушенный зритель может увидеть определенное сходство между абстрактными работами Филонова и некоторыми образцами компьютерной графики. Это сходство заключается в тотальной ритмизации поверхности картины и в методе «наложения изображений», то есть в повторении изображений со сдвигом на плоскости. В остальном картины Филонова и произведения компьютерной графики диаметрально противоположны. Филоновский принцип «сделанности» предполагал, в частности, упорную, изощренную работу над каждым сантиметром картины. Главным в этой работе была «единица действия» — «единичное касание» холста, то мышечное ощущение, которое полностью отсутствует у компьютера. Великий швейцарский художник ХХ века Пауль Клее так говорил о творческом процессе: «...Вспыхивает некий огонь (внутри художника — Н. Т.), он связан с рукой. Бежит к картине и там взрывается вспышкой, замыкая круг, откуда он пришел, возвращается обратно в глаз и далее (обратно к одному из источников движения, воли, идеи)». Для компьютера это невозможно. Компьютер мог бы рисовать, как человек, только в том случае, если бы он был системой, идентичной человеку, однако нужно ли создавать такую систему? Малевич и Мондриан, которые работали одновременно с Филоновым в первой половине ХХ века, активно использовали вспомогательные приспособления. Супрематизм Малевича и неопластицизм Мондриана оперируют простыми геометрическими формами и пересекающимися горизонталями и вертикалями, нарисованными с помощью линейки; однако и у Малевича, и у Мондриана расположение форм и их пропорции достигают такого совершенства, которое может видеть и контролировать только глаз великого художника. Следующая стадия на пути к цифровой графике — творчество Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна. Они в еще большей степени «механизировали» творческий процесс, но контролирующий этот процесс глаз художника не давал их искусству перейти в «машинерию». Энди Уорхол. Мэрилин Монро, 1967 Энди Уорхол знаменит тем, что начал использовать технику шелкографии в станковом искусстве. Сама форма на основе шелковой сетки создавалась фотоспособом. С помощью фотоформы Уорхол наносил изображение на живописный фон, написанный обычным способом — кистью и красками, однако он никогда не делал это механистически. Яркий пример — знаменитый портрет Мэрилин Монро, на котором изображение кинозвезды повторено множество раз. Художник пользуется одной и той же фотоформой, но мы не найдем на холсте двух абсолютно одинаковых изображений. Уорхол мастерски рассчитывает, где и как нанести краску на холст через шелковую сетку фотоформы, он создает тончайшую нюансировку «пробелов», а ритм этих «пробелов» опять-таки контролирует глаз художника. Произведение Роя Лихтенштейна «Whaam!» на его ретроспективе в Tate Modern в Лондоне Рой Лихтенштейн использовал форму растра. Он шел в ближайший книжный магазин и просматривал лежащие на прилавках комиксы. Понравившиеся рисунки из комиксов он вырезал и уносил к себе в мастерскую. Там он их перерисовывал карандашом на бумагу большего формата, рисовал круги увеличенного растра и с готового рисунка изготавливал трафарет. Таким образом, художник брал чужой готовый материал, «рукотворно» его увеличивал (конечно, в чем-то уточняя) и механическим путем, методом трафаретной печати, заканчивал работу. Имитация растровой печати совершенно неожиданно вносит в работу человеческую теплоту. А пластика рисунка заставляет вспомнить японское искусство. Майкл Томпсетт. Карта мира, 2012 Один из видов новой, уже электронной графики — «визуальная музыка». Художники и композиторы создают графические листы с использованием нотной записи, которая не предназначена для исполнения, но, по мнению авторов, может восприниматься внутренним слухом зрителя. Компьютерная графика в этом жанре используется очень активно, иногда выполнение этой работы «вручную» вообще нереально. Возможности «цифры» позволяют изобразить очень сложные формы, изменения цвета и нюансировки фактуры. Однако, я думаю,— компьютерная графика никогда не станет самостоятельным искусством, подобным станковому. Впрочем, в наше время станковым искусством может быть объявлен и чистый лист бумаги. Несомненно, один из прообразов «визуальной музыки» — финал фильма Стэнли Кубрика «2001. Космическая одиссея». Комментариев: 2
Написать новый комментарий |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания