Et cetera

Миражи

Main image
15 февраля 2023

ПРИКЛЮЧЕНИЕ (Хроника нескольких эпизодов последней трети XIX века)

Артюр Рембо в своих известных письмах привязывает весь феномен поэзии к слову «ясновидение». Это оно вскоре привело его к ветвлению метафор в Пьяном корабле, например. Раньше в подобных ветвлениях вообще время от времени усматривали пророчества, в частности, когда их там не было. Но Рембо — в том, что он называл voyance — искал лишь самопознания.

Main image
20 октября 2017

Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

Идея повседневного активизма поэтессы Дарьи Серенко, реализованная в инициативе «Тихий пикет», рассматривается в качестве примера нелинейного текста.

Main image
22 июля 2017

Записки о Трактате

Не так уж ново утверждение, что «Логико-философский трактат» Витгенштейна — это нелинейный текст. Нелинейность способна к фиксации хаоса, потока сознания. Такого, как у Пенелопы Джойса, — хтоничного, сырого, полного случайных мгновенных ассоциаций. Между тем, Витгенштейн, конечно, искал алгоритма, проставляя в Трактате десятичные номера у своих максим.

Main image
07 июня 2017

Уловка 6.54. О «логической петле» в трактате Витгенштейна

Одна из загадок Витгенштейна – афоризм «Логико-философского трактата» под номером 6.54, в котором заключено перформативное противоречие. Мы называем его «Уловкой 6.54» по аналогии с «Уловкой 22», известным сатирическим романом Джозефа Хеллера.

Main image
18 января 2017

Витгенштейн и мы. Почему он необходим нам здесь и сейчас

Знаменитое собрание афоризмов Людвига Витгенштейна «Логико-философский трактат» состоит из тезисов, которые он расширяет и поясняет. Позже философ счел, что сказал миру о логике и языке всё, что следовало сказать, и замолчал. Но остались вопросы. Art Electronics приглашает вместе поискать ответы.

Main image
28 июня 2016

Механические люди: история андроидов от А до Б

Наивно думать, что роботы появились на свет в XX веке. В действительности механические люди и звери были известны еще в античности. Интерес к ним с новой силой вспыхнул в эпоху Возрождения и достиг своего апогея к XVIII-XIX столетиям. Тогда же эти движущиеся диковины проникли в Россию.

Main image
13 апреля 2016

Биомузыка: диалог композитора и слизевика

Два фильма о том, как могут сотрудничать слизевики и композиторы, и о том, как геологические данные становятся музыкой.

Main image
29 февраля 2016

Искусство будущего: компьютер ставит вопрос о природе творчества

Компьютерные программы способны самостоятельно создавать художественные произведения с 1970-х годов. Однако сегодня у нас по-прежнему остаются вопросы к машинному искусству.

Main image
22 июля 2015

Перечитываем марсианские хроники

Марсоход «Curiosity» вновь обратил воображение людей к «красной планете». Глава NASA Чарльз Болден заявил о необходимости колонизировать Марс, чтобы человечество могло продолжить свое существование. Для этой цели набираются добровольцы… Что все это значит?

Main image
02 февраля 2015

Предсказания Рэя Курцвейла на ближайшие 25 лет

Рэймонд Курцвейл, предсказавший победу компьютера в шахматном матче с человеком, возможность персональных компьютеров получить ответы по интернету без проводов к 2010 году и использование в начале 2000-х экзоскелетов в медицине, дал прогноз на следующие 25 лет.

Main image
04 января 2015

Зингер. О бренде и человеке

Несмотря на свои ярко выраженные инженерно-технические склонности, Исаак Зингер совсем не походил ни на скучного «ботаника», ни на «сумасшедшего ученого» голливудского образца. Это был энергичный двухметровый гигант, большой поклонник театра и женщин.

Main image
26 марта 2014

В мемориз! Живая память в киберэпоху и виртуальное пирожное «мадлен»

Социолог Екатерина Таратута размышляет о человеческой памяти и технологиях ее сохранения. Открыть собственный ноутбук, которым перестал пользоваться пять лет назад, — впечатление посильнее многих. Старые компьютеры превращаются в машины времени, а людям память принадлежит все меньше.
Main image
29 марта 2012

Приключения Незнайки в стране архитектурных утопий

Что может быть материальнее архитектуры? Однако она часто переплеталась с утопией, субстанцией в высшей степени эфемерной. Диковинные плоды последней манили людей своей причудливостью и иногда отчаянной невоплотимостью.
Main image
28 марта 2012

Светодиоды: pro et contrа

Вероятно, в близком будущем основным искусственным источником света станет светодиод, который сейчас теснит лампу накаливания. Очевидно, что переход на светодиоды будет длительным. Хотя уже теперь многие дизайнерские проекты осуществляются исключительно с их помощью — потому что они способны менять цвет и позволяют выстраивать сложнейшие сценарии вечерней и ночной подсветки.
Main image
21 марта 2012

Garden Lighting

Искусство украшения королевских садов и парков разноцветными огнями можно считать истоком светодизайна современности. Искусственному свету как эстетическому материалу находилось применение в дни торжеств и празднеств, в моменты, когда сады Версаля (к примеру) расцвечивались множеством огней, а темное ночное небо было усыпано искрами фейерверков.
Main image
21 марта 2012

Механика vs электроники

В хронометрии столетиями безраздельно властвовала механика, однако часовой механизм, становясь все сложнее, уменьшался в размерах. Началом экспансии электричества в хронометрию стала конструкция больших часов, которые ставились на площадях и улицах городов. Их механизм состоял из электромагнита, колеса и пары шестеренок. Однако они не измеряли, а лишь показывали время...
Main image
15 марта 2012

Барбара Миллисент Робертс

Прототип робота – кукла, игрушка. Что бы вы сказали о цифровой Барби? Это эскиз человекоподобной игрушки, который стал диктаторски сильным. И в любом случае, это пока единственный безоговорочно универсальный образец искусственного человеческого облика, который создало наше воображение.
Main image
15 марта 2012

Темная сторона красоты

Готическим может быть все — от поэзии до стиля одежды, от архитектуры до мобильного телефона. Готика — это отчаянное стремление к красоте. Это черный цвет, декадентская меланхолия и мистицизм. У готического декора особое, темное и таинственное обаяние; он может быть возвышенным и пугающим.

Main image
14 марта 2012

R. S. V. P.

Мэйл-арт — весьма демократичная форма искусства. Для успеха здесь не нужно признание художественных галерей. При этом, однако, мэйл-арт ярок и убедителен. Его объектом делается все, что можно послать по почте. Например, иллюстрированное письмо в украшенном наклейками и рисунками конверте, самодельная почтовая карточка и т.д.
Main image
04 марта 2012

Миф об абсенте. Продолжение

У него масса имен, иногда очень романтичных. Самое древнее — «зеленая фея», она же «зеленая муза, богиня», она же «королева ядов», «кокаин XIX века», «святая трава». Абсент бывает разных цветов — от оливкового до изумрудного, от ярко-красного до бурого. Сегодня известно более пятидесяти видов абсента...
Main image
04 марта 2012

Майкл Муркок «Лондон, любовь моя»

Майкл Джон Муркок (1939) — один из самых известных современных британских писателей — оставил след почти во всех литературных жанрах, от фэнтези до политического памфлета и сатирического рассказа. Этот роман — описание истории города в течение периода, который примерно соответствует собственной жизни Муркока от рождения до момента публикации книги...
Main image
04 марта 2012

Pro svet. Часть II

Искусственное освещение, которое заменяет солнечный свет в темное время суток, открывает перед дизайнером целый спектр возможностей по превращению здания в сгусток энергии. Осветитель может корректировать архитектуру: разнообразить пространство, сделать среду динамичной, изменить глубину перспективы.
Main image
29 февраля 2012

Pro svet

Искусственный свет, освещая какое-либо место, тоже меняет его. Он создает отчасти живописный эффект, влияя на восприятие цвета, глубины, пространственных отношений и объема. Возможности игры со светом будоражат воображение. С помощью частичной подсветки можно обнаружить детали, недостаточно заметные или скрытые днем.
Main image
29 февраля 2012

Миф об абсенте

В 80-е годы XIX века во Франции популярность полынного напитка приравнивалась к популярности вина. Кстати, тогда абсент делался на чистейшем виноградном спирте. Считалось, что напиток улучшает аппетит перед ужином. Отрезок между пятью и семью вечера стал специальным временем для совершения этого ритуала — выпивалась одна порция абсента...
Main image
23 февраля 2012

Облако и волна

Американские архитекторы Диллер и Скофидио открыли огромный неизведанный континент технологий, материалов и идей. В основе их концептуального проекта — обращение к древней животворной субстанции, воде. Их «Облако» - это своего рода анти-архитектура в союзе с высокой инженерией. Над поверхностью озера Нешатель зависло огромное туманное облако эллипсоидной формы, слегка меняющейся, в зависимости от направления ветра.


Больше текстов

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 3

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 2

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта

sound

Криптограмматика и египтомания Роберта Шумана

et cetera

ПРИКЛЮЧЕНИЕ (Хроника нескольких эпизодов последней трети XIX века)

телеграф

Декабрь, Anna Nova

vision

Диапазон измерения Дмитрия Морозова ::vtol::

телеграф

Рафаэль Розендаль в Петербурге: выставка мировой звезды net-арта в галерее "24 Х 4"

design-альбом

Лабиринт форм

миниатюры

Письма редактора

телеграф

Цифровая экономика – цифровое пространство: конференция в Санкт-Петербурге

литературное ревю

Книга «Электронная и электроакустическая музыка Европы. Девяностые»

electronic fashion

Выставка «Футурополис. Город женщин» Олафа Мартенса

electronic fashion

В Mediamarkt проходят турниры по киберспорту

телеграф

Новый стимпанк Ясухито Юдагавы в Москве

телеграф

Объявлен конкурс плакатов «Формируя будущее»

видеоарт

Мечты о будущем на «Футуровидении»

телеграф

Российские инновационные проекты на Autodesk University 2017

et cetera

Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

телеграф

Образовательный курс «Art&Science: синтез искусства и науки в XXI веке»