id: 601
Последний дисплей
Развитие видеотехнологий в течение последних двадцати лет, в двух словах, сводится к увеличению размеров экрана и уменьшению глубины корпуса. Еще можно упомянуть рост разрешения (HD), снижение видимых артефактов, расширение динамического диапазона и прочее. Итак, технологий плоских дисплеев сейчас две: жидкие кристаллы (LCD) и плазма. Первая, молодая и рьяная, быстро развивается. Вторая, достигшая своего пика, вскоре, вероятно, уйдет на покой. При этом изъянов и у той, и у другой предостаточно. Проблемы первой — ограниченный угол обзора, инертность и остаточная засветка матриц — вообще ставят под сомнение возможность идеального LCD-дисплея. А плазма «страдает» избыточным весом, экранными бликами, мертвыми пикселями и, наконец, высоким энергопотреблением. Тоже не подарок, хотя картинка исключительная.
Как известно, все гениальное просто. Из этого, конечно, не следует, что все сложное примитивно. Однако чем сложнее объект, тем больше таится в нем побочного и незапланированного — с этим спорить нет смысла. И видеодисплеи традиционно отличались сложностью синтеза изображения. У ЭЛТ-телевизора это термоэлектронная эмиссия, сложная система разверток и фокусировки лучей, напряжение в десятки киловольт, маска. А также сложности со сведением, громоздкость, жесткие ограничения по размерам экрана. Или та же плазма: газ в ячейках, доведенный напряжением до «энергетического исступления», испускает ультрафиолет, который, в свою очередь, «поджигает» фосфорный люминофор. Этот многоступенчатый алгоритм напоминает шуточный механический пазл. Свеча пережигает нить, гиря падает на рычаг, открывающий заслонку, вода вращает турбину с блоком, на который наматывается тросик, поднимающий гильотину, которая затем опускается, перерубая веревку, и висящий на другом ее конце камешек падает на курицу, которая, встрепенувшись, сносит яйцо. Конечно, плазма несколько проще, но ненамного…
А что касается SED, то новое в данном случае является не совсем забытым старым. Физическая основа технологии давно известна и описана в работах по квантовой механике середины прошлого века. Это поверхностная эмиссия (она же полевая, автоэлектронная, туннельная). Термоэлектронная эмиссия подразумевает нагретый до высокой температуры катод с электронным облаком вокруг. В случае с поверхностной множество катодов, имеющих форму микроскопических конусов, остается холодным. Энергия выхода электрона достигается за счет туннельного эффекта и проявляется только на нанометрическом уровне, в границах которого волновые свойства превалируют над корпускулярными. Иными словами, электрон в данный момент времени может присутствовать по обе стороны воображаемого барьера, преодолеть который, согласно классической механике, можно лишь с помощью внешней энергии (например, нагрева). Частица словно «прогрызает» себе туннель, переходя на более высокий энергетический уровень.
Тем не менее, остается много неясностей. Например, как осуществляется управление: по первому аноду или по второму? Вероятно, управляющим является первый, пиксельная адресация организована на его уровне. Применяется ли аналоговая модуляция или широтно-импульсная? Ясно одно: как и в прежней электронно-лучевой трубке (существенно уступающей микрокатодным по скорости отклика) здесь необходим глубокий вакуум. А фосфор имеет такую особенность, как послесвечение. Это, как и 200–300 вольт на аноде, не очень приятно. Но и плюсы очевидны: отсутствие ограничений по размерам экрана и разрешению. Да и качество изображения скорее всего будет выше, чем у кинескопных телевизоров и CRT-проекторов. Новый дисплей к тому же будет лишен маски и системы отклонения лучей. И строчная развертка в реальном времени ему не нужна.
Однако неужели нет и не может быть ничего проще? А светодиоды? Громадные уличные панно вдоль столичных дорог затмевают светофоры даже в солнечный день. Высокая яркость светодиодов, их исключительная долговечность, сведенные фактически в одну точку кристалла триады RGB, низкие напряжения, исключительно легкое управление, отсутствие проводников на пути светового потока — все это наталкивает на мысль, что, если задаться целью, можно за ничтожное время разработать твердотельный дисплей любого разрешения и любых размеров! Да, на уличных панно, которые потребляют десятки киловатт электроэнергии, изображение дробное. Но там и пиксели величиной почти с кулак — они собираются из обычных дискретных светодиодов. Позитивные шаги предприняла компания Barco, выпустив светодиодную панель для использования внутри помещений. Однако размеры пикселей (то есть светодиодов) там все же больше спичечной головки.
А кто мешает перейти на специализированные интегральные LED-матрицы (LED — Light-Emitting Diode)? Неужели это технологически сложнее производства LCD-матриц? Не может быть! В принципе, такая матрица может быть даже гибкой: скрутил в трубочку, принес домой, расправил, повесил на стену и смотри себе. По уровню потребления энергии такие дисплеи наверняка выиграют у LCD (здесь используется весь излучаемый свет), о плазме и говорить нечего. Возможно, и у SED тоже. Технологические сложности с повторяемостью спектра излуче-ния каждого пикселя с легкостью компенсируются электронной коррекцией. Это будет всего лишь гениально простая технология без ограничений. Причем изобретать ничего не нужно, достаточно модифицировать имеющееся под рукой. Вы можете стать первым, кто оставит комментарий! |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания