13 января 2003

Автор: Боссхе ден Ван Томас

D-VHS, цифровой ленточный носитель

   Вытесняемая наступающим ей на пятки чрезвычайно популярным DVD магнитофонная лента VHS должна постоянно сдавать свои позиции на полках в видеотеках. Продажи видеомагнитофонов имеют тенденцию к падению. С появлением D-VHS (цифровой VHS), новой революционной видеотехники, дополненной т.н. энкрипт-технологией (encript-technology — технология кодирования, предотвращающая утечку информации) D-Theater, в этой области все может очень быстро измениться…

VHS, S-VHS… D-VHS!
   Разработанный компанией JVC стандарт VHS (Video Home System of Vertical Helical Scan — система вертикальной спиральной развертки для домашнего видео) известен уже более 25 лет. Для потребителей электроники это целая вечность. С момента появления DVD стало, казалось бы, абсолютно ясно, что эта «вечность» минула.
   Но в конце 80-х компания JVC появилась на рынке с усовершенствованной техникой, названной S-VHS (полное название — Super VHS). Она давала более высокое качество изображения, однако никогда не имела убедительного успеха — во-первых, потому, что ни один из представленных на рынке фильмов на видеокассетах так и не был предложен в формате S-VHS; во-вторых — потому, что эта система оказалась лишь наполовину совместимой с обычной системой VHS. То есть можно без проблем воспроизвести пленки VHS на аппаратуре S-VHS, но не наоборот.
   Наконец, в 1995 JVC выпустила магнитофон D-VHS (цифровая VHS). Эти магнитофоны не слишком успешно продавались, и со временем почти полностью исчезли с рынка. Сочетание слишком высокой цены ($1500–$2000 за видеомагнитофон — это ведь не пустяк) с отсутствием технического совершенствования сыграло решающую роль. Как и в случае с S-VHS, ни один из фильмов не был предложен в необходимом формате, поэтому зрители могли только смотреть записанные телепрограммы или кадры, сделанные предварительно камкордером (комбинация видеомагнитофона и видеокамеры).
   Конечно, компания JVC, разработчик VHS, весьма заинтересована в том, чтобы данная система, в какой бы то ни было модернизированной форме, продолжала существовать. Именно поэтому «за кулисами» проводились работы по созданию D-Theater, энкрипт-технологии, которая должна была противостоять копированию фильмов high definition (высокой четкости). И как только эта технология была одобрена недоверчивым Голливудом, она стала рыночным фактором. В начале этого года JVC выпустила в продажу в США уже обновленную систему D-VHS, на этот раз — оснащенную энкрипт-технологией D-Theater. Одновременно стало известно, что некоторые голливудские студии (Artisan Entertainment, DreamWorks Home Entertainment, 20th Century Fox Home Entertainment и Universal Studios Home Video) пообещали выпустить фильмы качества high definition на новой платформе D-VHS. Между тем, на американском рынке уже представлены различные фильмы в формате D-VHS: «Терминатор 2 — Судный день», «U-571», «Человек Х», «Западня», «Миротворец», «День независимости», «Ничего не говори», «Дом большой мамочки», «Поиски Галактики», «Последние дни»… Вскоре к ним прибавятся «Бойцовский клуб», «Преследование», «Терминатор», «Обратная тяга» и «Грязные танцы». Некоторые кинокомпании в ближайшем будущем хотят даже выпускать новые фильмы одновременно на DVD и D-VHS.
   Нетрудно догадаться, почему компания JVC начала продавать D-VHS D-Theater именно в США. Одна из главнейших причин — то, что в Штатах появляется все больше телепередач high definition, а D-VHS — единственная система, которая может принимать такие изображения без потери качества. Именно поэтому система D-VHS, сделавшись труднозаменимым посредником в области записи, имеет в Соединенных Штатах Америки коммерческий успех, которого у нее нет в других странах мира.
   На вопрос, будет ли выпущена система D-VHS с D-Theater на рынки России и Европы, и когда это произойдет, мы не получили ясного ответа. По-видимому, производители хотят немного подождать и посмотреть, будет ли система иметь достаточный успех в Америке, прежде чем выпускать ее на рынки других стран мира. Разумеется, магнитофоны и кассеты с фильмами можно купить через Интернет — точно так же, как это было и в случае с дисками DVD первого уровня.

Достоинства и изъяны
   Дополнительную информацию, в избытке присутствующую на DVD (создание документальных фильмов, комментарий режиссера, биографии…), напрасно искать на ленте D-VHS. Она является линейным передающим средством информации (как и обычная VHS), и это просто невозможно. То же относится, впрочем, и к различным звуковым дорожкам или субтитрам. На пленке D-VHS есть саундтрек (Dolby Digital 5.1) на одном языке — и все. Если фильм уже снабжен субтитрами, убрать их не получится, и забудьте, что хорошо бы иметь на ленте несколько различных дорожек для субтитров. Именно поэтому иногда высказывают идею — предлагать пленки D-VHS в комплекте с диском DVD, вкладывая его в упаковку с магнитофонной пленкой. Для самого фильма используется пленка D-VHS, для дополнительной информации — DVD. Быстро выбрать определенную сцену в фильме при помощи D-VHS невозможно. Как и в случае с магнитофоном VHS, пленка должна перематываться туда и обратно, и это занимает намного больше времени, чем функция произвольного доступа у DVD. Так как система базируется на магнитофонной ленте, износ намного больше, чем в случае с оптически считанным DVD. Хотя эта техника еще слишком нова, чтобы выносить окончательные суждения.
   Система D-VHS D-Theater имеет по сравнению с DVD только одно, но перевешивающее все изъяны преимущество — качество изображения. Оно совершенно феноменальным образом превосходит качество изображения диска DVD. Это достигается благодаря намного большему объему сохраняемой информации и ширины ленты. Сравнительный тест, для которого компанией Universal Studios был предоставлен студийный оригинал D-5 фильма «U-571», дал совершенно поразительные результаты. Качество изображения ленты D-VHS с разрешением 1920х1080 почти приближается к качеству изображения студийного оригинала D-5! На студийном оригинале D-5 применяется компрессия (сжатие) 4:1, являющаяся оптимальной для скорости 375 Мб/сек, в то время как лента D-VHS имеет компрессию 15:1, вследствие чего сохраняются «всего лишь» 28.2 Мб/секунду. Несмотря на это, различия между качеством изображения двух носителей становятся заметными только на самой лучшей воспроизводящей аппаратуре (9-дюймовые проекторы CRT и проекторы D-ILA). Образно говоря, D-VHS D-Theater «ведет в счете» благодаря великолепной передаче и превосходному воспроизведению черного и теней, улучшенному цветонасыщению, яркой и естественной передаче различных цветов. Кроме того, очень большое значение имеет и увеличившееся разрешение (1920х1080). Именно оно оставляет детали, которые иначе растворились бы на заднем плане и слились с ним, четко и ясно видимыми. Звук, по сравнению с DVD, более качественный, но здесь разница не столь значительна. До настоящего времени на выпуски D-VHS D-Theater наложены только саундтреки Dolby Digital 5.1, но в будущем, возможно, появятся и выпуски с саундтреками DTS 5.1.

Рынок высоких разрешений
   На сегодняшний день платформа D-VHS D-Theater, вне всякого сомнения, предлагает самое лучшее качество изображения для дома. При этом достижения DVD остаются далеко позади. Именно поэтому все чаще при демонстрации аппаратуры класса high end для домашних кинотеатров в качестве источника применяется не система DVD, а магнитофон D-VHS D-Theater. Конечно, остается открытым вопрос: должна ли система D-VHS D-Theater рассматриваться как промежуточное решение проблемы до появления систем DVD с высоким разрешением, таких как Red Ray (HD DVD-9) и Blue Ray, или нет. Вполне возможно, что базирующиеся на диске как носителе системы с высоким разрешением в ближайшем будущем заставят пошатнуться платформу D-VHS D-Theater, или даже полностью исчезнуть; но так далеко дело еще не зашло. Говоря более конкретно, в ближайшие пять лет появление подобных систем на рынке не ожидается.
   D-VHS D-Theater является, впрочем, великолепным индикатором интереса к источникам изображения с высоким разрешением. Другими словами, чем больший успех будет иметь платформа D-VHS D-Theater, тем быстрее производители будут пытаться представить на рынке ту или иную форму HD DVD. Конечно же, тот факт, что именно «допотопная» видеокассета, в конце концов, оставляет диск DVD «с носом», звучит несколько иронично. Только видеокассеты начали сдавать свои позиции на полках и считаться безнадежно устаревшими, как вновь появилась… видеокассета!
   Первый магнитофон D-VHS D-Theater — это JVC HM-DH30000U, который стоит $2000 (фильмы на видеокассетах в формате D-VHS D-Theater стоят от 30 до 40 долларов). Сейчас розничная цена на магнитофон колеблется в районе $1300. Для США это приемлемая цена, принимая во внимание качество видеомагнитофона high definition с воспроизведением на уровне настоящего искусства. К тому же  магнитофон совместим с кассетами VHS и S-VHS. Впрочем, JVC может предоставить лицензию на использование D-Theater другим компаниям, но по этому вопросу еще нет никакой определенности. Таким образом, пока JVC остается единственным производителем, продающим данную технологию. Примечательный изъян нового магнитофона — это отсутствие цифрового выхода изображения, такого как DVI или Firewire (IEEE 1394). По сути дела, это результат защиты от копирования. Но в ближайшем будущем на рынке, несомненно, появятся видеомагнитофоны D-VHS D-Theater с цифровым выходом DVI, так что изображение без малейшей потери качества сможет передаваться через цифровой выход на телевизор или проектор.
   Целевая группа потребителей технологии D-VHS D-Theater состоит, в основном, из любителей домашнего кино, которые стремятся найти наилучшее качество и поэтому мирятся с ограниченным предложением услуг в области программного обеспечения, с отсутствием каких бы то ни было субтитров и т. д. Эта технология развивается. На обычном телевизионном экране улучшенное качество изображения теперь уже отчетливо видно, но и сейчас его нельзя назвать особо эффектным. Ситуация изменится, если магнитофон D-VHS D-Theater будет соединен с проекционным телевизором большого формата, плазменным экраном или, еще лучше,  с проектором (DLP, D-ILA или CRT). При формате экрана от двух до трех метров магнитофон D-VHS D-Theater будет использован оптимально. Тогда станут возможны и передача, и воспроизведение изображения самого высокого уровня. Владельцы подобных домашних кинотеатров, по всей вероятности, окажутся основными «инвесторами» в новую технологию. По сравнению с системами DVD высшего качества, цены на которые зашкаливают за 5000 евро, стоимость JVC HM-DH30000U в 1300 евро — просто пустяк. То, что технология D-VHS D-Theater лет через пять переживет появление новой формы DVD с высоким разрешением и уцелеет, представляется сомнительным. Но, как бы там ни было, те, кто сейчас хочет смотреть фильмы с высоким разрешением, знает, что надо делать.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: DVD | Формат | Видео | VHS | Разрешение | JVC

Комментариев: 5

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    Занятно читать сейчас эту статью. D-VHS, имхо, изначально был мертворожденым форматом.

    Ответить на этот комментарий

    1. Jenny #
      С точки зрения рынка - несомненно. С технической точки зрения - наверное.

      Ответить на этот комментарий

    2. admin #
      Кстати, в этой связи вспомнил одно аццкое творение сумрачных отечественных гениев - АрВид. Это самопальные стримеры, которые использовали ВХС в качестве носителя, который подключался по композиту к некоей ИСА-платке (кто-нить помнить про ISA, ы???). Собссна вот статья про эту аццкую машинку. Осторожно, опасно для моска. http://phantom.sannata.ru/articles/arvid.shtml Да, ещё. Накопители на ленте используются до сих пор. Стоят нереальных денег (и сами девайсы и ленточки), так как в основном используются в довольно узком секторе всяких банковских и промышленных бэкап-серверов. Там агрегаты с нереальными объёмами хранения (больше тысячи Тб), нереальной надёжностью и нереальной ценой. У нас на "Мельнице" стоял "Ультриум" в своё время, у шефа от стоимости лент для него лицо вытягивалось (катридж 1.5Тб порядка 200 баксофф стоит, сравнимо с винтами). Вот ведь мозги у меня забиты всяким техническим хламом...

      Ответить на этот комментарий

      1. Пятница #
        А чего 200 большие деньги что ли за 1.5 Тб? Или это по старым временам? Так по старым и сам объем в 1.5 был выдающимся кагбе...

        Ответить на этот комментарий

        1. userpic
          Андрей #
          Магнитофоны формата Digital-S (D-9) используется до сих пор в некоторых телестудиях в США. Также дома для бескомпромиссного качества записи можно использовать цифровые D-1, D-2, D-3, D-5, полный набор цифровых входов-выходов, правда стоимость таких "видиков" и кассет к ним стоит на грани разумного для частного использования.

          Вот неплохая обзорная статья (у кого плохо с английским, google в помощь): http://е-импорт.рф/7-bari/jvc-dvhs-hm.php
          Неплохо бы напрямую сравнить современные цифровые вещательные системы с BluRay например.
          Ну и пожалуйста, фильмы D-VHS на выбор: http://www.ebay.com/sch/i.html?_odkw=&_osacat=11232&_from=R40&_trksid=p2045573.m570.l1313.TR0.TRC0.H0.Xd-vhs.TRS0&_nkw=d-vhs&_sacat=11232

          Ответить на этот комментарий

          Написать новый комментарий

          Спaсибо!