Работы Нэн Хувер (Nan Hoover) (1931-2008) принадлежат к классике видеоарта. Ее абстрактные медиа-пейзажи давно известны в Европе. И только в этом году они впервые были показаны в Москве: выставка "Пейзаж", подготовленная ГЦСИ, прошла в Центре дизайна ARTPLAY в январе 2013.
Получив классическое художественное образование, Нэн Хувер однажды начала эксперименты с возможностями медиа и электронного искусства. Ее основным объектом стало ее собственное тело – пальцы и кисти рук. Приближения (тот самый blow up) и неожиданные ракурсы в ее работах легко вводят зрителя в заблуждение – части тела скорее похожи на горы в пелене облаков или песчаные дюны.
Свет, цвет и движение оставались основными инструментами Нэн Хувер. Они превращают объекты в абстрактные изображения, в которых тем больше загадок, чем пристальнее зритель в них всматривается. Он, зритель, приглашен к взаимодействию с метафорами. Одно из решений Нэн Хувер оказалось ключевым в ее жизни и оказало влияние на историю искусства: однажды она навсегда переехала из Америки в Голландию.
Работы Нэн Хувер выставлялись на Венецианской Биеннале в 1984, дважды – на «Документе» (6 и 8), с Биллом Виолой в музее Зальцбурга в 2008, а также в таких крупных музеях и проектах как Амстердамский Стеделийк (1979 и 1991), MoMA в Нью-Йорке (1970 и 1980), Берлинский Кинофестиваль (1984), Кунстмузеум в Берне (1988)…
Traces / Следы, Нэн Хувер. Инсталляция на Echigo-Tsumari Art Field, 2006
Родилась Нэн Хувер в США в 1931 году. После обучения в Corcoran Gallery School of Art в Вашингтоне она некоторое время работала в традиционных жанрах - рисования и живописи. Ее характерным стилем были тонкие линии и сдержанная цветовая палитра. В ранних рисунках можно без труда увидеть стремление к тем эффектам, которые позже она будет использовать в жанре перформанса.
Ранняя живопись Нэн Хувер: "Голова", 1959. Без названия, 1962. Все холст, масло.
Итак, Хувер успешно занималась живописью и рисованием до 38 лет, после чего бросила семью, детей, живопись и навсегда переехала в Голландию. Это может показаться странным. Тогда (впрочем, как и сейчас) в Нью-Йорк съезжались художники со всего мира, он был городом новых идей, денег и центром поп-культуры. Но только покинув Нью-Йорк, Хувер нашла себя. В 70-е она приобрела известность как видеохудожник, в 80-е была признана одним из лидеров этого вида искусства, а в 1988 стала профессором Дюссельдорфской Академии искусств, возглавив факультет видео и перформанса. В этой должности она сменила самого Нам Джун Пайка. Умерла Хувер в возрасте 77 лет в Германии, где работала до последних дней.
La Luna / Луна, Нэн Хувер. Цифровое видео, 10 мин. 2002
В Голландии 70-х была малочисленная группа художников, работавших в сфере новых медиа. К ним примкнула и Хувер, оказавшаяся, к тому же, в числе редких обладателей ручной камеры. Позже она объяснила свой переход к видео тем, что живопись «слишком субъективна». Художник не должен диктовать свои идеи зрителю, он должен вызывать зрителя на диалог – таково было ее кредо. В те годы видеоарт был «формой неповиновения» массовой культуре (в частности, телевидению, которое становилось все более коммерческим). Нам Джун Пайк первым использовал ручную камеру как медиа-инструмент. Кроме того, видеокамера сама собой вела к сюжетам и идеям социального характера. В то время видеоработы почти не выставлялись и еще не были товаром на рынке искусства. Видеоарт имел четко выраженный некоммерческий характер. Это импонировало художникам круга Пайка. Нэн Хувер не входила в их число. Видео для нее всегда оставалось исключительно художественным актом.
Two pieces / Две части, Нэн Хувер. Видео, 6 мин. 45 сек., 1983
«Меня захватывает мысль о том, как можно запечатлеть движения и тем самым изобразить само течение времени. Это можно назвать созиданием в электронном пространстве, таинственном и притягательном».
Экспрессия движения в реальном времени для нее равнозначна мистическому созиданию, и Хувер постоянно искала новые и более совершенные инструменты для воплощения этой экспрессии. Так продолжалось пятьдесят лет, и она никогда не редактировала со временем свои записи.
Ощущение движения в работах Хувер, порой едва уловимое, создают перетекания света и цвета, Возникает фантастическая реальность, движение и свет словно становятся некоей единой энергией, силой. Хувер писала о своих работах: «...они отражают спокойствие. Используя медленные изменения света, цвета и форм, я стремлюсь перенести что-то в пространство внутри нас, где мы можем мечтать». Ее визуальные композиции чувственны, иногда они кажутся несколько двусмысленными. Управляя светом и тенью, медленными, сосредоточенными движениями она создает скульптурные застывшие формы. Свет – одновременно и инструмент и концепт. Затем – минимализм. Грезы Хувер выражены крайне скупыми средствами. Она деликатна: видео как правило проходит либо в полном молчании, либо с естественным звуком. Хувер экспериментирует со спектром эмоций зрителя. «Я не говорю зрителю, что это – чашка чая, я говорю – это могло бы быть чашкой чая, а что вы думаете?».
Flora / Флора (1986) Едва узнаваемые лепестки лилии в мягких и медленных переливах света. Свет напоминает летние лучи солнца, пронизывающие облака, подчеркивает цвет и форму цветка. «Я надеюсь, что тишина воскресит в воображении зрителя то, что он когда-то видел или о чем мечтал». Работа «Флора» является частью видеоинсталляции, которая состоит из двух записей для двух мониторов. Видео снято в ботаническом саду Амстердама «Hortus».
Desert / Пустыня (1985) В видеоинсталляции «Пустыня» свет создает иллюзию пустынных песчаных холмов. Он переливается и движется медленно-медленно, создавая игру формы и оттенков. Камера неподвижна. Ни звука. Светотень намекает на эротический подтекст. Однако затем «дюны» перестают казаться реальными. И действительно – это не песок, а снятый крупным планом лоскуток ткани. «Пустыня» освобождает сознание от необходимости верить эмпирической реальности и ее границам.
Returning to Fuji / Возвращаясь к Фуджи (1984) В этой инсталляции Хувер обращается к образу горы Фуджи как к символу сосуществования человека и природы. На видео - снимок горы Фуджи, сопровождающийся фонограммой со звуком ветра. Далее следуют метаморфозы настроений – от гармонии и красоты до ужаса и мрака.
Four pieces / Четыре части, Нэн Хувер. Цветное видео, 11 мин. 18 сек.
Four Pieces / Четыре части (1983) Управляя светом и цветом, Нэн Хувер может «вызывать» миражи. Долина переходит в склон, плоская поверхность становится холмистым пейзажем. Материалом для этих причудливых картин может быть простая бумага. Игра синим и жёлтым цветами создают неземной пейзаж. Камера статична, изменчива лишь светотень.
Landscape / Пейзаж, Нэн Хувер. Цветное видео со звуком, 6 мин. 10 сек. 1983
Landscape / Пейзаж (1983) У Хувер руки сами по себе изображают пейзаж. Границы времени и пространства стерты, звук дыхания переносит изображение в космическое измерение.
Intercept the Rays / Пересекающиеся лучи, Нэн Хувер. Цветное видео со звуком, 11 мин. 2 сек.
Intercept the Rays / Пересекающиеся лучи (1982) Линии в этой работе - напоминание о том, что Хувер - профессиональный живописец. Здесь она возвращается к корням.
Minutes of the Meeting / Минуты встречи, Нэн Хувер. Черно-белое видео со звуком, 23 мин., 27 сек. 1977
Minutes of the Meeting / Минуты встречи (1977) Запись перформанса начинается цитатой Фрейда: «Систему бессознательного можно сравнить с большой передней, в которой толпятся, подобно человеческим существам, различные психические процессы. К этой передней примыкает другая, более узкая комната, или гостиная. На пороге между двумя комнатами стоит страж, который подвергает цензуре все психические процессы и не пропускает в гостиную те из них, которые ему не нравятся. Находящиеся в передней психические процессы недоступны взору сознания, находящегося в конце гостиной. Если эти процессы добираются до порога гостиной, но страж их отвергает, то они оказываются неспособными проникнуть в сознание. Это – вытесненные бессознательные процессы, которые так и остаются в передней. Но и психические процессы, которые страж пропускает через порог, не обязательно становятся сознательными. Их можно назвать предсознательными. Предсознательные процессы становятся сознательными лишь тогда, когда привлекают к себе взор сознания». Действие происходит в двух отдельных комнатах. В одной из них партнер Хувер читает вслух текст от лица «стража». В другой Хувер медленно изменяет положение тела, меняя тем самым тень на полу. Хувер - это тело, а ее партнер – его сознание. Хувер видит реакцию аудитории на свои действия на мониторах, размещенных вокруг нее. Она должна языком тела отвечать партнеру и аудитории. Так выражен обмен информацией между сознанием и подсознанием. Точнее, их диалог.
Primary Colors / Основные цвета, Нэн Хувер. Цветное видео со звуком, 7 мин. 6 сек.
Primary Colors / Основные цвета (1980) Ноги и ступни – в красно-желтом цвете. Медленные движения – и цвет переходит в синий, словно наступает зима. Эхо в фонограмме. Белые брюки напоминают холст, на который проецируется свет. Звук нарастает, четыре минуты и – нас оставляют с пустотой.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания