На вопрос, что представляет собой современное визуальное искусство или на какую аудиторию оно ориентировано, наиболее распространенный ответ гласит: искусство отражает визуальный опыт поколения и, соответственно, доминирующую в данное время систему коммуникации — будь то газета, телевидение или Интернет.
В самой сути видеоискусства лежит структурное противоречие. Видео неизменно повторяет коды языка кино, и вместе с тем, видеокамера — как когда-то фотоаппарат — стала инструментом ready made, технически упростившим реализацию лозунга Йозефа Бойса «Каждый человек — художник». Стимулом развития видеоискусства стало массовое распространение потребительской видеотехники.
Актуальное искусство постепенно завоевывает пространство медиа, экспериментируя с формами саморепрезентации на выставочной площадке. Медиатехнология создает коммуникативную среду или наоборот? Практика современного искусства образовалась из медийно активных стратегий. Перформанс, акция легли в основу видео- и телестратегий художников постмодернизма. Форма перформанса обнажает тему самоидентификации художника и искусства, рефлексии на зрителя, денег и власти. Борьба за самоопределение стало фокусом актуального искусства.
Одно из отличий современной эстетики заключается в том, что утопическое стремление к синтезу искусств сменилось в ней агрессивной экспансией, волей к захвату все новых территорий. Жанры балансируют на грани, и само понятие перформанса погранично, это жанр между изображением и театром. Перформанс (или видеоинсталляция) стал инструментом, с помощью которого осуществляется авангардная экспансия. Именно эту функцию он выполнял в дада, футуризме, сюрреализме. Тот же смысл имеют взаимоотношения перформанса и видеоарта, которые, по сути, являются новой пространственной возможностью, открытой перформансом в искусстве.
Основным понятием здесь является видеоинсталляция. Оно отнесено и к документации художественных акций, и к перформансу, сделанному только для камеры, и к работам, в которых акция интегрирована в инсталляцию, и к экспериментам с телевидением. Видео отчасти снимает различие между постановочным сюжетом и импровизацией. Здесь «фрагменты потока жизни» выглядят как сложнейшая и дорогостоящая постановка.
Союз видео и перформанса, возникший вначале в форме документации хэппенингов и акций, решающим образом повлиял на историю видеоарта. Нам Джун Пайк покупал свою первую портативную видеокамеру Sony, появившуюся в 1965 году, для того чтобы документировать перформансы Флуксуса в Нью-Йорке.
Однако если для пионеров видеоперформанса работа с камерой была важнее, чем с экраном, то у современных видеоартистов позиция иная. Теперь, работая с камерой, художник рассчитывает на последующую репрезентацию. Экран осмысляется как интерфейс художественного эксперимента, вынесенный в пространство стороннего наблюдателя. Это усложняет понятие о пространстве, появившееся в искусстве в результате формальных экспериментов сорокалетней давности.
При всей своей мобильности, видеоарт — это пространственное визуальное искусство, которое нуждается в инсталлировании. Форма картины остается его неизменной основой. Даже видеодокументация перформанса опирается на нее. В профессиональную задачу художника входит, помимо репрезентации, создание такого визуального объекта, который включал бы механизм отсылки зрителя к классической форме картины.
Экран — это тоже своего рода картина. Именно благодаря этой аллюзии экрана к живописному полотну видеоарт относится к изобразительному искусству.
Между тем изобразительное искусство не тиражируется по определению. В отличие от кино, литературы, музыки или театра. Этот факт важен для понимания видеоарта.
Например, фотография, которая позиционирует себя как искусство стремится всеми силами противостоять тиражируемости, заложенной в ее природе.
Это же стремление свойственно видеоискусству, к создавшему жанр видеоинсталляций, которые по определению уникальны. При каждом новом экспонировании видеоинсталляция не воспроизводится, а воссоздается заново. каждый раз эффект от этого вмешательства оказывается беспрецедентным и неповторимым, тем самым вновь и вновь утверждая уникальность произведения.
И при этом сегодня экранное видео становится наиболее демократичным видом искусства.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания