id: 19
Фильмы нуар: мрачная тень прошлогоЖурнал «Арт Электроникс» - future-журнал, который, тем не менее, активно пишет о прошлом, т.к. его идентификация – ключ к пониманию сегодняшних событий и процессов, в том числе и в области кинематографа. А будущее творится уже сегодня. Фильмы нуар – классический пример нашей прочной связи с прошлым – серединой XX века, временем зарождения «черного кино», субжанра триллера\драмы или, по данным некоторых источников, кино вне жанра. Отголоски холодной войны и эпохи Великой депрессии долетают до нас в виде мрачных, холодных, с запутанным сюжетом историй, в которых количество отрицательных героев превышает количество положительных, да и вообще грани между этими понятиями легко стираются, как легко уходят в тень сами герои и их действия. Сегодня фильмы нуар через ту же густую и плотную тень прошлого обозримы нами в настоящем, однако для просмотра они доступны также в современном контексте, например, анимированнное арт-нуар-кино «Трио из Бельвилля», сделанное с применением новейших технологий в мультипликации. Его выход разорвал шаблон, в соответствии с которым ожидался не реалистичный ролик в стиле нуар со множеством сложных визуальных и звуковых эффектов, а «забавно-криминальная история». Однако, как может быть забавной история в духе noir? Одной из ключевых фигур нуара является режиссер фильма «Головокружение» Альфред Хичкок. Несмотря на цветную пленку и определение картины как триллера с элементами детектива, на протяжении всей киноистории прослеживается ее тесная связь с жанром noir, так любимым Хичкоком – через затянутость эпизодов наблюдения за героями, сильную напряженность и мистичность киносцен. В дальнейшем эти эффекты усиливаются, двигаясь словно по спирали, о которой идет речь в статье Михаила Трофименкова «Vertigo: головокружение Альфреда Хичкока». По спирали движутся и эмоции зрителя - от напряженного ожидания в начале фильма до практически идентичных главному герою ощущений полной безысходности и балансировки на грани прыжка в пустоту, чтобы потом вновь поступательно двигаться вверх. Это некий «Perpetuum Mobile», генерирующий вопреки замыслу оригинала самое темное и загадочное. Густым туманом окутан и фильм не менее известного создателя «Темной комнаты» Дэвида Линча. «Малхолланд Драйв» - сотканный не то из кадров, не то из сновидений киногероев, страдающих галлюцинациями. К слову, для посвященных зрителей, сон – это не метафора, а один из элементов картины, снятой в стиле нуар. В отличие от Хичкока, снявшего свое «Головокружение» в соответствии с нарастающим напряжением, как по спирали, Линч сделал из своего фильма лабиринт, в котором можно заблудиться, как во сне, никуда не поднимаясь. Однако и в нем мы можем найти отсылки к хичкоковскому «Vertigo», с то разницей, что спираль у автора «Твин Пикса» имеет замкнутую структуру. Вы можете стать первым, кто оставит комментарий! |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания