19 сентября 2014

Автор: admin

3D-принтеров больше, чем их творений. Интервью с дизайнером Мауро дель Санто

3D-принтеров больше, чем их творений. Интервью с дизайнером Мауро дель Санто

   Технология, вышедшая из лаборатории, сама по себе еще ничего не значит, она не имеет точек приложения ни к рынку, ни к потребителю. Римский дизайнер Мауро дель Санто (Mauro del Santo) создает эти точки приложения, разрабатывая предметы интерьера на основе новейших, еще не опробованных технологий, позволяющих вообразить быт и эстетику людей будущего. Его небольшой офис в промышленном районе Рима находится в творческом кластере, состоящем из студий дизайнеров, программистов, архитекторов, фотографов, так что при необходимости Мауро находит коллег и партнеров для своих проектов, не выходя из здания.

    Арт Электроникс: Мауро, в этом году вы получили премию «Maker of Мerit». За что?

    Мауро дель Санто: За наш стенд на «Maker Fair» — знаете, что это за событие?

    АЭ: Нет.

   МС: Это выставка участников большого движения «Moment of Makers», появившегося в Соединенных Штатах.

   АЭ: Это движение дизайнеров?

   МС: Нет, не только дизайнеров. «Makers» — сообщество людей, которые сами создают вещи, смешивая старинное производство с новыми технологиями. Это производство в малых масштабах. Makers используют инструменты и машины, еще недавно доступные только в большой промышленности.

    АЭ: Например, 3D-принтер?

   МС: Да, 3D-принтеры, лазерные ножи и другую промышленную технику, управляемую с помощью компьютера. Это новые возможности для тех, кто способен делать нечто особенное. Замысел «Makers» стартовал в США, вместе с fablabs (фабриками-лабораториями). Фаблаборатории — это места, где «makers» работают, а потом показывают то, что сделали. В прошлом году в Риме они организовали первую ярмарку своих изделий в Европе, и я в ней участвовал. Я получил приз в номинации «Maker of Merit 2013».

Бэкстейдж интервью: Мауро дель Санто в своей студии и Дженнет Атаева

Бэкстейдж интервью: Мауро дель Санто в своей студии и Дженнет Атаева

    АЭ: Вам дали премию за работу вашей студии в целом или за определенный проект?

   МС: Каждый участник представлял по одной работе. Приз достался моему проекту «UnSolid». Это способ производства объектов из дерева, имеющих сложную форму.

   Попробую объяснить. Речь идет о светильнике и межкомнатной перегородке. Я, однако, хотел продемонстрировать не только продукт, но также технологии, которые привели к его появлению. Знаете, деревообработка — совсем не инновационная сфера. Технологии здесь очень старые и очень консервативные. Поэтому задача была нетривиальной. Наша группа состояла из нескольких дизайнеров и математиков. Последние помогли мне создать формы с использованием параметрических функций. Пригодились знания о деревообработке, лазерной резке, компьютерная 3D-визуализация.

   Мы экспериментировали, изучали структуру дерева... Трудно было с межкомнатной перегородкой. Она нужна для зонирования пространства. Саму форму было очень легко моделировать, но воплотить ее в дереве — сложно. Оно очень непрочно, в отличие от пластика или металла. Пришлось считаться с тем, что оно немного живое, одухотворённое. Мы взяли специальный вид дерева, который называется bended wood — «гнущееся дерево»: древесина обрабатывается так, что становится гибкой, как мягкий металл. Это новое изобретение. Благодаря этому инновационному материалу, нашему способу проектирования, 3D-графике, лазерной технике мы получили продукт, который был невозможен шесть-десять лет назад.

Перегородка из «гнущегося дерева»

Перегородка из «гнущегося дерева» UnSolid SurfOne

    АЭ: Кажется, я могу сломать этот кусок дерева…

   МС: Вряд ли. Можете попробовать на этом образце, у меня их много.

   АЭ: Я вспомнил сейчас роман Станислава Лема «Солярис» — о планете, которую покрывала субстанция вроде плазмы, прозванная «океаном». Океан был разумен, это был гигантский мозг. И волны на его поверхности принимали форму всевозможных подвижных фигур абстрактной геометрии. Получилась своего рода иллюстрация к тому, что математические формулы и композиции имеют прямой отклик в бессознательном. Возможно, ваши деревянные объекты тоже вызывают такой отклик.

   МС: Вы нашли неплохой способ говорить о моём дизайне (смеется). Да, идея была в том, чтобы «украсть» некоторые формы из математики. И выразить их в дереве. Это только первые пробы. Главная идея — в будущем увидеть, как далеко мы можем зайти в применении этой технологии. Сейчас уже есть люди, которые работают со сложными формами в дереве, но наша разработка уникальна тем, что впервые полученная структура нестатична, она не требует фиксации в одном положении. Этот материал мягкий, легкий и совершенно натуральный!

Мауро и его светильник из дерева "MathOne"

Мауро и его светильник из дерева UnSolid MathOne

   АЭ: Один из ваших проектов носит название «Less lamp, more light».

   МС: Да. Мы представили проект публике в прошлом месяце. Это был заказ компании Mitsubishi Electric, которая ищет новую технологию освещения. Сегодня несколько электронных компаний-мейджоров (не только Mitsubishi) разрабатывают техническое решение, которое будет соперничать с LED (светодиодами). В OLED технологии эмиттер наносится на стекло, как краска. Под действием электрического тока он светится. Слой «краски» очень тонкий, поэтому свет не может быть ярко-белым. Светильники LED маленькие и более мощные, а здесь свет, пусть и более слабый, равномерно распределяется по большой поверхности. Излучение будет более стабильным и в будущем - более сильным. Mitsubishi предложила дизайнерам поработать с этой технологией, чтобы продемонстрировать ее потенциал. Она заказала нам дизайн лампы, в котором бы использовалась модификация этого OLED эмиттера, вышедшая на рынок. Вот образец этой лампы...

   Mitsubishi удалось рационализировать производство, сделать его проще и дешевле - в прошлом году, к примеру, эта технология стоила в восьмеро дороже. На открытый рынок ее планируется вывести в 2020 году.

OLED лампа, разработанная Мауро дель Санто и Эли Розенбергом

OLED лампа, разработанная Мауро дель Санто и Эли Розенбергом по заказу Mitsubishi

    АЭ: Свет от него гораздо мягче...

   МС: Свет такой лампы не раздражает, он рассеянный, не создаёт резких теней, на его источник можно спокойно смотреть. А свет от LED-лампы направленный, вы не можете смотреть на источник света, он слепит глаза.

   В нашей лампе эмиттер осознанно оставлен на виду - это подчеркивает его органичность. А его тонкость привела нас к решению и для самого светильника использовать тонкие и легкие материалы. Выбрали углеродное волокно.

   АЭ: О да, мы посмотрели видео на вашем сайте...

   МС: Этот светильник будет экспонироваться на выставке электроники в Техасе. Еще есть версия настольной лампы. Она, возможно, пойдет в серийное производство, несмотря на то, что эта технология всё ещё диктует высокие цены. Мы искали простую, экономичную конструкцию, которая, однако, не выглядела бы дёшево. Остальное - вопрос маркетинга...

   Теперь нам предстоят переговоры с Mitsubishi и ее партнёрами. Это огромная компания со сложной структурой. Возможно, торговой маркой, под которой лампа будет продаваться, станет Verbatim, частично, как я понимаю, принадлежащая Mitsubishi.

   Другие варианты дизайна лампы более провокационны.

Мауро дель Санто и Эли Розенберг с OLED светильником

Мауро дель Санто и Эли Розенберг с OLED светильником, способным менять форму

    АЭ: Форму светильника, по-видимому, можно менять?

   МС: Да, именно. Мы сконструировали модульную систему, в которую может быть включено любое количество эмиттеров. Эта система довольно сложна, мне понадобилось 2–3 месяца для ее разработки. Здесь совсем нет проводов, электричество идёт к эмиттерам по рамке. Не думаю, что этот светильник выйдет на рынок, однако с его помощью нам удалось показать все преимущества новой технологии и привлечь к ней внимание. Mitsubishi сейчас жестко конкурирует с другими фирмами. Я знаю, что Philips и LG тоже ищут свои пути использования этой технологии. А нам она дает прекрасный шанс выйти на мировой рынок...

   АЭ: «Нам» – значит вашей студии?

   МС: Над этой лампой я работал вместе с другим дизайнером, его зовут Эли Розенберг (Ely Rozenberg). В зависимости от характера проекта я сотрудничаю с разными людьми.  Эли - настоящий эксперт в области освещения и новых материалов. Для других проектов мне потребовались математик и дизайнер-график.

   АЭ: Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с Захой Хадид.

   МС: Это было восемь лет назад, моей задачей было сделать 3D-модель отеля, спроектированного Хадид. Этот отель в Милане так и не был построен. Наша студия первой в Италии стала работать с 3D-принтерами, и я должен был трансформировать студийный дизайн в модель здания и протестировать его структуру, прочность и внешний вид. Это была моя первая серьезная работа после окончания учебы.

Студия Мауро дель Санто в творческом кластере в Риме

Студия Мауро дель Санто в творческом кластере в Риме

   АЭ: Выходит, вы давно используете 3D-принтер?

   МС: Да, мы первыми в Италии купили эту американскую машину, стоившую тогда 30 000 евро. Теперь она стоит 2–3 тысячи евро, это уже не так много. Раньше это было ново, фантастично. А сейчас появилось множество более точных технологий. Кроме того, уже в то время я работал с лазерной резкой и CNC-машиной.

   АЭ: Что это?

   МС: CNC – это цифровая фрезеровальная машина, которая не создает объемы материала, а, наоборот, удаляет их. Эта машина входит в дерево или резину, как штопор, и вынимает часть вещества. Эта технология старше 3D-печати и чаще используется в реальном производстве. 3D-принтеры интересны, ими легче управлять, но они не так уж необходимы в нашем деле. Они работают с очень ограниченным набором материалов. А фреза может работать с камнем, деревом, металлом. Сейчас 3D-принтер приобрёл популярность, потому что стал дешев и доступен.

   АЭ: Возможно, в будущем появятся новые материалы для 3D-печати?

   МС: Всё не так просто. Инструмент, с которым можно работать дома, едва ли соответствует действительным нуждам промышленности. Если честно, меня не очень увлекают 3D-принтеры. Сейчас это просто модная тема. Когда 3D-принтер появился у нас в студии, мы долго, два-три года, думали, где он может пригодиться, если не считать маленьких прототипов и моделей. Нельзя сделать какой-нибудь механизм или электронное устройство — у вас есть только один материал. Спектр того, что вы можете «распечатать», невелик. Это может быть чашка, браслет, предмет интерьера, но вариантов немного. Принтеров больше, чем их творений.

Деталь перегородки SurfOne

   АЭ: Какая техника, по-вашему, нужна промышленному дизайнеру в идеале?

   МС: Сегодня существуют машины, которые могут ткать в 3D, то есть создавать трехмерный текстиль. Другие используют лазер и трехмерную фрезеровку, третьи могут выдувать формы. Если скомпилировать все эти машины вместе, появится возможность создать всё, что угодно! 3D-принтер может быть небольшой частью этого агрегата. Имея такую технику, каждый изобретатель или дизайнер сможет делать вещи с тем же уровнем издержек, что и целый завод. Это настоящая революция! Вместе с тем, это и есть философия «makers» — небольшое промышленное производство.

   АЭ: Поговорим о стилях в дизайне. Существует эффект маятника. Сейчас мы наблюдаем тенденцию, близкую к минимализму. Чего нам ожидать с новым движением маятника? Возвращения ар-деко?

   МС: Лично я верю, что настало время перемен. Мой основной инстинкт — идти к чему-то, чего ещё не видели. Мы слишком долго были консерваторами и остаемся ими, особенно здесь, в Европе, в Италии. Рим — визуально очень впечатляющее место в плане истории и эстетики. Но, как вы знаете, нынешний итальянский дизайн находится в упадке. Мы долгое время были под гнётом исторически сложившегося итальянского дизайна 1960–80-х, мы боимся выйти за рамки. Нужно перестроить систему идей, чтобы сделать что-то новое.

   Минимализм — мы всё ещё любим его. На самом деле это единственный стиль дизайна, который я люблю до сих пор. Однако пришло время пробовать. Думаю, стоит не оглядываться на существующие стили — минимализм, ар-деко, - но искать что-нибудь, чего мы ещё не видели.

   АЭ: Я помню модели автомобилей «Bugatti» 1930-х годов: это был минималистичный дизайн, но лишь в сравнении с ар-деко, окружавшим его. А теперь нам не с чем сравнивать, минимализм везде.

   МС: Инновации в технологии — это единственный путь, который поможет найти дорогу к новой эстетике.

   АЭ: Большое спасибо, Мауро!

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Мауро дель Санто | Дизайн | Светодизайн | 3D | Светодиод | OLED | Дерево | Mitsubishi

Комментариев: 3

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. userpic
    Александр Воронцов #
    это то же самое свечение окисей металлов, что и в диодах.

    Ответить на этот комментарий

    1. userpic
      Даниил Поздняков #
      Долго ждать, 2020, что нибудь поближе хотелось бы

      Ответить на этот комментарий

      1. userpic
        Андрiй Трушевський #
        Даниил, можно матовое стекло с торцов светодиодами подсвечивать - почти такой же эффект будет.

        Ответить на этот комментарий

      Написать новый комментарий

      Спaсибо!