08 декабря 2014

Автор: Атаева Дженнет

Медиа будущего

   «Структурная» и интерактивная журналистика, возможности квадрокоптеров в съемке видеорепортажей и Интернет-сервисы для журналистов и редакторов изданий стали главными темами IV Международного форума «Медиа будущего», прошедшего 28 ноября в Москве в пресс-центре МИА «Россия сегодня».


Выступление Джона Берн-Мердока об интерактивном отделе Financial Times

Джон Берн-Мердок рассказывает об интерактивном отделе Financial Times

   В 2013 году в редакции Financial Times был создан специальный отдел, в котором четыре «журналиста данных» заняты тем, что, имея огромную базу данных по финансовой аналитике, спортивным результатам и политическим событиям, придумывают способы подачи этих объемных и скучных цифр читателю в привлекательной интерактивной форме. И без того читаемая газета, не будучи развлекательным изданием, задумывается о том, чтобы сообщать информацию более визуально, сильнее вовлекая читателя, — и сегодня это уже никого не удивляет. Люди хотят взаимодействовать с данными, а журналисты хотят понимать, чтó читателям интереснее всего, — такова основная двунаправленная тенденция в Интернет-СМИ. «Технологические компании становятся медийными, а медиа должны становиться технологическими, потому что в будущем они сольются», — сказал на форуме Дэвид Кохн, создатель ресурса Circa.

   Сегодня цифры и факты «интерактивный отдел» Financial Times выдает в виде анимированных географических карт, таблиц, временных шкал, графиков и статистических выкладок в огромных количествах — до 150 в неделю. «Журналисты данных» не ищут новостные сюжеты и не пишут статьи. Они работают с базой данных, накопленных газетой или предоставляемых другими источниками, и придумывают варианты сопоставления этих данных и подачи их читателям. Например, - рассказывает журналист Financial Times и сотрудник интерактивного отдела газеты Джон Берн-Мердок, - ему всегда было интересно, влияет ли покрытие теннисных кортов на результаты сетов? Имея статистику результатов соревнований по теннису, Джон создал рассеянный график, из которого видно, что трава больше всего подходит Роджеру Федереру, а грунтовый корт — Рафаэлю Надалю. Кликая на названии покрытия, пользователь может сравнивать результаты игры разных спортсменов на разных кортах. Иными словами, интерактивный график или таблица не только облегчает для читателя восприятие больших объемов данных, но позволяет получить новую информацию — выводы, которые невозможно сделать на основе одной только статистики.

Интерактивный рассеянный график в Financial Times

Интерактивный рассеянный график в Financial Times «Влияние поверхности корта»

   Самое интересное — что создание подобных интерактивных элементов не требует больших затрат и специальных знаний. Среди инструментов, которыми пользуется его отдел, Джон назвал библиотеку Javascript D3, онлайн-инструмент для создания интерактивной графики Plotly, программу для визуализации географических карт CartoDB и программу Tableau Software. (Последнему инструменту на форуме было посвящено отдельное выступление.) По словам Джона, проще всего делать анимированные карты, а сложнее всего подготовить «калькулятор» — элемент, в который читатели могут вносить собственные данные и получать результаты подсчетов на основе данных из других источников. Пример такого реализованного проекта — калькулятор пенсий, где читатель указывает свой возраст, пол, нынешний заработок, сбережения и т. д., чтобы в результате узнать, на какую пенсию и ренту он может рассчитывать в будущем.

Дэвид Кохн, основатель ресурса Circa   В своем выступлении по Skype Дэвид Кохн пошел еще дальше. Отдельные элементы, к примеру, газетной статьи — факты, цитаты, фотографии, таблицы, аудио- и видеофайлы — он предлагает считать единицами информации и «строить» статью из этих единиц по мере развития новостного сюжета. Это позволит не излагать сюжет каждый раз заново при получении новых данных, а лишь добавлять их к уже опубликованным. Пример — сюжет о лихорадке Эбола, новости о которой приходят каждый день. При этом система сможет определять, читал ли определенный пользователь эту статью ранее, и менять последовательность структурных элементов статьи, чтобы читатель видел в первую очередь новую для него информацию. А пользователь, зашедший на страницу впервые, будет видеть историю по мере ее развития. Кроме того, такое структурирование информации позволит изданию собирать собственную базу данных автоматически; будет легко получать, например, список всех высказываний определенного политика за всю его карьеру или перечень событий в регионе — не придется искать их «вручную», перечитывая все тексты с упоминанием этого персонажа или местности.

   Еще один тренд в современной журналистике — использование беспилотных летательных аппаратов для съемки видеосюжетов в опасных и труднодоступных местах. О работе своих дрон-команд рассказали сотрудники международного информационного видеоагентства Ruptly и BBC World TV. Их опыт говорит о том, что БПЛА незаменимы для съемки военных действий, демонстраций, природных катаклизмов, хотя по качеству видео им еще далеко до профессиональной съемки с вертолета. Одна из проблем, которые непременно встанут в будущем перед журналистами, — правовое регулирование видеосъемки с дронов: ограничение по высоте полета, съемка частных и закрытых территорий и т. д.

Видеосъемка киевского Майдана с дрона 19 февраля 2014 года, Ruptly

   Создатели видеоконтента с осторожностью относятся к идее передавать новости на носимые устройства (например, Google Glass). «Надо подождать и посмотреть, как люди будут их использовать в реальной жизни. Не думаю, что многим захочется постоянно иметь перед глазами движущиеся картинки», — сказала Инга Тордар, редактор видеоконтента BBC World TV. Однако одна компания в США уже разрабатывает новостной сервис для шлема Oculus Rift. Возможно, видео с обзором 360 градусов — технология будущего для тележурналистов, особенно интересная для прямых эфиров, когда пользователь сможет почувствовать себя участником событий и сам выбирать, куда направить свое внимание.

   О собственных медиасервисах на форуме рассказали Герман Клименко (Медиаметрикс) и Хачатур Арушанов (Brand Analytics). Оба видят задачу таких сервисов в выявлении информационных трендов, составлении рейтингов, проведении тематических исследований. «Будущее СМИ — за пониманием того, что люди хотят читать», — отметил Клименко. Оба медиасервиса в анализе наиболее популярных источников и тем опираются на данные из соцсетей, поскольку они практически очищены от накруток, достоверны и отражают интересы пользователей в реальном времени — в отличие от такого показателя, как количество уникальных пользователей на сайте СМИ, на который относительно легко влиять.

Рейтинг Медиаметрикс

Скриншот обновляющегося каждые 10 минут рейтинга новостей Медиаметрикс

   Артур Хачуян рассказал о медиасервисе будущего, за реализацию которого он отвечает в компании SocialDataHub. Если существующие сервисы способны обрабатывать до 150 млн сообщений пользователей в день, то медиасервис будущего сможет обрабатывать до одного миллиарда, то есть охватывать весь массив данных (именно столько сообщений генерируют пользователи всего Интернета ежедневно на данный момент). Артур привел в пример известный кейс о поиске пользователя, впервые запустившего популярную «эстафету» в Инстаграм. Ни один существующий сервис не способен проанализировать все посты и комментарии за историю этой соцсети, чтобы найти ответ на этот вопрос. То есть основная задача для медиасервиса будущего — научиться работать с большими массивами данных, анализировать их и делать на их основе выводы и рекомендации. К примеру, он сможет отвечать на вопросы, как менялось отношение к продукту или явлению во времени, что и кто повлиял на его изменение в ту или иную сторону и что необходимо предпринять, чтобы изменить ситуацию. Артур уверяет, что получить информацию о действиях и предпочтениях человека в будущем станет возможно даже в том случае, если он не зарегистрирован ни в одной социальной сети. Интеллектуальный сервис сможет «узнать» его, даже если кто-то из друзей выложит фотографию с ним без подписи или лишь упомянет его имя в сообщении. Сервис сможет распознавать любой пользовательский контент: фото, видео, аудио (напомним, что Google недавно научился различать изображения «кошечек» и «собачек») и определять его позитивный или негативный характер.

   Как и в случае с использованием БПЛА в журналистике, подобный медиасервис поставит множество вопросов о нарушении этических норм, защите информации и частной жизни. Впрочем, сегодня почти каждое технологическое новшество ставит эти вопросы, которые пока остаются открытыми.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Медиа | Форум

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!