Объявлены победители конкурса Prix Ars Electronica 2015
26 мая в Линце, Австрия, объявлены победители Prix Ars Electronica, ежегодного и крупнейшего международного конкурса медиа искусства. В этом году среди участников из 75 стран мира победителями стали художники из Японии (Нело Акамацу), Мексики (Хилберто Эспарза), Индонезии (XXLab), Бельгии (Алекс Верхаест), Австралии (Джеффри Шоу) и Австрии (Габриель Радван). Статуэтки «Золотая Ника» будут вручены победителям 4 сентября в Линце, в рамках фестиваля Ars Electronica (3-7 сентября).
Трейлер фильма «Мертвое время» Алекса Верхаеста (Temps Mort / Idle Times / Alex Verhaest)
В номинации «Компьютерная анимация / Фильм» «Золотую Нику» получил интерактивный фильм Алекса Верхаеста (Alex Verhaest) из Бельгии «Мертвое время». В визуальном плане фильм был вдохновлен картинами позднего средневековья и раннего Ренессанса, точнее, использованием в них света, цвета и языка тела персонажей, типичных для того времени. В фильме изображена семья, ведущая своеобразный разговор с постоянным упоминанием своих покойных предков. Интерактивным фильм делает возможность для зрителям звонить на мобильные телефоны членов семьи. Эти звонки служат поводом для возобновления разговора на экране. Название «Мертвое время» намекает на структуру наших разговоров из чередующихся активной (создания и отправки сообщения) и пассивной (ожидание ответа) фаз.
В номинации «Цифровая музыка и саунд арт» высшей наградой отмечена звуковая инсталляция «Chijikinkutsu» Нело Акамацу (Nelo Akamatsu). Название «Chijikinkutsu» - это неологизм, полученный из двух японских слов: «chijiki» означает «геомагнетизм», а «suikinkutsu» - звуковое сопровождение пребывания в традиционном японском саду, появившееся в период Эдо (1603-1868). В “suikinkatsu” звук падающих в глиняный горшок капель воды резонирует в полых бамбуковых трубках. В своей минималистичной и поэтической инсталляции Нело Акамацу объединил оба понятия. Она составлена из наполненных водой стеклянных стаканов, намагниченных швейных игл, плавающих на поверхности воды, маленьких катушек из медной проволоки, выключателя и батареи. Подача электричества на катушки создает временное магнитное поле, которое привлекает иглу к катушке, заставляя ее ударять по стенке стакана. Получается звук, очень похожий на традиционное «suikinkutsu». Электрическое поле Земли располагает все иглы в направлении север-юг.
Перформанс «Oil» Дмитрия Морозова ::VTOL::
Почетное упоминание в этой номинации получила работа российского участника ::VTOL:: (Дмитрия Морозова) «Oil». Идея заключается в представлении посетителям выставки возможности уничтожить любой объект, чтобы превратить его в уникальную звуковую композицию. Работа представляет собой установку из пяти гидравлических прессов, способных раздробить практически любой объект (мобильный телефон, очки, наушники или любой другой). Специальный микрофон записывает звуки уничтожения предмета, и в течение нескольких минут компьютерный алгоритм превращает их в 20-минутный аудио-альбом.
Проект должен провоцировать посетителей к спонтанному избавлению от предметов потребления и созданию собственного произведения искусства через лишение и разрушение. Создание именно звукового произведения было выбрано потому, что это, пожалуй, наименее материальный и самый абстрактный акт творчества в искусстве. Компакт-диск с записью установка выдает участнику вместо уничтоженного предмета. Во время первого показа проекта было записано и выдано 1574 диска.
«Золотую Нику» в номинации «гибридное искусство» получит Хилберто Эспарза (Gilberto Esparza), который часто создает произведения с участием живых организмов и машин. В работе «Plantas Autofotosintéticas» воссоздана сложная симбиотическая система. Установка состоит из сферических резервуаров из плексигласа, расположенных по кругу и соединенных между собой трубами. В резервуарах живут колонии бактерий, которые в процессе своей жизнедеятельности фильтруют загрязненную воду и значительно улучшают ее качество, а также производят энергию в виде электричества. Чистая вода и электричество используются для поддержания их же жизненного цикла. Специально разработанная гидравлическая система поставляет очищенную бактериями воду в центральный контейнер, обеспечивая таким образом оптимальную среду для его обитателей: простейших, ракообразных и водорослей. Выделяемая бактериями электроэнергия позволяет освещать водные растения, что необходимо им для фотосинтеза. Органические отходы, генерируемые организмами в центральном контейнере, в свою очередь, перекачиваются в резервуары, где служат пищей бактериям.
Документация проекта Агнес Майер-Брандис «Teacup Tools» / Agnes Meyer-Brandis
Награду в этой номинации получила и работа «Teacup Tools» берлинской художницы Агнес Майер-Брандис (Agnes Meyer-Brandis), которую мы упоминали в связи с выставкой Lexus Hybrid Art’2012. В новой работе внимание Агнес привлекло изменение климата и его научный анализ. На открытом воздухе, в лесу и в поле, она размещала мобильные измерительные инструменты, включая чайные чашки, оснащенные миниатюрными метеостанциями. В чашки с водой попадали мельчайшие частицы веществ из воздуха, такие как сажа, пыльца и хвойные иголки, составляя своеобразный «настой». Метеостанции анализировали эту жидкость, вычисляя постоянно меняющиеся пропорции ее ингредиентов, пока их процессоры не перегревались. Этот перегрев, в свою очередь, позволял довести «настой» до кипения. «Натуральный чай» готов!
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания