26 марта 2013

Автор: Брукс Дэвид (Brooks David)

Философия данных

Журналист Дэвид Брукс   Если бы меня попросили описать возникающую сейчас философию, я назвал бы ее «data-ism». Сейчас нам доступны огромные объемы данных. И, похоже, для их глобального использования есть определенные культурные предпосылки: вера в то, что все, что можно измерить, должно быть измерено, что факты – это прозрачная и надежная линза, которая позволяет нам отфильтровывать чрезмерные эмоции и идеологию, и что информация поможет нам, к примеру, предвидеть будущее.

   Вот вопросы, которые диктует информационная революция и которые занимают меня: когда мы должны полагаться на интуитивную оценку событий, а когда нам следует игнорировать интуицию и руководствоваться данными? Какие события предсказуемы на основе статистического анализа, а какие – нет?

   Признаюсь, я скептически отношусь к этим вопросам, полагая, что мы склонны увлекаться нашим стремлением свести все к количественной оценке. Но вначале я хочу указать на две ситуации, когда "данные" действительно имеют смысл.

   Во-первых, они убедительно демонстрируют те случаи, когда наша интуитивная точка зрения на действительность неверна. Например, каждый человек, который играет в баскетбол и почти каждый, кто наблюдает за этой игрой, верит, что игроки пребывают в полосе удачи, когда они находятся в наилучшей форме, и в полосе неудачи – когда они чувствуют себя «не в форме».

   Но Томас Джилович, Амос Тверски и Роберт Валлоне* обнаружили, что у игрока, который последовательно сделал шесть удачных бросков, есть ровно такой же шанс сделать удачный седьмой, как если бы предыдущие шесть были неудачными.

   Когда игрок шесть раз подряд попадает в корзину, мы думаем, что он пришел в некое приподнятое состояние. На деле же это просто случайный статистический шум, как если бы подбрасываемая монетка упорно падала одной и той же стороной. Уровень всех отдельных удачных бросков всегда соотносится с индивидуальным распределением удачных/неудачных бросков в общей статистике игрока.

   Подобным образом почти у каждого человека, который стремится участвовать в политике, есть интуитивное убеждение, что он сможет существенно повлиять на свой шанс быть избранным, получив и потратив больше денег на свою кампанию. Но и это тоже в основном неверно.

Философия данных   Данные показывают, что влияние рекламных роликов на хорошо финансируемые государственные и федеральные выборы ничтожно мало. После выборов 2004 года политологи попытались оценить эффективность рекламных кампаний. Оказалось, что перевес в тысячу роликов у одного кандидата по сравнению с его соперником в графстве – огромная диспропорция! – в результатах голосования отразился в мизерном преимуществе в 0,19 процента.

   После выборов 2006 года Шон Тренд (Sean Trende) построил график, где расходы на кампанию действующих политиков сравнивались с их шансами на победу. Практически никакой связи между большими расходами и большей вероятностью победы обнаружено не было.

   В мае-июне 2012 года предвыборная кампания Обамы всячески препятствовала политической рекламе Митта Ромни, но, как недавно написал в блоге «The Times’s Five Thirty Eight» политолог Джон Сайдс, реклама не дала никакого длительного эффекта.

   Аналогичным образом многие преподаватели уверены, что разным студентам подходят различные способы обучения: кто-то склонен к вербальному восприятию, а кто-то к визуальному, кто-то к "линейному", а кто-то к синтетическому. Поэтому преподаватели воображают, что сделают занятия эффективнее, если станут давать учебный материал индивидуально каждому студенту. Однако оказалось, что эта точка зрения тоже не имеет под собой оснований.

   И второе. Факты могут быть парадоксальны. Например, я всегда полагал, что у людей, которые часто используют такие слова, как «я», «меня» и «мое», самооценка скорее всего выше, чем у других.

   Но, как отмечает в своей книге «Скрытая жизнь местоимений» Джеймс Пеннбэйкер (James Pennebaker, «The Secret Life of Pronouns») из Техасского университета, когда люди чувствуют себя уверенно, они сосредоточены на том, что делают, а не на себе. Уверенные в себе люди с высокой самооценкой используют меньше "я-слов", а не больше.

   Пеннбэйкер проанализировал записи речей Никсона. В начале своего президентского срока Никсон говорил мало "я-слов", но уотергейтский скандал пошатнул его уверенность в себе, и он стал использовать эти слова гораздо больше. Руди Джулиани использовал немного "я-слов", будучи мэром Нью-Йорка, но позже, когда в течение двух недель у него диагностировали рак и разрушился его брак, он стал активно их употреблять. Барак Обама, уверенный в себе человек, использует "я-слов" меньше, чем любой другой президент нашего времени.

   Наш мозг обычно не замечает тонких словесных структур, но компьютеры Пеннбэйкера легко с этим справляются. Начинающие писатели чаще используют мрачные слова и выражения, отсылающие к прошлому, чем более зрелые авторы, в лексиконе которых больше позитивно-окрашенных слов и выражений, относящихся к будущему.

   В речи лжецов таких оптимистичных слов, как «приятель» и «друг» больше, а слов с исключающим значением, таких как «но», «кроме» и «без», меньше (когда вы лжете, вам реже приходится упоминать о вещах, которых вы не видели и о которых не думали.)

   Джон Леннон считается самым интеллектуальным участником группы «Beatles», но на самом деле стихи Пола Маккартни написаны с большей гибкостью и разнообразием, а песни Джорджа Харрисона сложнее.

   Информационная революция дала нам новые пути к пониманию настоящего и прошлого. Изменит ли она нашу способность предвидеть будущее и принимать правильные решения? Поживем – увидим.

   Источник: New York Times


* Ученые Томас Джилович (Thomas D. Gilovich), Амос Тверски (Amos Nathan Tversky) и Роберт Валлоне (Robert Vallone) - пионеры теории «Заблуждения победной полосы» ("Hot-hand Fallacy"). В своей работе «Победная полоса в баскетболе: о неправильном восприятии случайных последовательностей» («The Hot Hand in Basketball: On the Misperception of Random Sequences», 1985) они исследовали обоснованность суждений людей об удачливых игроках в баскетбол.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Прогноз будущего | Философия

Комментариев: 3

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

    1. admin #
      Ой, и Обама такой уверенный, да...)

      Ответить на этот комментарий

      1. userpic
        SiberianGun #
        По поводу бросков в корзину -- пример плохой. Точность попадания зависит от многих факторов и один из основных -- это некое состояние потока сознания, как раз вот это "приподнятое состояние духа". Это по исследованиям тоже, исследовались способности человека, источник не дам, но его можно найти.

        Ответить на этот комментарий

        Написать новый комментарий

        Спaсибо!




        Больше текстов

        телеграф

        Рафаэль Розендаль в Петербурге: выставка мировой звезды net-арта в галерее "24 Х 4"

        телеграф

        Цифровая экономика – цифровое пространство: конференция в Санкт-Петербурге

        телеграф

        Появилась компания, готовая заняться оцифровкой сознания

        телеграф

        Новый стимпанк Ясухито Юдагавы в Москве

        телеграф

        Объявлен конкурс плакатов «Формируя будущее»

        телеграф

        Российские инновационные проекты на Autodesk University 2017

        телеграф

        Образовательный курс «Art&Science: синтез искусства и науки в XXI веке»

        телеграф

        Фестиваль медиаискусства Media In стартует на Новой сцене Александринского театра

        телеграф

        Цифра и Роза. Готика в современном искусстве

        телеграф

        Boiler Room вновь выйдет в эфир на фестивале Present Perfect

        телеграф

        Новый эпизод вечеринок серии OFF от Roots United: Rooms

        телеграф

        На Mercedes-Benz Fashion Week представили дизайнерские протезы рук

        телеграф

        Серия индастриал вечеринок OFF пройдет в Artplay

        телеграф

        Объявлен конкурс технологического искусства Making Art 4.0

        телеграф

        Дни Людвига Витгенштейна пройдут в Москве

        телеграф

        Открыт прием заявок на первый в России стрип-хакатон

        телеграф

        Центр МАРС открыл собственную площадку в Петербурге

        телеграф

        Виджеинг и видеомэппинг: от мировых клубов до архитектурных проекций

        телеграф

        На Roofus Fest выступят Mana Island и Super Besse

        телеграф

        Открыт прием работ на Autodesk Innovation Awards Russia 2016