id: 611
Ретрофутуризм: из прошлого - о будущемМаргинальное искусство как никогда в моде. Маргинальное в своем исходном значении (от французского «la marge» – поле, край), находящееся вне поля пристального внимания, вне поля основных процессов и направлений, модных, актуальных, медийных. «Вне поля» сегодня, в частности, находится ретрофутуризм - течение в журнальной графике, афишах, рекламе и плакате. Сам термин - явный оксюморон - был придуман в 1988 году, чтобы выразить представление о будущем в искусстве периода 1950-1970-х годов. Клаус Бюргле, из проекта иллюстраций будущего «2010», 1950-60-е годы Ретрофутуризм, кроме того, – это набирающий обороты демократичный способ арт-коллекционирования (большая часть материала сравнительно доступна). Он чем-то напоминает винтаж: пока еще не очень дорого и не растиражировано, но подлинно и стильно. Золотой век «мечты о будущем» пришелся на 1940-1970-е годы, когда в журнальной графике немецких, итальянских, английских и восточноевропейских научно-популярных журналов все чаще появлялись фантастические иллюстрации – фантазии на тему недалекого будущего. В 1940 году Артур Радебо (Arthur Radebough) исполнил серию рекламных плакатов для американского гиганта металлопроката – компании Bohn Aluminium & Brass Corporation. Эти плакаты остаются одними из самых выразительных образцов футуристической графики своего времени. Они лишены примитивности и наивности, которые обычно свойственны подобным плакатам. Многие изображенные здесь «фантастические объекты» – такие как монорельс – сейчас уже никого не удивят. Рекламная кампания Bohn Aluminium & Brass Corporation не только подарила миру лучшие образцы ретрофутуризма, но и стала свидетельством оптимизма поколения 1940-1950-х годов. Именно с этим оптимизмом связан тогдашний расцвет футуристической графики. Артур Радебо, рекламная кампания для Bohn Aluminium & Brass Corporation, 1940-е годы Работы немца Курта Рошля (Kurt Roschl) не связаны с рекламой. Условностью изображения они напоминают комиксы. Творчество Рошля выразило утопическую идею: в космосе и на земле «люди будут мирно сосуществовать, потребность в питании будет решена с помощью моря, а энергия будет поступать от атомных электростанций без всяких проблем». Этот технологический рай будущего, помимо Рошля, писали такие графики, как Клаус Бюргле (Klaus Burgle) и Тео Лэссинг (Theo Lassing). Города Городские ретрофутуристические мотивы сейчас весьма реалистичны: пугающие многоэтажные дороги, жилища, устремляющиеся в облака... Настроение утопической идиллии здесь достигает предела. Особенно «умиляет» американская фантазия на тему шоппинга с помощью магического устройства, одновременно напоминающего телефон и телевизор. Кого сегодня удивишь шоппингом он-лайн? «Город будущего» Клауса Бюргле, 1950-60-е годы Надо признать, графики-футуристы «не были вполне точны», рисуя свое будущее или наше настоящее. Наше время вступает в сложный спор с эпохой 70-летней давности. Оно отмечено рефлексией на тему прекрасного прошлого, и отнюдь не мечтами о будущем. Эти пессимистические настроения характерны для любой рубежной поры. История, однако, убеждает нас, что они – верный признак скорого всплеска искусства... «Утрата середины», утрата чувства гармонии, веры в будущее - очевидные отличия нас от людей середины ХХ века. От тех мечтателей мы дальше, чем даже они могли предположить. Комментариев: 8
Написать новый комментарий |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания