14 мая 2013

Автор: Зевельт Елена

Искусство зримой музыки

   Около тридцати лет назад Ленинград был оклеен афишами, сообщавшими о премьере светомузыкальной симфонической поэмы Скрябина «Прометей. Поэма огня». Но концерт не состоялся. Вероятно, в ту пору еще не пришло время светомузыкальной идеи. И только теперь получило шанс развитие этого вида искусства.

   В XIX веке появился оркестр «вагнеровского» типа, звучание которого отличается мягкостью даже в самых оглушительных fortissimo — Вагнер чрезвычайно расширил выразительные возможности оркестра, достиг вершины. Осталось сделать свет или цвет одним из музыкальных инструментов.


            Аристотель: «Все живое стремится к цвету… Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными».

           

Василий Кандинский. Впечатление III. Концерт, 1911

Василий Кандинский. Впечатление III. Концерт, 1911

   В XVIII веке Ньютон открыл дисперсию света. Оказалось, что белый цвет можно разложить на радугу из семи цветов. И, разумеется, тут же появилась аналогия с семью нотами диатонической гаммы. В том же XVIII веке композиторы Рамо и Гретри увлеклись революционной идеей совмещения звукового ряда с цветовым, а Кастель даже сделал соответствующий аппарат для демонстрации этого процесса. Но все было сложнее, чем они предполагали. Почему?

   Энтузиасты светомузыки исходили из того, что и музыкальных тонов, и цветов именно семь. Сосчитал число цветов в спектре ученик Ньютона, у которого было хорошее зрение. Однако от взгляда ускользнуло, что величины диапазонов разных цветов различны. Например, у красного, зеленого и фиолетового цвета они широкие, а у оранжевого и желтого намного уже.

   Тема на длительное время зашла в тупик, хотя по-прежнему беспокоила воображение многих. Через слух мы получаем десять процентов информации, через зрение – девяносто. Если погрузить аудиторию в гармонию на 100 процентов, то искусство получит новое качество.

Микалоюс Чюрленис. Фуга, 1908

Микалоюс Чюрленис. Фуга, 1908

   Гете посвятил светомузыке 15 лет, написал трехтомное сочинение «Учение о цвете». При жизни не меньше, чем его поэзия, была знаменита его теория светомузыки. О том же в разное время думали Вагнер и Скрябин, Леонардо да Винчи и Кандинский, Гельмгольц и Эйлер. И Эйнштейн тоже. Попытки связать живопись и музыку делали Чюрленис, Матюшин, Клее. Светомузыка звала и манила.

   В начале двадцатого века появились светомузыкальные сочинения: «Прометей» А. Н. Скрябина (1910), «Желтый звук» В. В. Кандинского (1912), «Счастливая рука» А. Шенберга (1913).

   У Скрябина в «Прометее», по замыслу, происходит цветовое дублирование тонального плана музыки. А в его незаконченной пьесе «Предварительное действие» цвет, организованный в сложные беспредметные формы, взаимодействует со звуком по принципу контрапункта.


          Скрябин писал: «Я чувствую, что здесь есть какая-то закономерность, но никак не могу ее найти!»


Пауль Клее. Фуга в красном цвете, 1921

Пауль Клее. Фуга в красном цвете, 1921

   Так или иначе, интуитивный подбор цвета к звуку не привел к результатам, которых ожидали.

   Осенью 2008 года в Санкт-Петербурге (в рамках фестиваля «Светотень») выступил праправнук Александра Скрябина пианист и композитор Элиша Абас (Израиль). Кроме собственных сочинений, он играл Листа, Рахманинова, Шумана, Шопена, Скрябина. Музыке сопутствовало визуальное сопровождение на трех больших экранах: потоки света, громадные снежинки, женские лица, летящие бабочки на фоне нотных листов. Однако все это светомузыкой в строгом смысле не становилось, оставаясь лишь рядом интуитивных ассоциаций.


   Наконец, совсем недавно Валентин Афанасьев предложил алгоритм, который связывает содержание нотной записи с определенными группами цветов. Иными словами, найдены соотношения цветовых напряженностей, соответствующие напряженностям в отношениях звуков. Один и тот же звук характеризуется тремя различными цветами в зависимости от его позиции в измерениях мелодии и лада (как известно, цвета спектра — в отличие от звуков — располагаются последовательно; соседние цвета в спектре не контрастируют, между тем, два соседних звука хроматической гаммы резко диссонантны).

   Изобретение Афанасьева запатентовано во Франции и России, поддержано Российской Академией Наук и Международной организацией ЮНЕСКО.

Валентин Афанасьев. «Чакона» Баха, 1994-2004

Валентин Афанасьев. «Чакона» Баха, 1994-2004


          Валентин Афанасьев – музыкант и художник, родился в 1945 году в Черновицах. Выпускник ленинградской консерватории по классу скрипки. Участник скандально известных выставок советского андеграунда. Его персональные выставки проходят в США, Германии, Франции и Швеции.


   19 февраля 2009 года в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге прошел концерт, на котором был применен светозвуковой алгоритм Афанасьева. Первой звучала симфоническая поэма Скрябина «Прометей. Поэма огня». Затем сочинения Вагнера, Равеля, Орфа, Гершвина и Андрея Петрова.

Видео концерта «Прометей» 19 февраля 2009 года в Ледовом дворце Петербурга.
Световая партия выполнена по системе Валентина Афанасьева.

   В оркестре использовались уникальные музыкальные светоинструменты. Композитор Иван Полех нотами написал для них партии света. Светомузыку исполняли на синтезаторах, подключенных к осветительной аппаратуре (сигналы регламентировала компьютерная программа, разработанная Борисом Бокатовичем).

   Новые инструменты Валентин Афанасьев адресует композиторам будущего, которые, подобно Скрябину, будут увлечены связью музыки и света. А новая система цветозвуковых отношений, возможно, многое продиктует становлению музыки XXI века.

Михаил Матюшин. I пейзаж со всех сторон. Сиверская, 1924

Михаил Матюшин. I пейзаж со всех сторон. Сиверская, 1924

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Пауль Клее | Александр Скрябин | Валентин Афанасьев | Василий Кандинский | Музыка | Живопись | Цвет | Светомузыка | Изобретение | Композитор | Поэма огня

Комментариев: 9

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    !!!!!спасибо!!!как раз эта статья наводит меня на некоторые мысли,которые у меня уже возникали,по поводу светомузыки!спасибо!буду читать и другие статьи! :)

    Ответить на этот комментарий

    1. admin #
      Слышал ли кто-нибудь о светомузыке Правдюка? Лет 50 назад в Харькове он сначала давал домашние концерты, а потом в летнем театре парка имени Горького. Хотелось бы услышать чье-либо компетентное мнение.

      Ответить на этот комментарий

      1. admin #
        Я не слышала... Возможно, сам Афанасьев в курсе.

        Ответить на этот комментарий

        1. userpic
          Николай. Харьков #
          Я работал в Зале Светомузыки с Ю.А.Правдюком с 1975 по 1986 г.г.
          Это были лучшие годы жизни. Видеть рождение и триумф нового вида искусства -- об этом можно только мечтать. Подробнее на сайте вКонтакте ( Николай Беренс ).

          Ответить на этот комментарий

        2. admin #
          "Чахона Баха" и "Древний звук" наверное наиболее близки к образам, создаваемым неизвестной мне программой на музыку Д. Аркенстоуна. Видел я эту демонстрацию только один раз в 1997 году на презентации программных продуктов фирмы Iconix из США. В последующие годы я пытался найти либо саму программу, либо ее разработчиков, однако безуспешно. Может быть автору статьи что-то известно об этом? Тема очень интересная и требует продолжения.

          Ответить на этот комментарий

          1. admin #
            Можно задать Ваш вопрос и самому Валентину Афанасьеву. Журнал планирует творческую встречу с ним В Петербурге, о ней будет сообщено заранее.

            Ответить на этот комментарий

          2. userpic
            Наташа Панкова #
            Валентин вчера рассказывал, что в этом концерте в Ледовом ( что в статье) не было возможности ничего отстроить со светом, так как прожекторы привезли перед самым началом, поэтому получилось на 1/100 от того что хотелось бы

            Ответить на этот комментарий

            1. userpic
              Анна Мотовилова #
              А как вдохновенно мне про это рассказывали в "Музее петербургского авангарда"...

              Ответить на этот комментарий

              1. userpic
                Виктор #
                Народ дайте ссылку где можно посмотреть цветомузыкальные треки

                Ответить на этот комментарий

                Написать новый комментарий

                Спaсибо!