id: 612
Архитектура будущегоВсякой эпохе, как правило, сопутствует произнесенный кем-нибудь лозунг. Вероятно, знаменем в сфере архитектуры первой половины ХХI столетия станут слова мэтра Максимилиано Фуксаса. На минувшем бьеннале он сделал, можно сказать, футуристическое воззвание: «Мы вновь начинаем проектировать будущее. Это не только призыв к утопии, это свидетельство нашего желания стать частью процесса, воплотить идеал. Мы должны выбрать: или мы участвуем в построении будущего, или мы пребываем в состоянии амнезии». Кроме того, он прибавил: «Я полагаю, что архитектор не является ни демиургом, ни ремесленником, который совершенно не подозревает о том, какой вред он может причинить». Максимилиано Фуксас. Выставочный центр Fiera di Milano, 2005 Эта прописная истина в наши дни звучит по-новому. В частности, потому, что среди архитекторов и критиков оформилась тенденция оправдывать эстетически ущербные архитектурные проекты соображениями функциональности и «интеллектуального минимализма». Таких проектов появилось множество (это было одной из тем недавних слушаний в Лондоне, посвященных архитектуре будущего). Впрочем, еще в прошлом веке А. Лоос полагал, что лишь крайне малая часть архитектурных сооружений (надгробия и памятники) имеет отношение к искусству, тогда как остальная архитектура сугубо утилитарна. И еще: сейчас каждое новое здание – это непредсказуемый и абсолютно непривычный объем, который вызывает отторжение. Такова закономерность. Сантьяго Калатрава. Дворец Искусств Королевы Софии в Валенсии Прежде архитектура стремилась быть функциональной, видимый облик отступал на второй план. Однако теперь значение функционализма стало расплывчато, не столь очевидно. Одна из причин тому — стремительное развитие информационных технологий, делающих жизнь все более запутанной и многомерной. Ее больше невозможно разложить на «простые функции», тем более, что функциональность не является самоцелью архитектуры. Есть мнение, что для архитектуры будущего станет характерно пересечение, наслоение, наложение различных территорий, пространств, поверхностей, коммуникаций. Урбанизированное общество меняется очень быстро, между тем объекты архитектуры по своей природе статичны. Архитектору становится интересно создавать то, что способно меняться. К примеру, машина становится кроватью, кровать комнатой, комната деревом, а дерево — пикником. Мечта архитектора нового времени такова: сделать архитектуру гибкой, уничтожить границу между физическим и виртуальным пространствами. Исчезают и остальные границы, в частности, диктуемые различием культур. Это давняя тенденция — Венеция не была бы столь прекрасной, если бы не была сплетением разных культур. Кионори Кикутаке, архитектор метаболистического направления, воображает будущее, в котором здания являются живыми организмами, дома имеют свойство меняться, приспосабливаться к условиям, климату, жителям. Не будет порознь гостиниц, офисов, квартир. «Архитектура будет универсальной! - предрекает Кикутаке, – Жесткий каркас постройки и меняющиеся коммуникации и интерьеры – вот что такое архитектура будущего». Жан Нувель. «Tour Phare» - проект реконструкции района Дефанс, Париж, 2006 Когда-то А. Сент-Элиа, автор манифеста футуристической архитектуры, на выставке в Милане, прошедшей в 1914 году, призывал к разработке футуристического города в виде огромной верфи, а футуристического дома – в виде гигантской машины. Казимир Малевич экспериментировал с объемными композициями – «архитектонами», свободными от материальной и конструктивной предметности. А затем Ш.-Э. Жаннере (Ле Корбюзье) сформулировал свои знаменитые архитектурные принципы… В новом тысячелетии формируется новая философская концепция зодчества. Небоскребы ХХ века вызывали желание прогуляться по горизонтальным плоскостям зданий. Однако теперь появляются небоскребы, имеющие не только горизонтальные, но и диагональные, наклонные связи. Идет поиск совершенно новых гармоний и пропорций. Конечно, жилище сохраняет свою первобытную роль защиты человеческого тела. Но, возможно, для человека пришла пора преодоления страха перед вселенной — сейчас «Космос рядом». Новые архитектурные формы сменяют друг друга с необыкновенной скоростью. К примеру, знаменитый во всем мире Дефанс, район Парижа, поражавший воображение в 1990-е, вскоре будет реконструирован – небоскребы Дефанс теперь кажутся низковатыми, а архитектурные решения – не такими уж новаторскими. Единственное, что остается неизменным — это непрерывность развития. Эта статья — пролог к теме «архитектура будущего». Далее последуют заметки о бионике, футуристических технологиях, стилистике современной архитектуры. Комментариев: 6
Написать новый комментарий |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания