Мысль о статичном мировом порядке маскирует наш страх перед будущим и оправдывает человеческую инертность. Однако перемены происходят, и нечто новое время от времени хочет, чтобы люди дали ему имя, иначе ему не захочется жить. Тогда придавленный опытом человеческий ум начинает искать определение.
Что-то в этом роде происходит теперь с цифровой живописью, которая возникла из недр компьютерной графики.
Майские звезды. Константин Худяков, 2006
Итак, художники меняют карандаш и кисть на мышь и клавиатуру. Говорит российский художник Константин Худяков: «У каждого из нас (художников) есть любимый инструмент, авторская технология, которые позволяют раскрыть и показать образы, рождаемые воображением, переживаниями, впечатлениями. Сейчас, например, таким инструментом для меня является компьютер, и его возможности далеко не исчерпаны. Больше того, мне кажется, изобразительное искусство стоит на пороге возрождения в совершенно головокружительном качестве: наконец появились носители изображения невероятного разрешения и достаточного размера, они теперь могут сочетаться со всеми мыслимыми и немыслимыми возможностями цифрового кино, компьютерной графики, интерактивного режима. Появилась возможность создания с помощью компьютера настоящей Картины. Конечно, создание таких произведений превратится в очень дорогостоящее предприятие, сравнимое с киноиндустрией. Но все-таки это непременно произойдет, и тогда наступит Золотой век Картины». Действительно, сначала – угольки и камни, потом – краски и холсты, теперь… не пора ли использовать нечто более сложное, соразмерное нашему современному развитию, способное сочетать все наши умения и опыт? Рисовать, используя специальное программное обеспечение, разве это не чудо?
Ноктюрн с испуганными лошадьми. Джей-Ди Джарвис
Джей-Ди Джарвис (JD Jarvis), цифровой художник из Нью-Мексико, оспаривает утверждение, что цифровая живопись – это «машинное искусство». Он полагает, напротив, что это самая трудная техника для живописца. Сравнивая цифровую живопись и традиционную, Джарвис пишет: «Главная сила цифровых технологий в искусстве – это власть синтеза. Сила компьютеров заключается в синтезе, в объединении существующих форм и таких новаторских способов, которые дают совершенно новые возможности». Речь идет о синтезе фотографии, фрактальных алгоритмов и возможностей человеческой руки, 3D-моделирования и т.д., и всем этим управляет сознание художника.
Возможности изобразительных технологий бездонны: огромный выбор инструментов, колоссальный цветовой спектр, возможность отменить свои действия, сохранить любой момент своей работы – согласитесь, все это недоступно в традиционной живописи.
Серебряный ручей. Джей-Ди Джарвис
Сейчас по достоинству оценить цифровые работы можно только с экрана монитора. По мнению многих, это – минус. Разрешающая способность нашего глаза пока недостижима для вычислительной мощности процессора. Вместе с тем, мониторы работают в цветовом пространстве 16,7 миллионов цветов, и ни один современный принтер неспособен охватить этот диапазон. Поэтому рисунок распечатывают на ткани или специальной фактурной бумаге, дорабатывают вручную.
Кроме того, монитор тиражирует все. Герхард Манц (Gerhard Mantz), цифровой пейзажист из Германии: «…это одна из проблем цифрового искусства, где количество возможных копий с работы художника ничем не ограничено. Это инфляционно. Единственный выход – публиковать лишь ограниченное количество работ».
Самообман Нарцисса. Герхард Манц
Новые технологии ведут к тому, что искусство будет вливаться в мир, подобно солнечным лучам. Так будет, обязательно будет, но не сегодня, а на более высокой ступени развития цивилизации. Почему произведение искусства должно существовать в единственном материальном воплощении, во владении одного коллекционера? Почему мы так извратили понятие «ценность», что драгоценностью считается то, что редко и дорого, а не то, что действительно ценно? Было бы золото драгоценным металлом, если бы наподобие песка покрывало побережья?.. …А пока остается вносить коррективы в авторское право.
Наконец, в область искусства проникает биология. К примеру, Джошем Хендрикс (Jochem Hendricks) и Уоррен Нейдих (Warren Neidich) – художники, использующие компьютерные технологии для создания изображения без кистей и даже без компьютерной мыши. Для этого компьютер связывают при помощи специальных датчиков с мозгом. Считанная информация выводится на экран в виде изображения. В этом случае, однако, художник направляет работу движением глаз и рук. Но, вероятно, вскоре даже это будет не нужно, и тогда выражение «я подарю тебе мечту» приобретет иной смысл.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания
Не думаю, что роботы справятся лучше. Искусство должно быть одухотворенным, нести определенную энергетику художника. А у роботов этого нет и никогда не будет. Поэтому речь может идти только о глобальном синтезе творческого порыва и технологий. Между прочим, не смотря на все плюсы, технологии сделали современное общество не творческим, а креативным. Людям проще переделывать и интерпретировать, добавлять к готовому, но совсем не творить. Это грустно. Так что технологии - палка о двух концах. Как, впрочем, и все в этой жизни))
Мне кажется, это искусство он-лайн, нужны электронные рамки, слайдшоу. Бумажные носители отойдут, скорее всего, в прошлое, как это происходит сейчас с книгами.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания