11 апреля 2014

Автор: Атаева Дженнет

ЕВГЕНИЙ КОЗЮЛЯ. ИСТОКИ

   18 апреля – 8 июня 2014

   В РОСФОТО пройдет персональная выставка белорусского фотографа Евгения Козюли.

   В экспозицию выставки вошли фотографии из собрания РОСФОТО, выполненные известным белорусским фотомастером в период с 1960-х по 1990-е годы. Это фотоработы из основных циклов и серий, ретроспективно представляющие путь Евгения Козюли от фотолюбителя до фотожурналиста, повествующие о творческих поисках, интересах и размышлениях автора о предназначении фотографии.

Евгений Козюля. С пастбища. Деревня Мотоль, Ивановский р-н Брестской области, Белоруссия. Из цикла «Полесье». 1989

Евгений Козюля. С пастбища. Деревня Мотоль, Ивановский р-н Брестской области, Белоруссия. Из цикла «Полесье». 1989

   Евгений Карпович Козюля родился в Минске 18 декабря 1936 года. Фотографию Евгений освоил в возрасте 14 лет. Военные годы семья Козюли провела под Ярославлем и вернулась в Минск в 1944 году. Первый снимок фотографа был опубликован в 1957 году в газете «Знамя юности». В начале 1960-х годов Евгений проходил военную службу в ГДР, где фотографировал сослуживцев, места и достопримечательности, посещенные во время поездок. В этот период происходит осознание им своего призвания. После службы Евгений работал мастером авторемонтного завода, конструктором в проектном бюро. В 1965 году он становится членом фотоклуба «Мiнск». В 1971 году Козюля принимает участие в организации первой из четырёх выставок «Фотографика». Эти выставки стали символом белорусской фотографии 1970-80-х годов и определили её известность в СССР. В начале 1970-х годов Евгений Козюля избирается председателем народного фотоклуба «Мiнск», а в 1975 году становится профессиональным корреспондентом газеты «Голос Родины», а затем сотрудничает с Белорусским телеграфным агентством (БелТАСС). Евгений Козюля – автор и участник более 120 персональных и групповых, республиканских, всесоюзных и международных выставок.

Евгений Козюля. Вечорки в деревне Белолозы. Дятловский район, Белоруссия. 1990

Евгений Козюля. Вечорки в деревне Белолозы. Дятловский район, Белоруссия. 1990

   Удивительно, но распространенная фраза «осталось только на фотографиях» сейчас всё чаще заставляет задумываться о драматической ситуации, связанной с обширным советским периодом. Казалось бы, миновал лишь небольшой отрезок времени, но сюжеты, эстетика, a главное, отношение авторов к окружающей жизни необратимо изменились. И то, что по счастливой случайности осталось на фотографиях, сохранивших для нас этот период, сейчас воспринимается не столько в качестве документального свидетельства эпохи, а скорее как образы мифической страны, проявляющиеся в воспоминаниях о чём-то, почти забытом, а во многом и безвозвратно утерянном.

Евгений Козюля. Перевозчик на Западной Двине. Браславский район, Белоруссия. 1984

Евгений Козюля. Перевозчик на Западной Двине. Браславский район, Белоруссия. 1984

   На первый взгляд основной блок фоторабот Евгения Козюли этнографичен – они описывают места, традиции, обычаи, типажи. Но, вглядываясь в сюжеты его снимков, начинаешь думать, что за ними стоит неизмеримо большее. То, что выше документирования, что определяет зримую идею, авторское мировоззрение, развёрнутое в протяжённое во времени визуальное размышление об истоках рода человеческого – размышление о земле, о людях земли.

Евгений Козюля. На старом хуторе. Белоруссия. 1984

Евгений Козюля. На старом хуторе. Белоруссия. 1984

   Сюжеты работ Евгения Козюли внешне просты, но за каждым из них стоит реальная история, увиденная и рассказанная автором, – и «это не фольклорные снимки, а жизнь». Для автора, объездившего всю Белоруссию, каждая съёмка – это возможность знакомства с новыми людьми, открытия новых уголков родного края, раскрывающихся своей спокойной, неторопливой красотой. Думается, сейчас уже не так важно, кто был запечатлен на фотопортрете – рядовой крестьянин или мастер народных ремёсел, как и неважно, в каком месте сделан тот или иной пейзажный снимок. Важно ощущение Родины, переданное автором своими фотоработами. Важны её образы – неуловимые, но всё же «схваченные», эстетически неоднозначные, но узнаваемые, стремительно исчезающие, но сохранённые мастерством фотографа и, главное, оставляющие после себя след в памяти каждого зрителя.

Евгений Козюля. Жнея. Деревня Белолозы. Дятловский район, Белоруссия. 1990

Евгений Козюля. Жнея. Деревня Белолозы. Дятловский район, Белоруссия. 1990

   Другие работы Евгения Козюли отсылают к эстетическим экспериментам, характерным для творческих поисков в мировой художественной фотографии 1960-70-х годов. Интерес к ним не миновал и белорусских фотографов, активно работавших в этом направлении в 1970-х годах, достижения которых были представлены на четырёх международных фестивалях «Фотографика» в Минске. И снова за внешней формой мы видим сюжеты, говорящие о переживании Козюлей истории своей Родины. Это попытка на основе сохранившихся исторических артефактов вспомнить, восстановить прошлое, хранящееся в генетической памяти народа, к которому принадлежит и сам автор.

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО

Санкт-Петербург, Б. Морская, д.35 www.rosphoto.org

   

Комментариев: 2

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

  1. Это настоящая фамилия?!! У меня уже истерика.

    Ответить на этот комментарий

    1. Анастасия, да, настоящая белорусская фамилия)

      Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Перед публикацией ознакомьтесь: Политика обработки данных

    Спaсибо!


    Больше текстов

    Блоги

    CapCut - инструмент для видеомонтажа

    Блоги

    Открытие духовно-просветительского центра в Колтушах

    Блоги

    О фейс-контроле в клубах в новогоднюю ночь

    Блоги

    Видео-контент

    Блоги

    EverGreen - контент, который будет популярен всегда

    Блоги

    Медитативный японский видеоарт на тему архитектуры будущего

    Блоги

    Цепная линия. Идеальная арка от природы

    Блоги

    В гостях. Остров Реюньон

    Блоги

    Писательский дар сквозь призму чисел. Закон Ципфа

    Блоги

    «Петербург — город будущего» в фотографиях

    Блоги

    Немецкие художники сняли футуристичный саспенс

    Блоги

    Питер Миллер, новое

    Блоги

    Футуристические открытки Hildebrands 1900 года

    Блоги

    Фоторепортаж с Present Perfect Festival

    Блоги

    Биофутуризм Алёши

    Блоги

    Конференция «Монструозность в культуре: от демонологии к неомифу»

    Блоги

    Меланхолические космонавты в живописи Джереми Геддеса

    Блоги

    Фоторепортаж с фестиваля музыкальных технологий Synthposium

    Блоги

    Заха Хадид — архитектор будущего

    Блоги

    Чат-бот Microsoft с искусственным разумом стал расистом в Твиттере