Жесткий контроль качества обслуживания
Технические консультации
Доставка по всей России
Контакты
8 (495) 134-09-51
8 (812) 499-49-20
07 января 2017

Автор: admin

Писательский дар сквозь призму чисел. Закон Ципфа

Улисс

Математический закон Ципфа чрезвычайно увлекателен: он раскрывает заманчиво простую закономерность, определяющую выбор слов писателем, какой бы текст и на каком бы языке он ни писал. Джордж Кингсли Ципф сделал свое открытие на основе анализа романа Джеймса Джойса «Улисс».

Для Ципфа обнаружение одной и той же элементарной математической закономерности в разных контекстах было равносильно духовному пробуждению. «В явлениях повседневной жизни мы находим единство, упорядоченность и равновесие, внушающие нам веру в высшую разумность всего сущего, целостность которого пребывает за пределами наших полномочий и понимания», писал Ципф.

Алекс Беллос, автор книги "Красота в квадрате"Публикуем отрывок о законе Ципфа из книги Алекса Беллоса «Красота в квадрате. Как цифры отражают жизнь и жизнь отражает цифры», вышедшей впервые на русском языке в 2016 году в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Алекс Беллос британский математик и публицист, автор бестселлера «Алекс в стране чисел. Необычайное путешествие в мир математики».

В 40-х годах XX столетия исследователи Висконсинского университета на протяжении четырнадцати месяцев составляли список слов, которые использовались в книге Джеймса Джойса «Улисс». Они напечатали ее на гуммированной бумаге, вырезали отдельные слова и наклеили их на на тысячах отдельных листков. Затем упорядочили эти слова по убыванию частоты их встречаемости в тексте. Полученные данные представляли интерес не только для студентов, изучающих лингвистику, но и для психологов, работающих с лексическими ассоциациям, а также для таких нестандартно мыслящих ученых, как профессор Гарвардского университета Джордж Кингсли Ципф, который выявил потрясающую закономерность.

СловоРанг (порядковый номер)Частота
I («я»)102653
Say («сказать»)100265
Bag («сумка»)100026
Orangefiery («оранжевопламенный»)100002

Оказалось, что десятое по частоте употребления слово встречается в тексте почти в десять раз чаще, чем сотое, почти в сто раз чаще, чем тысячное, и почти в тысячу раз чаще, чем десятитысячное. Джеймс Джойс не выбирал слова с такой арифметической точностью специально; тем не менее закономерность, которой подчиняется их встречаемость в его книге, очевидна.

Если говорить языком математики, частота встречаемости слов в романе «Улисс» приближенно подчиняется следующему закону:

частота х ранг = 26 500

Эту формулу можно привести к такому виду:

частота = 26 500 / ранг

В общем виде данное уравнение выглядит так:

частота = k / ранг, где k константа.

Следовательно, частотность употребления того или иного слова обратно пропорциональна его рангу (порядковому номеру) в списке, упорядоченном по убыванию частоты. Другими словами, если ранг слова в n раз больше, то частота его использования в n раз меньше.

Изучив другие тексты, Ципф пришел к выводу, что во всех книгах на всех языках частота встречаемости слов и их порядковый номер в частотном списке находятся в обратной зависимости, но с небольшим уточнением:

частота = k / рангa, где k и a константыДжордж Кингсли Ципф

Это уравнение известно как закон Ципфа. Ципф обнаружил, что значение константы a всегда стремится к 1 независимо от того, кто автор книги и каково ее содержание. То есть зависимость между частотой встречаемости слов и их рангом всегда очень близка к обратно пропорциональной зависимости. В случае романа «Улисс» значение a равно 1.

Я решил выяснить, соблюдается ли этот закон в моей книге. Для подсчета частотности слов я воспользовался компьютерной программой, а не гуммированной бумагой и ножницами. Просматривая частотную таблицу, я увидел, что частота встречаемости слов действительно обратно пропорциональна их порядковому номеру в таблице. Самое распространенное слово, употребляемое мною в книге («the»), встречается в десять раз чаще, чем десятое по частоте слово «was», примерно в сто раз чаще, чем тысячное слово «spirals». Значение a в моей книге чуть больше единицы, а это значит, что по сравнению с Джеймсом Джойсом я чаще использую самые распространенные слова и реже наименее распространенные.

Мы сами решаем, где нам жить, на что тратить деньги и как расходовать свое время. Тем не менее, если взглянуть на наше коллективное поведение сквозь призму чисел, становится очевидным, что оно вполне предсказуемо и подчиняется простым, взаимно совместимым математическим законам. Возможно, в чем-то этот мир сложен. Но в чем-то — достаточно прост.

Фото © Gscene, Ruben Alexander

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Алекс Беллос | Джеймс Джойс | Закон Ципфа | Математика | Лингвистика | Улисс

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

Блоги

Медитативный японский видеоарт на тему архитектуры будущего

Блоги

Цепная линия. Идеальная арка от природы

Блоги

Конкурс фотографии «Петербург — город будущего» 2017

Блоги

В гостях. Остров Реюньон

Блоги

«Петербург — город будущего» в фотографиях

Блоги

Немецкие художники сняли футуристичный саспенс

Блоги

Питер Миллер, новое

Блоги

Футуристические открытки Hildebrands 1900 года

Блоги

Фоторепортаж с Present Perfect Festival

Блоги

Биофутуризм Алёши

Блоги

Конференция «Монструозность в культуре: от демонологии к неомифу»

Блоги

Меланхолические космонавты в живописи Джереми Геддеса

Блоги

Фоторепортаж с фестиваля музыкальных технологий Synthposium

Блоги

Заха Хадид — архитектор будущего

Блоги

Чат-бот Microsoft с искусственным разумом стал расистом в Твиттере

Блоги

Объявлен конкурс фотографии «Петербург — город будущего»

Блоги

Прошлое и будущее научной фантастики. Обзор Сергея Шикарева, часть II

Блоги

Плакаты о космических путешествиях будущего

Блоги

Молодые архитекторы предложили Петербургу новую набережную