id: 723
Марк Петров "Промграфика"До 27 марта 2013 Галерея «Формула», 4 этаж, Лофт Проект ЭТАЖИ На меня в Новый Год всегда накатывает ностальгия по детству - конечно, по моему советскому детству. Одним из символов детства стал для меня кораблик Адмиралтейства, в виде латунного сувенира стоявший на полке в нашей комнате на Васильевском острове. Выставка работ Марка Петрова - как возвращение в детство, на минутку, на секундочку. Приятно будет сходить на нее в эти новогодние каникулы. Выставка «Марк Петров. Промграфика» впервые масштабно раскрывает роль этого замечательного петербургского художника в истории отечественного дизайна. Творчество Марка Евгеньевича Петрова (1933 — 2004) даже специалистам стало известно совсем недавно: в 2011 году в Петербурге, в NameGallery прошла первая выставка Петрова — разностороннего живописца и графика — «В царстве строгих фигур», введшая его имя в широкий обиход истории искусства. Новая выставка художника представляет его не только как художника-философа, но и как выдающегося мастера — классика «промышленной графики» 1960-1970-х гг. В экспозиции демонстрируется несколько десятков уникальных, сделанных от руки произведений и эскизов из частных собраний. Созданные Петровым схема ленинградского метрополитена, конверты грампластинок («Спящая красавица», «Музыкальное искусство Ленинграда»), фирменные знаки Аэрофлота, плакаты Зоопарка, упаковки бытовых приборов, реклама, спичечные этикетки и другие растворенные в повседневности шедевры промграфики дали новую жизнь старым петербургским символам и буквально засели в коллективном ленинградско/петербургском «подсознании». Многие годы они служат отправной точкой видения новых поколений художников и мирочувствования всех жителей города на Неве. В 1962 году Марк Петров начал работать на Комбинате живописно-оформительского искусства ленинградского отделения Худфонда РСФСР. Впервые с двадцатых годов официальным дизайном занялся авангардист — художник-абстракционист. Тем не менее, с самого начала Петров сочетает формальные новации с традиционными петербургскими, но тогда еще не «залитованными» символами (кораблик Адмиралтейства, ангел на Александрийской колонне, грифоны) и классическими орнаментальными элементами (меандр). Дотоле идеологически перегруженные темы — «город трех революций» или «образ Вождя» трактуются художником раскованно, пластически формально и чуть ли не иронично. Так, на конверте пластинки «Любимые песни Ильича» Ленин помещен на фоне веселенькой голубой ряби, а в городском пейзаже искусствовед, внук Марка Евгеньевича — Платон Петров находит «флаг триколор — неслыханную смелость для того времени». Художественные принципы, открытые ранним советским дизайном и опередившие время в творчестве Татлина, Родченко, Эль Лисицкого, Степановой, Клуциса и многих других корифеев двадцатых годов, в отличие от остальных видов искусства русского авангарда, продолжали использоваться, хотя бы в силу своей экономичной и эффектной простоты, на протяжении всего существования СССР (например, в оформлении государственных праздников). Их подлинное возрождение началось на рубеже 1950-1960-х гг., после отказа от «архитектурных излишеств» — в период хрущевской «оттепели», «сурового стиля» и так называемого «брежневского конструктивизма», создающих контекст творчеству М. Петрова. Но, если в двадцатые дизайн был агитацией «за новый быт» и героизировал массовость, то в шестидесятые — эпоху торжества массовой культуры и новых медиальных технологий, советские люди сами несли на свалку амортизированную тоталитаризмом старую громоздкую мебель, заменяя ее на «геометрическую» обстановку на тонких ножках, а некоторые начинают мечтать о комфорте ультамодной западной одежды и бытовой техники, подчеркивавших индивидуальное начало (пустые бутылки из-под зарубежного алкоголя на шкафу у Бродского). Дизайн и новые фактуры были бессловесными носителями духа свободной жизни. Промграфика Марка Петрова вписала в историю советского дизайна особую «ленинградскую» страницу и новый стильный/стилизованный образ города, отличающийся лаконичным благородством элегантных форм, остроумием и просветленным переживанием простора северных широт. Вы можете стать первым, кто оставит комментарий! |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания