07 сентября 2001

Автор: Кучеренко Михаил

Аудио: пейзаж после битвы

Михаил Кучеренко Аудио: пейзаж после битвы

Если позволите, начну с цитаты. «На пороге третьего тысячелетия, оглядываясь назад, мы понимаем, что технический прогресс, к которому веками стремилось человечество, приобрел статус доминирующего, став главным фактором изменений на Земле. Гигантский мир, созданный человеком, не только ошеломляет нас, но и оставляет пугающее впечатление своим комфортом, успокоенностью, бескрылым самодовольством... В результате на уровне цивилизации в целом мы наблюдаем тенденцию катастрофического упадка духа.
Действует трагический закон, согласно которому выигрыш в одном сопряжен с потерей в другом».
Тем, кто уже готов перевернуть страницу, не желая принимать очередную дозу пессимизма (здорового), спешу сообщить, что, во-первых, дальше будет больше оптимизма, а во-вторых — приведенная цитата принадлежит великолепному пианисту и тонкому ценителю музыки Александру Сариеву. Он не имеет прямого отношения к индустрии потребительской электроники вообще и ее последним достижениям в частности (хотя и наслышан о high end audio). Однако с присущей ему долей цинизма (иначе говоря — реализма) очень точно подметил основные тенденции, которые сопровождали последние достижения техники, находящейся на стыке с искусством — особенно с музыкой, хуже всего поддающейся описанию. Нет сомнения, что последние достижения в цифровых технологиях, — скажем, появление несколько лет назад нового видеоносителя DVD, —
большой шаг вперед. Но описанный выше Сариевым контекст моделирует ситуацию, когда, по словам классиков, после такого большого шага вперед в разработке технологий приходится опасаться двух больших шагов назад при их использовании (я не имею в виду, применительно к DVD, дополнительный канал отупления масс с помощью блокбастеров). Например, вытеснение наилучших на данный момент CRT-проекторов и замена их ширпотребом вроде LCD, DLP, D-ILA и прочими технологиями под гром рекламных фанфар мне кажутся теми шагами назад, о которых стоит сказать. Это напоминает мне ситуацию недавнего прошлого, когда с помощью тех же крупных компаний «high fidelity» превратилось в обрубок под названием «hi fi».
Эти соображения подводят меня к мысли о том, что мы можем ожидать от последних аудио- и видеотехнологий.
Во-первых, high end audio, после нескольких лет пребывания в загоне из-за всеобщей эйфории по поводу Домашнего Театра, опять выходит на первый план. Об этом свидетельствуют последние международные выставки, на которых мне удалось побывать: «Stereophile Show» в мае текущего года в Нью-Йорке и CEDIA 2001 в сентябре в Индианаполисе. На выставках четко прослеживалась тенденция: дымовая завеса над новыми
технологиями начала рассеиваться, и более очевидными стали контуры их использования. Косвенно то же самое
подтвердили главы многих компаний, работающих на этом рынке. Подавляющее большинство из них активно пользуется дома дорогими аудиосистемами при полном отсутствии интереса к личным домашним театрам. Не думаю, что это случай «сапожников без сапог» — они явно не беднее большинства покупателей. Скорее всего, зная плюсы и минусы своего товара и четко осознавая собственные приоритеты в жизни, все они пришли к тому, что кино лучше смотреть в настоящем кинотеатре. А где можно послушать музыку? Только у себя дома. При вложении, как любят выражаться покупатели, «разумных» денег система Домашнего Театра имеет такое же отношение к обычному кинотеатру, как настольный хоккей — к настоящему. Чтобы сделать свой Домашний Театр более-менее похожим на кинотеатр, привычный нам, придется потратить сумму, близкую по величине к стоимости этого самого кинотеатра. И здесь каждый может делать осознанный, не продиктованный рекламой выбор.
После длинного предисловия, наконец, — обещанная порция оптимизма.
Несмотря на все оговорки и опасения, индустрия, несомненно, сделала значительный шаг вперед: улучшилось
качество «обычного» СD, увеличилось количество записываемых каналов (шесть вместо двух). Понятно, что электронный «бой» разворачивается в преддверии истекающего в 2001 г. срока выплат отчислений с каждого выпущенного CD-плейера компаниям-разработчикам, среди которых основными являются Sony и Philips. Поэтому ясно, почему они суетятся больше других, желая сохранить за собой привилегии, и понятно, почему все остальные игроки, объединившись, создали в противовес их SACD свой собственный формат DVD-audio, не
желая дальше платить. Не имея пока достоверных сведений о каждой из технологий, трудно сказать, какая из них лучше. Скорее всего, мы избежим войны форматов (как в прошлом случилось с beta и VHS). и новые плейеры будут воспроизводить все форматы. Также очевидно, что нам предстоит не один шаг назад. Например, президент фирмы Manley Audio Labs (выпускающей суперпрофессиональное оборудование для звукозаписи) Eve-Anna Manley сообщила мне, что звукорежиссеры в студиях вынуждены искусственно ограничивать полосу пропускания на своих приборах (ухудшая тем самым качество записей), потому что последнее поколение кодирующих устройств для записи в новых форматах воспринимает шум от электронных ламп (а ламповое оборудование для студий до сих пор считается непревзойденным по качеству) как полезный сигнал и от этого «сходит с ума», не позволяя делать запись вообще. Со временем все эти проблемы, вероятно, будут решены. Во всяком случае, когда в Нью-Йорке один из редакторов журнала «Stereophile» Джонатан Скалл (Jonathan Scull) пригласил меня к себе домой, я воочию смог оценить эволюцию в технике, произошедшую за последние пятьдесят лет: я услышал звук винилового проигрывателя стоимостью $20 000, CD-плейера стоимостью $15 000 и семисотдолларового SACD-плейера. На фоне самого высококачественного цифрового звука старые пластинки обрели явный «шарманочный» призвук, да и вообще ничего интересного винил в том конкретном случае не показал. В целом, каждый из семисот долларов, вложенных в SACD-плейер, дал в двадцать раз бо’льшую отдачу в случае с обычным CD и в тридцать раз бо’льшую, чем с винилом. Впрочем, радоваться еще рано, потому что за развитием этих форматов я наблюдаю уже почти пять лет (в 1997 г. в Лос-Анджелесе впервые услышал многоканальные SACD-диски, записанные фирмой Philips в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, хотя первые аппараты для воспроизведения были только двухканальными), а дисков по-прежнему — раз-два и обчелся. (По всей вероятности, в ближайшем будущем эта ситуация изменится. На пресс-конференции в Индианаполисе
представители SONY официально подтвердили, что ведущие европейские фирмы звукозаписи, располагающие
превосходными каталогами (в частности, компании EMI и Virgin), готовят к выпуску в 2002 году массовые тиражи SACD (примечание П. Шулешко). То же самое и с DVD-аudio: носителей пока ничтожно мало. Поэтому на повестке дня, учитывая полное доминирование обычных компактов, стоит, скорее, проблема улучшения их звучания. Проблема эта постепенно решается с помощью новых технологий в области цифровой обработки информации (особо отличились здесь такие компании, как Perpetual Technologies из Америки, DCS из Англии и
Tact из Дании). В результате звук обычных компакт-дисков уступает новым записям, но уже незначительно. Это дает нам возможность заново открыть для себя наши музыкальные коллекции. Поэтому в течение тех нескольких лет, которые займет переход на новые звуковые форматы, мы будем иметь более чем достаточно возможностей, чтобы утолить свое стремление к расточительству: не только покупая новые звуковые процессоры для улучшения звука обычных CD, но и совершенствуя другие компоненты систем (усилители, колонки и т.д.). Такая практика как нельзя лучше впишется в очередной цикл подъема продаж аудиотехники, ибо в свое время именно новизна DVD вызвала к жизни явление Домашнего Театра. Привычка же к нему как к чему-то само собой разумеющемуся переносит внимание потребителей, быстро соскучившихся по чему-нибудь неизвестному, на новые звуковые форматы.
Заканчивая, хочется привести еще одно высказывание пианиста А.Сариева:
«Что, как не искусство, являющееся частью духовной памяти всего человечества, становится в нынешних условиях совершенно необходимым источником объединения людей?.. Лишь обращаясь к духовному опыту человечества можно постичь переход от прошлого к будущему...» Будем надеяться, что создатели звуковой аппаратуры, работающие на стыке техники с искусством, это осознают. А нам, со своей стороны остается только в скором времени их в этом проконтролировать.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: DVD | SACD | Винил | Домашний кинотеатр | Источник звука | CEDIA | Manley | Philips | Sony

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

телеграф

Цифровая экономика – цифровое пространство: конференция в Санкт-Петербурге

телеграф

Появилась компания, готовая заняться оцифровкой сознания

телеграф

Новый стимпанк Ясухито Юдагавы в Москве

телеграф

Объявлен конкурс плакатов «Формируя будущее»

телеграф

Российские инновационные проекты на Autodesk University 2017

телеграф

Образовательный курс «Art&Science: синтез искусства и науки в XXI веке»

телеграф

Фестиваль медиаискусства Media In стартует на Новой сцене Александринского театра

телеграф

Цифра и Роза. Готика в современном искусстве

телеграф

Boiler Room вновь выйдет в эфир на фестивале Present Perfect

телеграф

Новый эпизод вечеринок серии OFF от Roots United: Rooms

телеграф

На Mercedes-Benz Fashion Week представили дизайнерские протезы рук

телеграф

Серия индастриал вечеринок OFF пройдет в Artplay

телеграф

Объявлен конкурс технологического искусства Making Art 4.0

телеграф

Дни Людвига Витгенштейна пройдут в Москве

телеграф

Открыт прием заявок на первый в России стрип-хакатон

телеграф

Центр МАРС открыл собственную площадку в Петербурге

телеграф

Виджеинг и видеомэппинг: от мировых клубов до архитектурных проекций

телеграф

На Roofus Fest выступят Mana Island и Super Besse

телеграф

Открыт прием работ на Autodesk Innovation Awards Russia 2016

телеграф

На Unreal Fest выступят футуролог Владимир Кишинец и архитектурный критик Мария Элькина