С этого номера в разделе «Саунд» открывается рубрика «Электрическое кафе», полностью посвященная электронной и экспериментальной музыке.
Электронная и экспериментальная музыка давно стала частью стиля жизни многих людей. В «Электрическом кафе» Вы не увидите материалов об электронных поп-поделках и синтезаторных конструкторах. Это, в первую очередь, — раздел об электронной музыке, к которой применимо слово «art».
Идея «ЭК» возникла более пяти лет назад. Тогда одноименная рубрика мелькала во многих российских газетах и журналах. Сейчас на радиостанции «Северная столица» (частота 105.9 FM) существует еженедельная информационно-музыкальная программа «Электрическое кафе». Многое из того, что не вошло в радиопрограмму, Вы сможете прочесть на страницах «Art Electronics».
Сегодня в гостях у «ЭК» Максимилиан Ленц — человек, воспитанный на Kraftwerk, Cabaret Voltaire и Throbbing Gristle, успешно соединивший элитарность «электроники» с ее коммерческой стороной.
Новости электронной музыки
Tangerine Dream — символ мира
Поклонники берлинских электронных «долгожителей» Tangerine Dream смогут насладиться выступлением
основателя группы Эдгара Фрезе (Edgar Froese) на варшавском концерте 1 сентября, где композитор выступит в рамках бесплатного концерта «Most Beautiful Rock for Peace», который будет проходить непосредственно на новом Варшавском мосту. Зрительские места разместят на берегах. В шоу Tangerine Dream войдет экстравагантная подсветка, лазерное шоу, светоэффекты на воде, пиротехнические трюки и фейерверк. 1 сентября — особая дата для польского народа. Именно в этот день в 1939 г. началось немецкое вторжение в Польшу. Цель концерта — создание «моста дружбы» между Польшей и другими странами Европы.
«Future Asian Beat»
Лейбл Swaraj Records выпустил на CD и виниле сборник «Future Asian Beat», на котором присутствуют проекты Fun-Da-Mental, Nitih Sawhney, Trilok Gurtu, The Dum Dum Project, State Of Bengal, Maad Ethics. Среди весьма известных и уважаемых имен, работающих в электронных танцевальных стилях «eastern breaks», «twisted
tablatronica» и «funky Asian beats», неожиданно оказался проект Banco De Gaia. Весьма любопытная компиляция.
Гость «Электрического кафе» Максимилиан Ленц: «Можно сидеть в своей комнате и делать “музыку из Нью-Йорка”. Но реальной “электронной” жизни в Нью-Йорке сегодня нет. Я пишу музыку в Берлине и постоянно выступаю в местных клубах. Здесь электронная атмосфера жива, хотя я не стану заявлять, что Берлин — идеальное место».
Вестбам — лицо современного Берлина
Westbam (настоящее имя — Максимилиан Ленц (Maximilian Lenz)) родился 4 марта 1965 г. в городе Мюнстер, Вестфалия.
Вестбам известен как популярный ди-джей и организатор крупнейших рэйв-мероприятий «Love Parade» и
«MayDay», а также как основатель независимого берлинского лейбла танцевальной музыки Low Spirit.
Псевдоним «Вестбам» составлен из двух слов: Вестфалия и Бамбата. Вторая составляющая взята из творческого псевдонима кумира Максимилиана Ленца, культового персонажа современной музыки Африки Бамбаты (Afrika Bambaataa).
Вместе с Клаусом Янкуном
Музыкальная карьера Макса началась в 1983 г. в мюнстерском клубе «Odeon». Уже через год Ленц переезжает
в Западный Берлин, где работает ди-джеем в берлинском «Метрополе». Познакомившись в 1985 г. с Клаусом Янкуном (Klaus Jankuhn), Максимилиан решает выпустить свой первый сингл «17». На столь лаконичное название Ленца вдохновил один из первых сэмплов Пола Хардкастла (Paul Hardcastle) — «19».
К.И.: Расскажите о Янкуне. Что он за человек?
М.Л.: Клаус — лучший специалист по синтезаторам из всех, кого я знаю. Мы можем часами беседовать о преимуществах или недостатках той или иной модели Korg. В плане технической оснащенности Клаус все время опережает меня «на несколько шагов». Когда я демонстрировал ему свой новый синтезатор, Клаус попросил меня имитировать бурю. Я ответил, что не могу сделать бурю на этой аппаратуре. Тогда Клаус иронично заметил: «Кто-то на прошлой неделе устроил мне и бурю, и шторм. Значит, Макс, у кого-то есть синтезатор покруче твоего».
К.И.: Вы с ним, наверное, хорошие друзья, потому что ни один Ваш релиз не обходится без Янкуна.
М.Л.: Я знаю Клауса еще со школьной скамьи. Он уже тогда неплохо ориентировался в мире качественного звука. Помню, как долго и кропотливо он подбирал музыку для моих первых клубных сетов, когда мы начали работать вместе. Надо сказать, в то время я вообще ничего не слышал о процессе сэмплирования и передовых технологиях. Но уже через два года мы сделали первую запись, которая называлась «17». Эта вещь была выужена из единственного синтезатора и ужасного, по нынешним меркам, сэмплера.
«Bam Bam Bam»
После Олимпийских игр в Сеуле берлинское техноимя Westbam узнал весь мир. По приглашению Института Гете
Макс отыграл на переполненном стадионе целый сет. Получив всемирное признание, он выпускает дебютный альбом «The Cabinet». Хиты «Monkey Say Monkey Do», «And Party» и «No More Fucking Rock’n’Roll» взлетают на
вершины танцевальных чартов не только Западной Германии, но и всей континентальной Европы. В 1991 г. появляется второй номерной альбом Вестбама — «A Practicing Maniac At Work», а 14 декабря Макс организует первый в истории музыки грандиозный рэйв-парад «MayDay». Специально для этого события Вестбам и Клаус Янкун, скрывшись под псевдонимом «Members Of MayDay», сочиняют первый техногимн. Новый гимн неожиданно получает огромную популярность среди европейской молодежи и быстро приобретает статус культового.
В 1994 г. появляется третий номерной альбом ди-джея «Bam Bam Bam» с яркой и запоминающейся композицией
«Celebration Generation».
В 1995 г. Вестбам обрабатывает хит «Bostich» швейцарской группы Yello для интернационального сборника «Hands On Yello».
В этот же период Вестбам вместе с Клаусом Янкуном и бельгийским ди-джеем Акселем Стефенсоном (DJ Axel
Stephenson) выбирает лучшие вещи, исполнявшиеся когда-либо на «MayDay», и издает их отдельным альбомом.
Пластинка получает название «Members Only».
Перелом
Завершает берлинскую техноэру релиз «Born To Bang», который датируется ноябрем 1996 года. Эта запись предвещала перемены в музыке Вестбама: на смену «берлинскому техно» пришла волна подзабытого танцевального стиля «электро».
«Электро» придает «берлинскому техно» актуальность — в качестве примера можно привести хиты с «Members Of MayDay» («Sonic Empire», «Save The Robots» и «Crash Course» самого Вестбама).
К.И.: Давайте поговорим о Вашей «визитной карточке» — «Sonic Empire». Как Вам удалось растопить «замороженный» немецкий менталитет? Пять лет назад о немецкой музыке рассуждали исключительно в контексте скучных рокеров. И вдруг — бум! — «Sonic Empire»!
М.Л.: У музыки множество путей, — по крайней мере, я на это надеюсь. В случае c немецкими рок-группами
возникал языковой барьер. Многие не понимали их лирику. То же самое происходит с русскоязычными группами
на Западе. Концепция же «Sonic Empire» заключается в том, что все мы живем в одной большой общей Империи,
имя которой — музыка. Поэтому мы не нуждаемся в переводе и каждый, если хочет, может присоединиться к нам.
Концепция ощущения
В 1999 г. Вестбам и Африка Бамбата записали сингл «Aghartha». Этот релиз не получил всемирной известности,
но стал поворотным моментом в творчестве Ленца.
Совместный проект Ленца Mr.X & Mr.Y с хип-хоп исполнителем Африкой Исламом (Africa Islam) расставил все точки над «i»: сухому «электро» и скупому «техно» пришел конец. Теперь в два музыкальных стиля органично
вплелись речевые артикуляции, характерные для музыкальной традиции чернокожих исполнителей.
К.И: Изменилось ли что-нибудь в Вашем отношении к музыке после сотрудничества с Африкой Бамбата и Африкой Исламом?
М.Л: Я многое взял у них, не столько в музыкальном плане, сколько в смысле ди-джейского опыта. В моем понимании, DJ-музыку создали две большие школы, или «семьи»: хип-хоп и техно-хаус. Качественно новый скачок — сосуществование этих двух школ, их постоянная взаимосвязь, дающая новые идеи. Находясь в рамках этих двух больших школ, я могу видоизменять «джангл» или «электро». Моя жизненная позиция — объединять людей, их музыкальные философии и вкусы. Я научился у Бамбаты концепции ди-джейства. Это концепция музыкального ощущения, она универсальна.
Назад в Россию
В 1996 г. Вестбам впервые выступил в России, а в декабре 2000 г. по приглашению Mig Promotion повторно
посетил Санкт-Петербург, где за короткое время успел отыграть три ночных сета. Однако первое знакомство с русскими музыкантами произошло у Макса много лет назад.
К.И.: Несколько слов о Вашей работе с Сергеем Курехиным. Ведь Вы записали с ним альбом?
М.Л.: Мы познакомились с Курехиным в Риге в 1987 г., где я наблюдал за процессом тэйпинга (ди-джейский способ работы на кассетах — К.И.). Сергей как раз был в Риге с «Поп-механикой» и предложил мне выступить в качестве ди-джея у них на концерте. Я согласился. Концерт был записан на магнитную ленту, которую буквально до дыр заслушивали в Берлине. Потом мы собрали ведущих немецких журналистов и нашли издателей — лейбл What’s So Funny About. Впоследствии проект с Курехиным стал популярным благодаря передаче на Neue Deutche Welle и миксам, сделанным с той, рижской, кассеты.
Видеоклипы
К.И.: Кто обычно делает для Вас видеоклипы?
М.Л.: Режиссеры клипов всегда меняются. Их миллионы. Могу привести пример. Режиссер, сделавший мой самый последний клип (на «Viva la Revolution»), снимал ролик «American Pie» для Мадонны.
К.И.: Ваше видео «Crush Course» — об авариях. Вас привлекают аварии?
М.Л.: Кто делал это видео?! Когда я впервые увидел его, то был очень удивлен. Я не нахожу ничего своего в этом ролике. Весь этот странный мир Среднего Запада Америки… Микс с кружением и столкновением машин.
Потные лица, американские толстяки...
Мечты детства
К.И.: Когда Вы были ребенком, кем Вы хотели стать?
М.Л.: Вначале я хотел быть профессором-искусствоведом. Потом — футболистом. А в один прекрасный день у меня появилось желание стать ди-джеем. В детстве у меня было очень много задумок. Некоторые из них реализовались. Я многого достиг, но новые замыслы появляются у меня и сейчас. Я еще не сделал последнего шага.
Волшебство
Последние два года Вестбам провел в постоянных разъездах. «Мне нравится посещать укромные уголки планеты, где никогда не слышали мою музыку», — сказал Макс в интервью бывшему редактору «NME» Бену Уилмоту. — «Это всегда поучительно. Можно играть для любого количества людей, потому что когда ты работаешь, у публики налаживаются определенные личные взаимоотношения с музыкой. Это как волшебство».
Ближайшее выступление Вестбама ожидается на «берлинском open-air» в Москве уже нынешней осенью.
Концертный альбом Клауса Шульце
Летом 2001 г. Manikin Records собирается издать новый двойной концертный альбом лидера «берлинской электронной школы» Клауса Шульце (Klaus Schulze). Пока известно только черновое название альбома — «Live in
Osnabruck». На концерте Шульце помогал мультиинструменталист и композитор Вольфганг Типольд (Wolfgang Tiepold). Концертные фотографии уже выставлены на официальном сайте Клауса Шульце.
«Jockey Slut» news
Лейбл LSD выпустил компиляцию, составленную Алексом Патерсоном — «мозгом» эмбиент: даб проекта The Orb. Сборник называется «Alex Paterson’s Journey Into Paradise». Лондонский журнал «Jockey Slut» оценил работу всего в два балла (по пятибалльной шкале), заметив, однако, что микс на тему «Requiem» от Killing Joke
получился весьма удачным. Тот же «Jockey Slut» назвал самым запоминающимся технорелизом начала лета 2001 г. сингл Джастина Робертсона (Justin Robertson) «Have Mercy». Этот дебютный релиз создан для известного ночного клуба «Bugged Out!», резидентом которого является Джастин. Английские критики не жалеют
определений в своих рецензиях: «Тех-хаус перкуссия соседствует с бейс-линией чикагской школы и с
восточными, почти марокканскими, клавишами…».
Chemical Brothers верят в плохую карму
Участники брейкбит-проекта The Chemical Brothers отказались делать ремикс кавер-версии песни The Beatles «Helter Skelter», записанной Oasis. «Химические братья» аргументировали свой отказ плохой кармой песни, так
как именно «Helter Skelter» «вдохновила» психопата Чарли Мэнсона на убийство 30 человек.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания