Джон Селлекаерс (John Sellekaers) родился в 1973 году в Монреале. Юношей Джон переезжает из Канады в Брюссель, где сразу же (что часто случается в Центральной Европе с впечатлительными и одаренными юношами) попадает под влияние пионеров электронной музыки.
Несколько лет Джон просто экспериментирует с синтезаторами, не задумываясь о музыкальной карьере. Проще говоря, он пишет свои экспериментальные электронные опусы «в стол». На пару лет его основным занятием становится издание журнала, посвященного электронной музыке, где музыкант публикует собственные статьи, и таким образом налаживает связи с владельцами и звукорежиссерами европейских электронных лейблов. Одним из «родных» лейблов для Селлекаерса становится Nova Zembla.
К этому времени Джон берет себе творческий псевдоним Xingu Hill.
«Maps Of The Imposible»
Первый альбом Xingu Hill «Maps Of The Imposible» выходит в 1995 году. Уже тогда на технологической базе Nova Zembla Джону становятся доступны последние достижения в области сэмплирования.
Именно благодаря наличию странных (частью этнических) сэмплов альбом выделяется на фоне однообразного потока минимал-техно середины 90-х годов. Ритуал-этно-минимал-техно Джона аккумулировал в себе ранние идеи Kraftwerk (основа любой техно-группы 90-х) и экспериментального видения мира Tangerine Dream образца «Electronic Meditation» и «Alpha Centauri».
В первом же альбоме Джона заметно выделяются звуки синтезатора Novation Bassstation и «динозавра» Atari 1040stf. Звучание этих аппаратов впоследствии станет визитной карточкой Джона.
Чарующий эффект ритуальности происходящего достигается повторением яркой секвенции с ее непрерывным искажением. Например, в композиции «Passage».
Этнические мотивы особенно четко слышатся в композиции «Last Rites»: «закрученные» сэмплы флейты и загадочной ритуальной фразы проходят сквозь мягкий синтезаторный «нью-эйджевый» пассаж.
Здесь звучит даже не «минимал-техно» в его, скажем, финском понимании, а «дарк-минимал». В «Last Rites», безусловно, присутствует ритм, но он используется как второстепенная канва, концентрирующая внимание на деталях, сэмплах и синтезаторной линии.
Это музыка «для ума». И в данном случае я бы настойчиво рекомендовал прослушивать альбом без использования каких бы то ни было стимуляторов. Как медик могу ответственно заявить: в сочетании с любыми стимуляторами музыка Xingu Hill крышу сносит сразу и назад ставит не всегда. Следует внимательно отслеживать возникновение и изменение того или иного звука. В противном случае звуки начинают доноситься не только из колонок, но и из головы. А это, извините, симптом…
Ритм появляется (и намеренно выделен) в композиции «Rising Sand», но до спасительных 60 бит в минуту (здравствуйте, Kraftwerk и Пит Нэмлук!) слушателю приходится испытать на себе нойзовую (шумовую) прелюдию.
Возможно, дебютный альбом «Maps Of The Imposible» является лучшим в дискографии Джона Селлекаерса, однако вашему покорному слуге наиболее импонирует следующий за «Maps Of The Impossible» альбом Xingu Hill (fiction) — вершина электронной экспрессии, безумство звуков на тяжелой ритмической основе!
(fiction)
Название пишется именно так, без кавычек. Джон Селлекаерс посвятил альбом всем безумным психотронным фильмам категорий «b» и «z».
(fiction) был издан австрийским отделением Nova Zembla в 1996 году.
Я услышал этот альбом буквально на следующий месяц после его издания и был откровенно шокирован. Позволю себе процитировать отрывки моей рецензии, написанной в то время: «Осень, мрак, церковный колокол… Отличная иллюстрация к скандинавскому “Логову Белого Червя” и не менее беспощадному фильму “Омен”. Но самое ужасающее — то, что под такую музыку можно танцевать: транс порой буквально сносит в безумие».
Не скрою, Джон Селлекаерс, наравне с англичанином Полом Кэндаллом (Paul Kendall, Mute Records), был и остается одним из моих любимых электронных экспериментаторов. Из цитаты восьмилетней давности, приведенной выше, я намеренно удалил все хвалебные эпитеты.
Вся секвенция по сравнению с дебютным альбома Селлекаерса ядовита. С первого же трека композитор-авангардист «включает» «прямую бочку», ритм достигает оборотов до 150–180 ударов в минуту.
В основе треков доминирует «берлинское техно» и «эйсид», а мрачные и нагнетающие тревогу сэмплы (по-видимому, взятые из фильмов ужасов) делают альбом классикой экспериментального техно и, быть может, экспериментальной электронной музыки XX века.
В записи (fiction) Джон Селлекаерс использовал Akai s2800i, Roland s-330, Roland tb-303, Roland Juno-2, Korg Prophecy, Korg Wavestation sr, Novation Bassstation, Boss rdd-20, Boss se-50, Mackie 1202, Sony tcd d-7, Atari 1040stf, Kenton pro-2 — возможно, все имевшееся на тот момент оборудование лейбла Nova Zembla. Звуки «тяжеловеса» Roland Juno-2 и Korg Prophecy известны всем меломанам со стажем, но на (fiction) их сложно узнать, так как Селлекаерс смело играет с настройками, программируя новое звучание клавиш для каждого отдельного трека.
Альбом заканчивается великолепным deep-space треком «Surrender — Final Cut», разительно отличающимся от всего остального материала Джона Селлекаерса. Эмбиент-настроения последней композиции явно навеяны космической фантастикой, полной отчаяния и одиночества.
«Relay» с комфортом
В 1997 году выходит индустриальный и, на мой взгляд, самый понятный и предсказуемый альбом Xingu Hill — «Relay».
Приведем цитату из яркой и чрезвычайно точной рецензии критика Mr.Prolix: «Разработка музыки Xingu Hill на этот раз уходит в довольно минималистичный техно-эмбиент. Например, титульный трек “Shockwave” практически состоит из однообразной синтетической петли, которая только где-то под конец затягивается на психоделической атмосфере. Аналогичную структуру имеет и “The Neon God”. А вот трек “Zone” — это уже индустриальный трип-хоп, напоминающий о фантастических фильмах ужасов, в которых немые рэпперы убивают пришельцев. Но самый большой плюс ее в том, что, несмотря на глубину пессимизма, погружение в бездну происходит с максимальным комфортом».
Высказывание Mr.Prolix — точнее не придумать. Однако для людей, испытавших на себе «Maps Of The Imposible» и (fiction), прослушивать «Relay» — все равно что пить кофе с молоком, уютно завернув ноги в теплый плед.
Работа на MetArc
Музыкальные критики насчитали около сорока альбомов, выпущенных Джоном Селлекаерсом под различными именами. В 1998 году композитор основывает собственную студию MetArc, на которой на данный момент успел записать и выпустить двадцать альбомов, синглов и EP.
EP «The Andronechron Incident» записан Селлекаерсом совместно с австралийцем Блэком Лангом (Black Lung) в 1999 году как звуковая дорожка к одноименному фильму. Релиз содержит два продолжительных трека.
Пульсирующий эмбиент в миксе с трип-хопом и тек-степом в очередной раз (только иными путями) погружает слушателя в сюрреалистическую атмосферу. Настроение EP весьма близко к тому, что возникает на концертах у известного американского экспериментатора и ди-джея Пола Д. Миллера (Paul D. Miller).
Типичные для Xingu Hill мрачные нотки на «The Andronechron Incident» практически не слышны. Материал фокусируется на разнообразных ритмах и пульсациях. Каждая композиция содержит богатый набор психоакустических сэмплов.
EP вышел как в формате CD (в количестве 470 копий), так и на виниле — специально для ди-джеев.
Спустя три года на римской студии Forum Xingu Hill и Black Lung еще запишут полноценный альбом «Original Motion Picture Soundtrack».
В 2001 году Джон Селлекаерс совместно с проектом Squaremeter вновь записывает неожиданный для всех альбом «This Anxious Space». Релиз привлечет прежде всего поклонников экспериментальной IDM-музыки: Squarepusher, Autechre и Aphex Twin. Первые две темы, «Codebreaker» и «Outpost» — образцы экспериментального IDM в его лучших традициях, но малоинтересны с точки зрения новизны. Далее действие на альбоме разворачивается в постиндустриальном ключе: сэмплы (например, звуки телефонного и игрового аппаратов в композиции «Stealing The Truth»), синтезаторные вкрапления и колкий IDM-ритм.
Xingu Hill также выпустил альбом ремиксов на композиции дюссельдорфского проекта Kraftwerk. К созданию трибьюта были привлечены старые друзья Джона: Front 242, Snog (Давид Рассел, ранее сотрудничавший с Джоном под псевдонимом Black Lung) и другие.
Джон Селлекаерс представил здесь свою версию известной композиции Kraftwerk «Electric Cafe».
Именно в честь этой композиции Kraftwerk названа наша рубрика об электронной музыке — «Электрическое кафе».
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания