26 декабря 2011

Автор: Ильин Константин

Jean Michel Jarre: электронный гений конца 70-х

Жан-Мишель Жарр   «Электроника для масс»
   Жан-Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre) называют самым известным французским «электронным композитором» современности. На данный момент официально продано около ста миллионов дисков с его музыкой. По всему миру разошлось несколько десятков миллионов копий только дебютного альбома Жарра «Oxygene» (1977). Эта его первая работа и последовавший за ней альбом «Equinoxe» (1978) были самыми успешными с коммерческой точки зрения и самыми, как это ни парадоксально, новаторскими альбомами в дискографии Жан-Мишеля.
   Остальные альбомы маэстро тяготеют к упрощенному синти-поп звучанию. (Их можно назвать французским вариантом немецкого краут-рока). Начиная с 1981 года Жан-Мишель сочиняет «электронику для масс», «электронику для телевизионных заставок», «электронику для супермаркетов». Одна из его работ так и называется — «Music For Supermarkets».
   Концерты Жарра традиционно проходят не в закрытых залах, рассчитанных максимум на тысячу человек (как, скажем, у Клауса Шульце или Брайана Ино), а на огромных открытых пространствах либо в громадных концертных залах, где можно разместить все 70 тонн светового и сценического оборудования. Это еще один атрибут «музыки для масс».

Жан-Мишель Жарр   Предначертание
   Говорят, что «на детях гениев природа отдыхает». Семейство Жарр, как могло, опровергало эту теорию. Дед Жан-Мишеля прославился тем, что изобрел один из первых звукоснимателей для проигрывателей виниловых дисков. А его отец Морис Жарр (он же Михаил Жаров) является одним из самых известных французских композиторов (не электронных). Международное признание Жарр-отец получил в 1962 году, когда написал музыку к историко-эпическому фильму Дэвида Лина (David Lean) «Лоуренс Аравийский» («Lawrence of Arabia»), которую многие критики считают лучшей звуковой дорожкой за всю историю кино. Также Морис сочинил музыку к «Доктору Живаго». За этот саундтрек в 1965 году он получил и «Оскар», и «Золотой глобус». Всего Морис Жарр был трижды награжден «Оскаром» и шесть раз на него номинирован.
   24 августа 1948 года в Лионе, в этой весьма музыкальной семье, родился Жан-Мишель Андре Жарр (Jean-Michel Andre Jarre). Музыкой будущий композитор занимался с пяти лет, однако подробностью, определившей позже направление его творчества, стало поступление в «Группу музыкальных исследований» («Recherches Musicales»). Ее организовал изобретатель «конкретной музыки» Пьер Шеффер (Pierre Schaeffer). Первым музыкальным экспериментом Жан-Мишеля стала электронная обработка радиосигналов, записанных им с коротковолнового диапазона радиоприемника.
  В 1969 в «Группе музыкальных исследований» Жарр создает электроакустическую пьесу «Happiness is a sad song», предназначенную для исполнения в культурном центре города Реймс. В этом же году Жарр сочиняет «La Cage» и «Erosmachine» — два инструментальных отрезка для магнитного альбома. Ко времени получения диплома о филологическом образовании Жан-Мишель, не без влияния Шеффера и своих друзей, продолжает экспериментировать со звуком. Тогда же он начинает, видимо с помощью отца, создавать собственную студию.
   В начале 70-х годов Жан-Мишель сочиняет коммерческую поп-музыку и даже пишет песни для французских поп-исполнителей Кристофа и Франсуа Харди (Christophe & Francoise Hardy), Патрика Жюве (Patrick Juvet) и других. Также Жарр выполняет рекламные заказы для радио RTL, аэропорта «Орли», фирм Nestle и Pepsi-Cola, пишет музыку для телевизионных заставок. По случаю торжественного открытия нового потолка в здании Парижской Оперы он сочиняет музыку для балета, получившего название AOR. Произведение состояло из семи частей, соответствующих семи цветам радуги. Мощный набор инструментов в сочетании с новаторскими идеями позволили композитору создать зрелую полновесную работу. Тогда он стал самым молодым музыкантом, когда-либо выступавшим в таком престижном зале, как Парижская Опера.
Жан-Мишель ЖаррПристрастие к раритетным инструментам
   Поклонников электронного звучания творчество Жарра может сильно удивить: маэстро в большинстве своих произведений играет на раритетных музыкальных инструментах. И если использование в дебютных альбомах 1977–1978 годов одного из первых в Европе аналоговых синтезаторов (английского EMS «Putney» VCS 3) еще можно объяснить, то появление «Putney» на более поздних записях («Rendez-vous», «Revolutions», «En attendant Cousteau», «Chronologie», «Oxygene 7-13») выглядит совершенно неожиданным.
   Со временем звук EMS «Putney» VCS 3 стал знаковым для Жарра, несмотря на то, что он делал его сочинения звучащими несколько сыровато. Однако Жарр не мог вытащить этот громоздкий аппарат на сцену, а потому во время концертов играл на американском двухголосном аналоговом синтезаторе ARP 1971 года, аналоге модели Mini Moog. Этот инструмент, вместе с облегченной моделью ARP 2500, Жарр также использовал в записи еще десяти своих альбомов (от «Oxygene» до «Oxygene 7-13»).
   Рассказывая о раритетных инструментах Жан-Мишеля Жарра, надо также вспомнить голландский переносной орган с двумя клавирами и педалью Eminent 310 Universe 1971 года выпуска. Его струнное звучание оставило свою печать на работах «Oxygene» и «Equinoxe». К тому же в модели 310 Universe имелись встроенные ударные. Жарр использовал Eminent до середины 90-х годов.
   Многообразие музыкальных инструментов, звучащих на концертах и в записях Жарра, напоминает о том, что он не был стеснен в средствах. Большинство его коллег при записи дебютных пластинок обходилось более скромным набором инструментов*. Жарру помогла его семья, чьи финансовые возможности открыли для него двери к самым дорогим электронным инструментам того времени. В некотором смысле это сослужило композитору плохую службу. В первых работах не было и следа «мальчишеской экстравагантности», авангардизма и экспериментальности, присущих старту многих великих электронных проектов. Звук Жарра с самого начала отдавал «сытым аристократизмом».
Жан-Мишель Жарр «Oxygene»Глоток «Кислорода» (1976–1977)
    Альбомы «Oxygene» и «Equinoxe» с полным правом внесены в золотой фонд мировой электронной музыки. Они породили новую волну, сделав ощутимую инъекцию типично французского буржуазного романтизма под сухую интеллектуальную кожу европейского электронного саунда.
   Жарр сочинил «Oxygene» в 28 лет. Он полностью записал альбом в собственной студии, расположенной неподалеку от Елисейских Полей. Вместе со звукорежиссером Мишелем Гейссом (Michel Geiss) при помощи 8-канального рекордера в течение четырех месяцев (с августа по ноябрь 1976 года) он готовил материал для альбома. И потом на протяжении года десятки лейблов отказывались издавать дебютные произведения малоизвестного молодого композитора, считая его музыку бесперспективной. Лишь в августе 1977 Франсис Дрейфус поверил в Жарра и издал пластинку «Oxygene» на собственном лейбле Francis Dreyfus Music. Надо ли говорить, что спустя некоторое время это издание сделало Дрейфуса миллионером?
   По настроению, «Oxygen», несмотря на его земное название («Кислород»), является, в больше степени, космическим, а не земным альбомом. Он состоит из шести частей**. Первая (вступление) выдержана в спокойном романтическом духе. Вторая содержит ключевую тему альбома: динамичную, с иллюзией «синтезаторного ветра», подобного тому, что звучал в альбоме Клауса Шульце «Timewind» (1975). Третья, совсем крохотная часть — размеренная, с пассажами, чем-то напоминающими звучание терменвокса.
  Четвертая часть «Oxygene», ставшая классикой электронной музыки, впоследствии дала старт французской школе электроники, со свойственным ей романтизмом, космическими отголосками и оптимистическими настроениями. Вероятно, на эту композицию опирался Дидье Маруани, сочиняя электронные хиты для своего проекта Space. Начало пятой, самой продолжительной, части возвращает слушателей из области орбитальных фантазий на Землю. В финале композиции использованы приемы Мориса Равеля, переложенные на синтезаторную основу. Вновь и вновь вступает аналоговый синтезатор, «квакает» и «клокочет» одна из первых громоздких ритмических машин-компьютеров. На стыке пятой и шестой композиций повторяется прием «синтезаторного ветра». Окончание альбома — умиротворенная пьеса. Когда она завершается, ожидаешь услышать щелчок иглы проигрывателя, отскакивающей от виниловой пластинки и возвращающейся на исходную позицию.
   Но игла не щелкает. В конце альбома — тишина. Гештальт завершен.

Жан-Мишель Жарр "Metamorphoses"   P.S. В конце 2004 года Жарр издал свой последний на сегодняшний день альбом «Aero». Использованная при его записи система «Dolby Digital 5.1» позволила Жарру реализовать давнюю мечту и добиться «совершенно космического звука», что было невозможно в условиях стереофонической звукозаписи. Маэстро уверен, что «Aero» сможет перевернуть мир звуковой индустрии, потому что, услышав альбом, меломан просто не захочет возвращаться к стерео.


*Например, при записи дебютных альбомов Берлинской электронной школы (Tangerine Dream "Electronic Meditation", 1970; Klaus Schulze "Irrlight", 1972) использовались скромный орган Farfisa, электроорган Teisco и кофемолка

**В 1997 году, спустя двадцать лет после выхода "Oxygene", Жан-Мишель Жарр выпустил продолжение темы - "Oxygene 7-13"

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Жан-Мишель Жарр | Биография | Композитор | Музыка | Премия | Саунд-трэк | Электронная музыка | Оскар

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

электрическое кафе

Ино-странная музыка

электрическое кафе

И целого мира мало...

электрическое кафе

Рождение и смерть французской электронной школы (продолжение)

электрическое кафе

Kraftwerk live. Окончание

электрическое кафе

Kraftwerk live. Продолжение

электрическое кафе

Kraftwerk live

электрическое кафе

John Sellekaers на экспериментальной сцене Европы

электрическое кафе

Zoviet France - экспериментальный звук Ньюкасла

электрическое кафе

Электрическое кафе - зима 2003

электрическое кафе

Мануэль Геттшинг - историк "берлинской электронной школы"

электрическое кафе

Юлия Страусова: от тел к бестелесному

электрическое кафе

Bad Sector: поврежденные зоны современной цивилизации

электрическое кафе

"Золотая эра" (1974-1977): расцвет Берлинской электронной школы

электрическое кафе

Tangerine Dream (1961-1971): берлинская электронная легенда

электрическое кафе

Manuel Gottsching - "первая скрипка" в электронном оркестре

электрическое кафе

Raison d'etre. Сны в индустриальную ночь

электрическое кафе

Заря электронной эры

электрическое кафе

Гость "Электрического кафе" - Westbam (Максимилиан Ленц)