Самому интересному, на мой взгляд, периоду в истории «берлинской электронной школы» (1969–1973) было посвящено уже несколько выпусков «Электрического кафе».
Становление берлинской электроники совпало с «розовым периодом» (pink age) в биографии Tangerine Dream, по классификации основателя этого проекта Эдгара Фрезе (Edgar Froese). Затем последовала «золотая эра берлинской электронной школы». Ее можно разделить на два этапа: расцвет пришелся на 1974–1977 гг., закат на 1978–1983.
От «Pink Age» к «Virgin Age»
Этапным стал 1974 год: появилось целых пять совместных записей Шульце (Klaus Schulze), Фрезе, Геттшинга (Manuel Gottsching) и других музыкантов в рамках проекта Рольфа-Ульриха Кайзера (Rolf-Ulrich Kaiser) Cosmic Jokers.
В этом году вышла третья сольная пластинка Шульце «Blackdance». Тогда же Мануэль Геттшинг выпустил свой первый сольный альбом «Inventions For Electric Guitar», позднее признанный революционным.
Формально 1974 г. можно считать началом «золотой эры» берлинской электроники, именно тогда между «отцами электроники» Tangerine Dream и компанией Virgin было подписано соглашение о сотрудничестве, длившемся до 1983 года. Эдгар Фрезе назвал это время «Virgin Age».
1972 – 1977: время Питера Баумана
Сразу после записи альбома «Zeit» (1972) Tangerine Dream покинул Стив Шредер (Steve Schroyder), и некоторое время группа не имела постоянного клавишника.
Сначала Эдгар Фрезе и Кристофер Франке (Christopher Franke) не верили в 19-летнего клавишника Питера Баумана (Peter Baumann), принимавшего участие в работе над «Zeit». Не верили, пока не стали свидетелями 20-минутной импровизации Питера на дешевом электрооргане «Farfisa», где он вовсю использовал реверберацию и другие доступные тогда эффекты. После этого Бауман стал третьим постоянным участником Tangerine Dream.
«Электронная семейка» Фрезе/Франке/Бауман, просуществовавшая до 1977 г., создала главные шедевры Tangerine Dream: «Phaedra», «Rubicon», «Ricochet» и «Stratosfear».
Во время американского турне 1977 г., после концерта в Денвере, Бауман сообщил коллегам о своем желании уйти из Tangerine Dream. Покинув коллектив, Питер отправился в Берлин, где занялся сольной карьерой и основал собственную студию. Еще через некоторое время он переехал в Нью-Йорк.
Уроки Go для Клауса Шульце
Творческий подъем захватил и Клауса Шульце. В 1975 г. вышли два его сильнейших сольных альбома «Picture Music» и «Timewind». Еще через несколько месяцев появился «Moondown» (1976).
Весь 1976 г. Клаус активно гастролировал. В Японии он познакомился со Стоми Ямашитой (Stomu Yamashita), и после очередного европейского турне примкнул к его команде Go.
На тот момент в Go играли Стив Уинвуд (Steve Winwood) и Майкл Шриве (Michael Shrieve). Музыканты выпустили LP «Go» и отправились в Париж и Лондон на гастроли, по материалам которых записан «Go Live From Paris».
Коллектив Go оказал на Шульце огромное влияние. Ямашита посоветовал Клаусу написать саундтрек к порнографическому фильму Лассе Брауна (Lasse Braun) «Body love», а Майкл Шриве подсказал ему новые приемы работы с ритмом.
«Майкл научил меня необходимым вещам, которых я не знал, даже будучи мало-мальски профессиональным барабанщиком, — вспоминает Шульце. — Ритм должен соотноситься с сердцебиением, с дыханием. Майкл говорил: “Вы должны ходить под ритм”. И действительно, мы ходили по студии под ритм секвенсора. После таких занятий я стал лучше понимать и чувствовать ритм».
В начале 1977 г. саундтрек Шульце «Body Love» занял второе место в «гостевых» чартах «Billboard», а Go собрали урожай музыкальных наград.
Затем Шульце записал очередной «беспроигрышный» альбом «Mirage», в который вошли призрачно-обволакивающая тема «Velvet Voyage» и самая, наверно, известная композиция маэстро «Crystal Lake» — звуковые воздушные замки в отражении кристально чистых озер. Здесь фантазии управляют реальностью.
В конце года Клаус собрал аншлаг на концерте в лондонском «Планетарии». А сразу после этого появился «Body Love Vol. 2».
Богатый урожай Ashra
В начале 1977 г. состоялась всемирная премьера альбома «New Age Of Earth» Мануэля Геттшинга, устроенная компанией Virgin. Название его проекта стало более коротким: Ashra.
Затем Геттшинг работал над оформлением радиопрограммы Олафа Лейтнера (Olaf Leitner) на волнах «RIAS Berlin». Работа получила название «Dream&Desire» и увидела свет только четырнадцать лет спустя. Релиз 1991 г. включал дополнительный трек «Despair», который был записан еще в 1977 г., но так и не прозвучал в эфире «RIAS».
На волне успеха «New Age Of Earth» компания Virgin пригласила Геттшинга принять участие в концерте на сцене лондонского Regent Park. Для живого выступления Мануэль позвал Гарольда Гросскопфа (Harald Grosskopf) и Лутца Ульбриха (Lutz Ulbrich). Последним аккордом «урожайного» электронного года стало издание восьмого альбома Ashra «Blackouts».
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания