12 мая 2003

Автор: Ильин Константин

Электрическое кафе - зима 2003

AreciboМузыка внеземного происхождения
Возможное существование внеземного разума начало будоражить человечество относительно недавно — всего пару веков назад. До этого в небе искали только богов или ангелов. Плоская Земля была накрыта небесным куполом.
Взгляды, устремленные на звезды как на иные солнца, а не как на застывшие очертания мифических героев, давали пищу воображению «человека любопытного».
Сейчас научное сообщество включилось в программу SETI (Search for Extraterrestial Intelligence — «Поиск внеземного разума»).
Тема внеземного разума живо увлекла также электронных музыкантов конца XX века, работающих в стиле «эмбиент».

О самых ярких эмбиент-релизах в этом роде и об истории развития программы по поиску внеземного разума сейчас и пойдет разговор в «Электрическом кафе».

AreciboArecibo Билла Ластморда
Билл Ластморд (Bill Lustmord) — известный современный композитор, создающий экспериментальную музыку. Ластморд не ограничивается использованием электронных инструментов. В одних работах он применяет записанные звуки окружающей среды, погружая слушателя в мир concrete music. В других — Ластморд весьма радикален и делает резкую, какофоническую нойз-музыку.
Множество его необычных работ вышло на американских, английских, голландских и немецких лейблах.
Однако самый неожиданный и приятный сюрприз Ластморд преподнес слушателям в 1994 году, когда издал ставший классикой эмбиента альбом собственного проекта Arecibo «Trans Plutonian Transmission». Запись и сведение происходили в лос-анжелесской студии Scientific Electric.
Проект Arecibo реализует концепцию «мягкого», атмосферного, проникновенного, но заряженного космической тематикой эмбиента. Музыка из альбома Arecibo «Trans Plutonian Transmission» впервые была представлена публике во время инсталляции, организованной «The Deep Space Network» — Координационным центром NASA по проблемам глубокого космоса в Пасадене, Калифорния.
Музыкальный материал сопровождал презентацию серии радиотелескопов, расположенных в калифорнийском Голдстоуне (США), недалеко от Мадрида (Испания) и в окрестностях Канберры (Австралия).
В аудиозапись включены звуковые элементы мониторинга космического пространства этими радиотелескопами.

AreciboArecibo слушает космос
Однажды внеземные цивилизации начали искать с помощью одного из самых чувствительных в мире радиотелескопов обсерватории Arecibo, расположенной в Пуэрто-Рико.
Обсерватория Arecibo была построена в 1963 году. Сейчас она находится в ведении Корнеллского университета под пристальным контролем Национального научного фонда США. С этого времени с помощью Arecibo были открыты двойные нейтронные звезды, обнаружены первые планеты у далеких звезд и лед на Меркурии.
В 2004 году за счет реализации проекта ALFA стоимостью в 1 млн. долларов будет расширен и так достаточно солидный диапазон длин волн, воспринимаемый радиотелескопом. Ожидаются открытия новых пульсаров, сверхновых, черных дыр и планет.
Официально лишь 1% рабочего времени радиотелескопа Arecibo посвящен программе поиска внеземных цивилизаций. Однако этого оказалось достаточно, чтобы приобрести культовый статус в мифологии современных масс-медиа. «Золотой глаз», «Прибытие», «День независимости», «Армагеддон» — вот неполный список кинофильмов, в которых фигурирует Arecibo, отдельно или вместе с другими радиотелескопами.
Где-то в этот момент гигантский радиотелескоп точечно нацелен на отдаленные звезды, где-то в глубине Млечного Пути, и он слушает. Слушает не ушами человека, но огромным количеством радиоаппаратуры и компьютеров, которые были созданы человеческой мыслью и руками…

Phoenix — новые возможности
В 1995 году старт Phoenix, нового исследовательского проекта в рамках SETI, обозначил переход от устаревшей и не принесшей никаких результатов доктрины поиска TSS (Targeted Search System) к системе NSS (New Search System). Согласно NSS, поиск внеземного разума осуществляется выборочно. Радиотелескопы нацелены лишь на список из «прогнозируемых звезд», большую часть которых составляют аналоги нашего Солнца — проект Phoenix означает отказ от тотального сканирования неба.
К моменту завершения проекта Phoenix в начале 2005 года человечество получит информацию о 750 звездах, находящихся на расстоянии до 200 световых лет. Каждую из исследованных звезд слушают по 1.7 биллионов каналов на аппаратуре с беспрецедентной чувствительностью.
Поиски внеземного разума будут расширены вместе с введением в строй радиотелескопа Аллена несмотря на то, что программа SETI отказывается от аренды обсерватории Arecibo и Jodrell Bank.

Речь Фрэнка Дрейка
Выступая в декабре 1994 года в калифорнийском Mountain View, Президент Института SETI Фрэнк Дрейк произнес пламенную речь, отрывки из которой уместны в конце нашего музыкально-космического путешествия.
«Где-то в этот момент гигантский радиотелескоп точечно нацелен на отдаленные звезды, где-то в глубине Млечного Пути, и он слушает. Слушает не ушами человека, но огромным количеством радиоаппаратуры и компьютеров, которые были созданы человеческой мыслью и руками…
Как он слушает? Как люди, потерявшиеся в глухом лесу, внимательно слушают обрывки слов, издалека принесенные ветром. Какое расстояние до голоса и сколько деревьев служит преградой? Исследователи программы SETI не знают, каким будет голос других разумных существ. Он может быть любым, включая что-то чрезвычайно разумное. Это может быть музыка. Возможно, танцевальная музыка. Возможно, колыбельная, гораздо более прекрасная по сравнению с доселе сочиненными на Земле. Возможно, музыка, ведущая к глубинам души. Мы желаем и мечтаем дождаться этой песни».

Жизнь проекта SETI
В 1965 году Председателем Комиссии по астронавтике Чехословацкой Академии наук, профессором Рудольфом Пешеком (Rudolf Pesek) был предложен термин CETI (Communication with Extraterrestial Intelligence — связь с внеземным разумом). Рудольф Пешек стал первым Председателем Комитета CETI Международной Академии Астронавтики (MAA). Однако аббревиатура CETI продержалась всего до середины 70-х годов и концу 70-х была вытеснена другой — SETI: прежде, чем вступать в связь с внеземным разумом, его следовало бы вначале обнаружить.
До настоящего времени проект SETI не принес положительных результатов, то есть не обнаружил сигналы внеземных цивилизаций. Из-за этого этот проект нередко называют «выстрелом в пустоту». В 2002 году началась новая, рассчитанная на 20 лет, фаза развития SETI. Одновременно будут реализоваться работы по трем направлениям: поиск сигналов в оптическом диапазоне волн, ведение наблюдений в инфракрасном диапазоне, создание глобальной системы радиообзора звездного неба. Работа в последнем из перечисленных направлений начнется в 2005 году с запуска радиотелескопа Аллена (Allen Telescope Array), оснащенного фазированными антенными решетками. Телескоп расположится неподалеку от Сан-Франциско. Площадь его антенных решеток составит около десяти тысяч квадратных метров, что позволит круглосуточно обозревать значительный участок неба практически во всем радиодиапазоне.

SETI: Pharos. От Arecibo к Phoenix
Тандем талантливых электронщиков Савваса Юсатиса (Savvas Ysatis) и Тайлора Дюпри (Taylor Deupree, он же Taylor808), выступивший под названием SETI, громко заявил о себе в 1995 году выпуском двойного эмбиентного альбома «SETI: Pharos». Первый диск получил название «Arecibo», второй был озаглавлен «Phoenix».
С выходом данного альбома открылась культовая серия великолепных эмбиентных работ американского (уже несуществующего на данный момент) саблейбла Instinct Ambient. Музыкальная история помнит замечательные работы от Terre Thaemlitz, Omicron, Adham Shaikh, Human Mesh Dance, Control X, Escape Tank, Sub Dub, Drum Komputer, выходившие в серии «Instinct Ambient».
Первый диск музыкального проекта SETI «Arecibo» посвящен начальному этапу исследования внеземного разума. Отсюда — отзвуки аналоговых синтезаторов и сэмплированный голос Президента Института SETI Фрэнка Дрейка (Frank Drake).
Второй диск, «Phoenix», вдохновлен стартом одноименного проекта. Финальный отрывок полностью погружает слушателя в мир радиотелескопа, сканирующего космос. Что мы услышали? Помехи? Шум? Сигнал?
Эмбиентный коллаж был создан при помощи земных и космических звуков. Земные обеспечивались технической поддержкой синтезаторов, DAT-магнитофона с записью выступления Франка Дрейка, послания 1974 года с радиотелескопа Arecibo к внеземным цивилизациям, радарами и модемом. Космические звуки состоят из принятых радиотелескопами записей различного рода пульсаров (pulsar, vela pulsar, millisecond pulsar) и «белого шума» радиотелескопа.

Использовались источники Научно-культурного центра SETI при Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, секции «Поиски космических сигналов искусственного происхождения (SETI)» при Совете по радиоастрономии Российской Академии наук, официального Интернет-портала программы SETI (США), научно-космического Интернет-портала «Space.com» (США), научно-космического Интернет-портала «Atlas Aerospace» (Россия), информация из буклетов компакт-дисков SETI, «SETI: Pharos» и Arecibo «Trans Plutonian Transmission».

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Космос | Музыка | Электронная музыка | Эмбиент | Arecibo

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

электрическое кафе

Ино-странная музыка

электрическое кафе

И целого мира мало...

электрическое кафе

Рождение и смерть французской электронной школы (продолжение)

электрическое кафе

Jean Michel Jarre: электронный гений конца 70-х

электрическое кафе

Kraftwerk live. Окончание

электрическое кафе

Kraftwerk live. Продолжение

электрическое кафе

Kraftwerk live

электрическое кафе

John Sellekaers на экспериментальной сцене Европы

электрическое кафе

Zoviet France - экспериментальный звук Ньюкасла

электрическое кафе

Мануэль Геттшинг - историк "берлинской электронной школы"

электрическое кафе

Юлия Страусова: от тел к бестелесному

электрическое кафе

Bad Sector: поврежденные зоны современной цивилизации

электрическое кафе

"Золотая эра" (1974-1977): расцвет Берлинской электронной школы

электрическое кафе

Tangerine Dream (1961-1971): берлинская электронная легенда

электрическое кафе

Manuel Gottsching - "первая скрипка" в электронном оркестре

электрическое кафе

Raison d'etre. Сны в индустриальную ночь

электрическое кафе

Заря электронной эры

электрическое кафе

Гость "Электрического кафе" - Westbam (Максимилиан Ленц)