05 февраля 2002

Автор: Ильин Константин

Manuel Gottsching - "первая скрипка" в электронном оркестре

Константин Ильин Manuel Gottsching — "первая скрипка” в электронном оркестре
Того образа электронной музыки, к которому мы привыкли, не существовало бы без определенных электронных школ, появившихся в 60-х гг. ХХ столетия. Самой крупной и авторитетной стала «берлинская школа электронной музыки» во главе с Клаусом Шульце (Klaus Schulze), Эдгаром Фрезе (Edgar Froese) и Мануэлем Геттшингом (Manuel Gottsching). Сегодня мы расскажем вам о начальном этапе творческой деятельности Мануэля Геттшинга, основателя электронного проекта Ash Ra Tempel, а в конце раскроем некоторые тайны его выступления в Санкт-Петербурге.
Первые шаги с Ash Ra Tempel
Мануэль Геттшинг, композитор и исполнитель, внесший большой вклад в становление и развитие классической «берлинской электронной школы», родился 9 сентября 1952 г. в Берлине. С 1960 по 1966 г. он обучался игре на классической гитаре.
В 1967 Мануэль вместе со своим школьным другом Хармутом Энке (Harmut Enke) основал свою первую группу. Их совместная «штаб-квартира» и студия были расположены в историческом теперь для всей берлинской культуры доме Хармута Энке по адресу Berlin, Momsenstr, 34.
На протяжении 1968 – 69 гг. Мануэль обучался импровизации у швейцарского композитора-авангардиста Томаса Кесслера (Thomas Kessler).
Уже в восемнадцатилетнем возрасте Мануэль вместе с Хармутом Энке и Клаусом Шульце основал первый серьезный проект — знаменитую ныне на весь мир группу Ash Ra Tempel.
«В Лондоне летом 1970 г., — вспоминает Мануэль. — мы купили ужасно подержанные инструменты. Продавец сказал нам, что раньше на них играли сами Pink Floyd...»
Клаус Шульце во время первого знакомства с Мануэлем и Хармутом назвал их «блюзменами», потому что те пытались играть блюз в группе Steeple Chase Bluesband.
«Мы познакомились с Шульце в нашей берлинской студии, — продолжает Мануэль — он только что покинул ряды Tangerine Dream, и мы решили создать новый проект. Мы поиграли вместе две-три сессии, стали друзьями и начали выступать. Идея группы заключалась в сочетании блюза, основанного на импровизации, и нового звука, извлекаемого традиционными инструментами: гитарой, бас-гитарой и барабанами».
Шульце убедил друзей основать коллектив, играющий электронную музыку. Им и стал Ash Ra Tempel.
На протяжении десяти месяцев новоиспеченное трио дало ряд концертов и выпустило несколько демонстрационных кассет, а затем, в августе 1971 г., в Гамбурге записало одноименный альбом, после чего на время распалось. Продюсером дебютного альбома Ash Ra Tempel выступил уже известный к тому времени Конни Планк (Conny Plank), позже активно работавший с проектом Cluster.
Смена коллектива
В 1972 г. Клаус Шульце вновь присоединяется к проекту Мануэля Геттшинга, после чего рождается в муках четвертый альбом Ash Ra Tempel «Join Inn». Музыканты были истощены. К примеру, Мануэль меньше чем за год написал три альбома Ash Ra Tempel, в том числе «Seven Up» с «проповедником ЛСД» Тимоти Лири (Timothy Leary), поучаствовал вместе с Шульце в создании альбома Вальтера Вегмюллера (Walter Wegmuller) «Tarot», а Шульце в то время уже вовсю работал над сольным альбомом «Cyborg».
Параллельно  Ash Ra Tempel развернули гастрольную деятельность. На концертах названием проекта Мануэля Геттшинга стала аббревиатура A.R.T. (Ash Ra Tempel).
Из-за огромного количества студийной и концертной работы психологический срыв рано или поздно должен был произойти. Это случилось на концерте в «Weishaus», когда Хармут Энке бросил выступать посередине шоу и навсегда покинул Ash Ra Tempel. Таким образом Мануэль остался единственным из первого состава A.R.T.
Замена Энке нашлась достаточно быстро и уже пятый альбом Ash Ra Tempel «Starring Rosi» (1973) Мануэль записывал вместе с вокалистом Рози Мюллером (Rosi Muller), басистом Дитером Дирксом (Dieter Dierks) и барабанщиком Гарольдом Гроскопфом (Harald Grosskopf).
Kosmische Musik
В 1973 г. Мануэль Геттшинг, Клаус Шульце и их музыканты стали собираться на джемы, организованные Рольфом-Ульрихом Кайзером (Rolf-Ulrich Kaiser). Такие спонтанные встречи вылились в проект лейбла Ohr под названием The Cosmic Jokers.
Концепция Ohr заключалась в поддержке так называемой «космической музыки» (Kosmische Musik). Под эту концепцию подходили сочинения Шульце, Tangerine Dream, Ash Ra Tempel и других музыкантов.
Владелец лейбла Ohr не совсем честно поступал по отношению к музыкантам, издавая без их ведома сборники Cosmic Jokers: «The Cosmic Jokers», «Galactic Supermarket», «Sci Fi Party», «Planeten Sit In» и «Gilles Zeitschiff».
Мануэль Геттшинг вспоминает: «Cosmic Jokers был продуктом продюсера и хозяина лейбла Ohr мистера Рольфа-Ульриха Кайзера. Он приглашал музыкантов, сотрудничавших с его лейблом, на большие вечеринки в студию, позволял им расслабляться и играть. Время от времени к делу примешивались опасные наркотики. Кайзер записывал все происходившее, а позже ремикшировал материал и издавал альбомы, не спрашивая самих музыкантов. Некоторым музыкантам, например Эдгару Фрезе и Клаусу Шульце, не нравилась такая процедура и их не удовлетворял результат. Кайзер просто записывал джемы веселящихся людей, которые вовсе не знали, что будут делать в следующий момент. Никто не знал, что их записывают. Иногда на вечеринках присутствовали просто посторонние люди, не музыканты, которые тоже что-то наигрывали».
На пороге «золотой эры»
Конец раннего этапа творчества Геттшинга приходится на 1974 г., который открылся первой сольной работой Мануэля «Inventions For Electric Guitar». В рамках все того же Ash Ra Tempel Мануэль в одиночестве записал весь материал в стенах созданной им «Studio Roma».
В конце года Мануэль познакомился с бывшим участником Agitation Free Лутцем Ульбрихом (Lutz Ulbrich). Геттшинг приглашает Ульбриха поиграть в A.R.T. В таком составе в течение двух последующих лет музыканты дали несколько концертов в Германии, Англии и Франции. Часть концертных записей вошла в саундтрек к фильму режиссера Филиппа Гаррела (Philippe Garrel) «Le Berceau de Cristal» 1976 года. На музыкальном носителе материал вышел лишь спустя 17 лет.
В конце 1975 г. Ульбрих покидает A.R.T., потому что не хочет упустить шанс выступить вместе с вокалистом Nico из Velvet Underground.
Мировая премьера в Петербурге
С 1976 г. Мануэль вступил в так называемую «золотую эру берлинской электроники». У маэстро вышли такие замечательные альбомы как «New Age of Earth» (1977) и «E2-E4» (1984). О «золотой эре» мы еще расскажем вам в следующих выпусках «Электрического кафе». Несколько лет назад Мануэль Геттшинг был в Санкт-Петербурге с частным визитом. А в этом году 22 июля в рамках фестиваля «Электрошок» он выступит на сцене
«Октябрьского».
Вместе с большим симфоническим оркестром он исполнит сочинение «Symphony for Piter», которое было написано им специально для фестиваля.  На этом же концерте свое сочинение «Ocean» представит корифей российской электроники Эдуард Артемьев в сопровождении того же оркестра и великолепной гитары Геттшинга.

Францис Дюмон пройдет через пространство
Канадский композитор французского происхождения Францис Дюмон (Francis Dhomont) выступит 21 июля в Малом зале Филармонии. Основатель акусматической музыки представит программу «Travelling through Time & Space», состоящую из пяти крупных композиций. После выступления отец мировой электроакустики даст бесплатный мастер-класс.
Алексей Образцов в поисках Атлантиды
Российский композитор Алексей Образцов, работающий в жанрах «нью-эйдж» и «космической электроники», представит на фестивале программу «Untitled». Часть композиций, такие как «Gulfstream» и «Voice of Atlantida»
были изданы еще в рамках проекта Deep Ocean в 1996 году. Композиция «Untitled» впервые появилась на сольном альбоме Образцова «Pictures». Этот концерт состоится 26 июля 2002 г. в Большом зале Филармонии.
Мечты Марио Шонвальдера
Два ярчайших представителя берлинской школы электронной музыки Марио Шонвальдер (Mario Schonwalder) и Детлеф Келлер (Detlef Keller) выступят 27 июля в «Октябрьском». Кто бы думал, что уже совсем скоро мы
станем свидетелями премьеры их новой программы под названием «St. Petersburg Dream». В своих выступлениях Келлер и Шонвальдер используют огромное количество электронной аппаратуры и всевозможных устройств, умело соединяя звучание аналоговых и цифровых синтезаторов. На фестивале композиторы отыграют два часовых отделения. Зрителем этого концерта будет Клаус Шульце.
Tape-concerts
27 июля в зале петербургского Дома композиторов для поклонников электроакустической музыки и так называемых tape-concerts состоится наиболее масштабное за все время фестиваля музыкальное событие. На сцену выйдут представители электроакустических школ всего мира. В частности, Родерик де Ман (Roderik de Man), один из мэтров мировой электроакустики. Резкие порывистые звуки, тембры на пределе восприятия, коллажность и использование элементов music concrete — визитная карточка Родерика де Мана. Родерик
представит девятиминутную пьесу «Ecoute!».
Еще один участник, Франк Нихусманн (Frank Niehusmann) предпочитает работать с большими формами. Его экспериментальные композиции, как правило, длятся не менее получаса. Палитра его произведений может
состоять из шума дождя, поющего за дверью хора, голосовых сэмплов, причудливых ревербераций, соло на японском сямисэне и отголосков церковного органа.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Клаус Шульце | Мануэль Геттшинг | Альбом | Берлинская электронная школа | Лейбл | Музыка | Ash Ra Tempel | Ohr | Tangerine Dream

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

электрическое кафе

Ино-странная музыка

электрическое кафе

И целого мира мало...

электрическое кафе

Рождение и смерть французской электронной школы (продолжение)

электрическое кафе

Jean Michel Jarre: электронный гений конца 70-х

электрическое кафе

Kraftwerk live. Окончание

электрическое кафе

Kraftwerk live. Продолжение

электрическое кафе

Kraftwerk live

электрическое кафе

John Sellekaers на экспериментальной сцене Европы

электрическое кафе

Zoviet France - экспериментальный звук Ньюкасла

электрическое кафе

Электрическое кафе - зима 2003

электрическое кафе

Мануэль Геттшинг - историк "берлинской электронной школы"

электрическое кафе

Юлия Страусова: от тел к бестелесному

электрическое кафе

Bad Sector: поврежденные зоны современной цивилизации

электрическое кафе

"Золотая эра" (1974-1977): расцвет Берлинской электронной школы

электрическое кафе

Tangerine Dream (1961-1971): берлинская электронная легенда

электрическое кафе

Raison d'etre. Сны в индустриальную ночь

электрическое кафе

Заря электронной эры

электрическое кафе

Гость "Электрического кафе" - Westbam (Максимилиан Ленц)