id: 211
Умный дом - Форум. Марк ТоввеОснователь и глава фирм «МТ-Дом» и «МТ-Дизайн». Закончил МАРХИ (группа Б.Г. Борхина и А.Б. Некрасова) в 1989 году. Стажировался на Архитектурном факультете Колумбийского Университета в 1989–1990 гг. В 1991–1993 гг. работал в архитектурных студиях Германии и Франции. «Наша жизнь — театр, но декорации у каждого свои» М. Товве Сама идея умного дома далеко не нова: вспомним «дом-машину» и проекты Корбюзье. Она не нова, но весьма современна. Все в мире сейчас способствует ее реализации: от объективных факторов (энергетический кризис) до переосмысления человеком и человечеством своей роли, смысла и стиля жизни. Происходит глобальная «инвентаризация» наследия индустриальной эпохи. Из него экстрагируется то, что будет причислено к «вечным ценностям», и выкидывается балласт. Я никогда не любил технократические мотивы в чем бы то ни было, а тем более в архитектуре, меня раздражает обилие кнопок и выключателей, излишек автоматики. Однако мое детище, дом-концепт, особенно когда он связан с элементами живой природы, диктует необходимость обращения к самым совершенным инженерным системам и «тонкой» электронике. Это не означает, что архитектор вынужден, скрепя сердце, мириться с набирающей вес инженерной составляющей, как с неизбежной помехой для творчества. Напротив, технологическая революция лишь раздвигает пределы возможностей, и даже при всем обилии новых стройматериалов, инженерных агрегатов и электроники иногда оказывается, что чего-то все-таки не хватает!
Современный этап развития архитектуры мне видится как точка великого перелома в ее эволюции. Это не имеет ничего общего с метаниями авангардистов, с модой, да и стилистикой вообще. Все гораздо серьезней: мы имеем дело со сменой парадигмы. Начинается новая эра архитектуры, в которой вопрос «Как дальше строить?» следует за вопросом «Как дальше жить?», а не предшествует ему.
Мне кажется, архитектура XXI века будет развиваться в двух направлениях, определяемых настроениями общества. Первое — этно-историческая тенденция возврата к исходным позициям, избам и свежему деревенскому воздуху, бегство перегруженного человеческого сознания от пугающих благ цивилизации в стремлении обрести гармонию с самим собой. Второе и, на мой взгляд, главное направление — создание альтернативных форм и пространств в соответствии с новыми параметрами, диктуемыми эпохой. Самое главное — построить «мостик» между индивидуумом и контекстом. Индивидуум понимается широко: это может быть человек, группа людей, этническое сообщество — все зависит от масштабов задачи. Решить эту задачу очень непросто. И поскольку инженеры и системные интеграторы имеют к контексту столь же прямое отношение, как архитектор, она должна решаться совместными усилиями.
Сейчас наше архитектурное бюро вступило в альянс с компанией ICS Group, которая на сегодняшний день выработала комплексный подход к проектированию и внедрению интеллектуальных систем управления и автоматики. Мы со своей стороны предлагаем архитектурный сценарий, в котором этим системам отводится важная роль. К работе привлечены специалисты разного профиля: математики, физики, социологи, программисты. В результате должен появиться принципиально новый алгоритм синтеза исходных данных для комплексного проектирования. Очевидно, это будет нечто вроде структурированной анкеты, содержащей множество вопросов, обращенных к заказчику. Ее данные будут обрабатываться компьютером с помощью специальной программы, которую еще предстоит создать. Больше всего на этом пути пугает вероятность ошибки, искажения информации из первых рук, в результате чего связь индивидуума с контекстом может остаться недостроенной, неполноценной. Поэтому программа должна обладать возможностью коррекции ошибок, выявления противоречий и двусмысленностей. Для этого нужно создавать обширные библиотеки статистических данных, писать алгоритмы их обработки, многократно обкатывать их и оптимизировать. Огромный труд, масштаб которого на первом этапе оценить невозможно, как и предвидеть все «подводные камни». Когда он будет закончен, появится новая концепция проектирования, которая позволит в полной мере реализовывать то, что я называю «дом-концепт».
Дом-концепт — не авангард, хотя с формальной точки зрения может быть отнесен к авангарду. Конкретные варианты его реализации могут тяготеть к любому архитектурному стилю, включая классику. Поэтому я еще раз подчеркиваю, что он лишен стиля. Это арт-объект, «дом-скульптура». Мы не стремимся сделать то, чего никто до нас не делал. Мы просто хотим услышать человека и увидеть контекст, наша главная цель — построить дом, который будет сливаться с контекстом и одновременно являться «портретом» человека. Архитектуру часто называют музыкой или историей, застывшей в камне. Дом Пашкова — шедевр, но к нему ничего не пристроишь. Им можно любоваться сколько угодно, но пользоваться — лишь в пределах возможностей, жестко заданных стилистикой прошлого. Дом-концепт будет меняться вместе с человеком, благодаря предусмотренным в его конструкции «гибким закладным», принадлежащим и архитектурной, и инженерно-интеллектуальной составляющей. Это будет объект, допускающий широкий спектр сценариев проживания в пространстве и времени. Предвижу вопрос: не окажется ли новая концептуальная архитектура неспособной к созданию «отпечатков» времени, исторических вех? Нет, просто время и история не застынут в камне, а будут продолжать в нем жить. На смену фрагментам «мумифицированной» истории придут «живые» памятники». По таким памятникам можно будет читать историю, как по древесным кольцам.
Существуют особые обстоятельства, которые нельзя не учитывать в строительстве и проектировании дома-концепта. Скажем, энергоэффективность и стоимостные показатели. Понятно, что при эксклюзивной конструкции, дизайне и высокой оснащенности инженерными системами такой дом окажется чрезмерно затратным и потребляющим много ресурсов, если не принимать специальных мер уже на ранних стадиях проектирования. Следует также четко ориентироваться на экономические факторы рынка недвижимости. Если эксплуатационные расходы будут расти быстрее цен на недвижимость, инвестор может попасть впросак и вряд ли захочет в будущем повторить печальный опыт.
Художник обязан творить добро, позитив. Между тем нет гарантии, что скрытые в подсознании человека ассоциации, выплыв наружу, окажутся сплошь позитивными. И тут снова нужно вспомнить о важной роли архитектора, который должен с деликатностью воспитателя делать упор на то лучшее, что есть в человеке, а не идти у него на поводу. У Шукшина есть такие слова: «Придет время, когда на надгробьях будут писать не то, кем был человек при жизни, а кем он мог бы стать». Вы можете стать первым, кто оставит комментарий! |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания