Выставка «Капур в Берлине»
Martin-Gropius-Bau
18 мая – 24 ноября 2013
Аниш Капур. Symphony for a Beloved Sun / Симфония для Любимого Солнца, 2013
На выставке Аниш Капура (Anish Kapoor) в Берлинском выставочном центре Martin-Gropius-Bau вас встречают многочисленные таблички, предупреждающие об опасности. Они информируют, что пары химических веществ, из которых отлиты работы, токсичны (как и краски, которые использует Ракиб Шоу для создания своих работ; его выставка сейчас проходит в Праге), и вдыхать их в больших дозах нельзя. Но тут же посетителей успокаивают – в течение среднестатистического времени посещения выставки ничего страшного с вами не случится. Однако становится не по себе, желание выйти на свежий воздух теперь не оставляет вас. Словом, настигающий зрителя страх получить избыточную дозу токсичных паров связывает его восприимчивость на выставке Капура с интенсивностью дыхания.
Аниш Капур. 1st Body / Первое Тело, 2013
Таблички также запрещают зрителям заходить за ограждение, отделяющее их от центральной инсталляции «Symphony for a Beloved Sun» («Симфония для Любимого Солнца»). Здесь угроза уже не эфемерна и невидима, но вполне осязаема. Уходящие под потолок атриума транспортные ленты несут на себе спрессованные блоки красного воска, напоминающие запекшуюся кровь или куски мяса, которые с непредсказуемой последовательностью и страшным грохотом падают вниз - подобное жертвоприношение Солнцу вполне может придавить или ранить.
Аниш Капур. Apocalypse and the Millenium / Апокалипсис и Тысячелетие, 2013
Монументальная «Symphony for a Beloved Sun» создана специально для этой выставки. Гигантский красный круг-солнце, свысока взирающий на подаваемые ему куски плоти, ассоциируется с серией литографий русского конструктивиста Эль Лисицкого, созданных для знаменитой оперы Малевича «Победа над солнцем». Вместе с тем, это реверанс в сторону немецкого художника Йозефа Бойса, чьим поклонником является Капур. Выставка Бойса состоялась здесь же, в Martin-Gropius-Bau, тридцать лет тому назад (и Бойс тоже любил работать с абсолютно неожиданными материалами). Кроме того, «Symphony...» диалогически соотнесена со зданием выставочного центра в нео-ренессансном стиле. Оно строилось с 1877 по 1881 год по проекту архитектора Мартина Гропиуса, родственника основателя артистического движения Баухауз Вальтера Гропиуса (во время войны оно было повреждено, реконструкция закончилась только в 1981 году). И наконец, последний контекст инсталляции Капура - это город, Берлин. Улица Niederkirchnerstrasse, на которой расположен Martin-Gropius-Bau, когда-то была облюбована нацистской бюрократией. Тогда она называлась Prinz-Albrecht-Strasse. На ней располагались офисы Главного управления имперской безопасности, Гестапо, СС и СД. О временах рейха напоминает монумент «Topography of Terror», расположенный рядом с Martin-Gropius-Bau. И еще один, очень популярный, музей находится рядом - Checkpoint Charlie. Он назван так в честь пункта нелегального пересечения Берлинской Стены. В нем можно узнать о различных способах, которые были изобретены для пересечения границы под, над и сквозь стену, разделившую Восток и Запад. Газета Guardian подчеркивает, что исторический контекст не остался незамеченными берлинской публикой – посетителями выставки Капура: механический конвейер, подающий блоки, напоминающие живую плоть, однозначно читается как критика тоталитарного молоха, государственной машины, требующей массовых жертв.
Аниш Капур. Shooting into the Corner / Стреляя в Угол, 2008-2009
После «Symphony for a Beloved Sun» вас встречает «бесконечно изобретательный театр скульптуры» (определение куратора выставки Норман Розенталь (Norman Rosenthal). Краска, воск, поливинил хлорид – материалы и средства, которые использует Капур в своих скульптурах, среди которых зритель чувствует себя актером на сцене. Каждая работа – своего рода паззл с отложенным решением. Вы так и не узнаете, правильно вы решили задачу или нет. Таковы, к примеру, «Blue Void», «Descent into Limbo», «Steinskulpturen». Капур стремится выразить бесконечность, в которую, как в пустой колодец, проваливается взгляд зрителя, пытающегося угадать его глубину.
То, как и с помощью чего работает Капур, разумеется, связано с его личным опытом. Капур провел детство в Индии, где в феврале или марте проходит яркий фестиваль цветов Holi, религиозный праздник хинду. Участники этого фестиваля раскрашивают себя и посыпают друг друга разноцветной истертой в мелкий порошок краской. Этот сухой пигмент и использует Аниш Капур.
Аниш Капур. Серия Non-Object, 2013
Но как бы то ни было, Капур использует зрительское восприятие как катализатор смысла его работ. Такова «Vertigo», изогнутый лист идеально отполированной нержавеющей стали, который сталкивает вас с собственным искаженным изображением в этом зеркальном пространстве.
Все фото: © Anish Kapoor / VG Bildkunst, Bonn, 2013
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания