В этом году исполняется десять лет с начала моей профессиональной карьеры в индустрии high end audio & video.
Эти десять лет я бы разбил на три этапа.
С 1993 по 1996 год — занятия «чистым» high end. Тогда стремление к абсолютному качеству звука было повсеместным, а для меня — всепоглощающим. Мне посчастливилось работать в первом аудиосалоне в Москве. Сейчас я удивляюсь, что его владельцы поддерживали такие начинания по устройству помещения, подбору техники и формированию атмосферы в магазине, о которых я несколько лет спустя даже заикнуться опасался (дабы не навлечь на себя их гнев).
Следующий этап, переходный, начался с разговоров о новых, сенсационных носителях — DVD-дисках. Сначала примитивные видеопроцессоры вкупе с лазерными дисками развивались параллельно попыткам найти предельное качество звука в рамках традиционного аудио. Однако с появлением стандарта для домашнего кинотеатра Dolby Digital и пресловутых DVD этот период завершился — примерно во время кризиса 1998 года. В течение переходного этапа понятие «домашний кинотеатр» прочно вошло в сознание обывателей.
Сейчас мне кажется, что кризис 1998 года, прокатившийся по всему миру, имел даже большее значение для потребительской электроники и ее «хай-эндной» части, чем казалось раньше. Во-первых, несмотря на панику, стало очевидно, что материальное, как всегда, доминирует. Вопреки русской поговорке: «Помирать, так с музыкой» — на уме у большинства было все что угодно, только не служение Музе.
Как всегда парадоксально повели себя производители с Юго-Востока — при всех, якобы акцентах их религий и идеологий на нематериальном. Промышленные гиганты, работающие на стыке техники и искусства (именно здесь развивалась индустрия суперкачественной звуковой техники), решили сделать ставку не на искусство воспроизведения музыки, а на технику как таковую. Произошла еще одна подмена ценностей. Реальной ценности: как хорошо аппаратура воспроизводит звук? — на мнимые: например, сколько у системы каналов surround и какова емкость носителей, хоть и в ущерб качеству. Крупные компании начали соперничать в разработке изощренных «удобств» пользования аппаратами и всячески раздувать их значение.
Третий этап моей жизни, начавшийся в конце 90-х, был неразрывно связан с концепцией, которая по-английски (или, точнее, по-американски, если иметь в виду ее происхождение) называется «Custom Installation», то есть, по-нашему, «Электроника-Под-Заказ». Эта концепция возникла как следствие новой, посткризисной, системы ценностей на рынке потребительской электроники, откуда звуковая техника была осознанно «выбита» благодаря технократическим стратегиям юго-восточных гигантов. В основе этих стратегий лежала ставка на расширение номенклатуры продуктов любой ценой (невооруженным взглядом видно, зачем это было надо) — пусть даже ценой чрезмерных сложностей при использовании конечного продукта. Это расширение номенклатуры, во-первых, привело к тому, что вместо аудио приоритет был отдан другим областям: видео, компьютерным играм и т.д.; во-вторых, породило необходимость создавать из отдельных элементов этих сложных систем единое целое.
Так начался бум под названием «custom installation». Возникла необходимость профессиональной установки домашних систем. Если раньше покупатель мог привезти домой аудиокомпоненты и подключить их сам, то теперь о самостоятельном подключении не только «продвинутых», но даже относительно недорогих систем (а тем более об их программировании) можно было даже не думать!
На вопрос о том, кто от этого выиграл, может ответить организация под названием CEDIA (Custom Engineering and Design Industry Association), уже более десяти лет объединяющая установщиков таких вот систем со всего мира (членами CEDIA являются и больше двух десятков российских компаний). Судя по данным из отчета этой организации, сфера ее деятельности постоянно расширяется, доходы членов растут, обороты производителей увеличиваются, и есть все основания для восторгов по этому поводу.
Однако во время пребывания на очередной ежегодной выставке CEDIA 2003, проходившей в сентябре в Индианаполисе (штат Индиана), меня не покидало чувство изумления. Меньше пяти лет понадобилось, чтобы полностью забыть о качестве как таковом и перейти на чисто количественные критерии оценки — звука, изображения, удобства в использовании, эффективности вложения средств.
В материалах выставки я ни разу (!) не встретил слово quality (качество). Вместе с тем, например, фирма ADA рекламировала свой новый процессор, способный работать в 96 отдельных звуковых зонах.
Каждое действие вызывает противодействие. Удивительно, но на фоне всеобщей «серятины» очень выгодно смотрелась продукция компании Sony.
Говорят, что «когда Sony чихнет, у всех остальных производителей начинается простуда». Компания начала работать над новой серией Qualia. В нее войдет только действительно элитная техника — Sony приписывает ей особые эмоциональные, почти мистические достоинства. Прототип DILA-проектора из этой серии был показан на выставке и шокировал всех потрясающим качеством изображения. Это доказывает: начинается новый виток спирали. Примечательно, что наиболее впечатляющих результатов в демонстрациях Sony добились в году, когда экономические показатели компании стали просто катастрофическими. Это еще раз подтверждает: несмотря на массовость своего производства, Sony пытается выйти из тяжелейшего кризиса не по пути наименьшего сопротивления, а по пути наивысшего в индустрии качества продукции, и только так видит путь к победам в конкурентной борьбе.
К сожалению, выставка в целом была отнюдь не столь впечатляющей. На прошлогодней CEDIA один из московских инсталляторов, обвинив меня в пессимизме, спросил: зачем я вообще езжу на подобные форумы, если не придерживаюсь доминирующего подхода и не разделяю всеобщего оптимизма? Может, мне там вообще делать нечего, и я зря порчу настроение окружающим?!
Видимо, ради того, чтобы увидеть такие результаты, как у Sony, я и езжу на подобные форумы, хотя мои личные интересы по-прежнему лежат в области чистого аудио, из которой индустрия потребительской электроники, к сожалению, ушла навсегда. Но это не значит, что бескомпромиссному звуку в нынешнем контексте развития индустрии больше нет места. Даже японские гиганты развивают новые звуковые форматы, Super-Audio CD и DVD-audio (по-прежнему, впрочем, буксующие в обывательском болоте, что подтвердила и эта выставка).
И все-таки в течение последнего года, вместе с прогрессом технологий мэйнстрима, всюду можно было наблюдать тенденцию возврата к качеству как основному параметру и к звуку как доминирующему аспекту домашних систем. Целесообразность установки домашних кинотеатров стала все чаще ставиться под вопрос в силу сложности инсталляции и управления, а также высокой стоимости. В то же время прогресс высоких технологий в области звука — например, новые цифровые форматы, или, скажем, новые алгоритмы обработки данных в аудио вроде созданных компанией Perpetual Technologies — заставляют многих меломанов пересматривать свои приоритеты при компоновке домашних систем в поисках качества звучания.
Поэтому, отвечая на вопрос моего коллеги, зачем я участвую в столь далеких от моих интересов событиях, я напомнил ему вехи своего пути в high-end. Подчеркну, что они весьма типичны. Большинство установщиков и продавцов сложных систем «под заказ» (будь то системы домашнего кинотеатра или умного дома) прошли те же этапы: сначала энтузиаст аудиотехники, затем небольшой крен в сторону домашнего кинотеатра и видео, и теперь — занятия домашней автоматизацией и программированием. А что потом? Не придется ли им через некоторое время инсталлировать унитазы? Может, кое-кому из моих коллег это и предстоит. Другое дело, доверил ли бы я им это? Сомневаюсь. И еще сомневаюсь в состоятельности специалистов, начавших, как и я, с аудио, и оказавшихся в областях, абсолютно им не свойственным по части талантов, склонностей, интересов. В результате вместо обещанных фуа-гра нам под шум рекламных фанфар подают похлебку из фаст-фуд на венецианском стекле.
В заключение хочу спросить: не стоит ли моим коллегам остановиться и задуматься, куда устремлен их взгляд? Ведь еще сохранились и успешно развиваются компании, которые работают над качественным воспроизведением звука. Скажем, на CEDIA, пусть и не как ее официальные участники, фирмы Audio Research и Magnepan показали чисто звуковые многоканальные системы, потрясавшие реалистичностью звучания. И ценой, кстати, тоже.
Во время их прослушивания я окончательно осознал, зачем езжу на подобные форумы: для того, чтобы в очередной раз убедиться, что — кесарю кесарево, а слесарю — слесарево!
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания