28 ноября 2015

Автор: admin

Прошлое и будущее научной фантастики. Обзор Сергея Шикарева, часть I

Критик научной фантастики Сергей Шикарев на симпозиуме в рамках московской выставки «Будущее. Искусство в воображаемом будущем» сделал исторический очерк научной фантастики.


Исследователь и критик научной фантастики Сергей ШикаревИсследователи фантастики (или чего угодно) любят спорить о дефинициях. К примеру, о том, что есть фантастика. Или о том, кто был первым фантастом. В число фантастов у них иногда попадает не только Гоголь, но и автор «Гильгамеша» – на том основании, что описываемых ими событий не было в действительности. Однако научная фантастика в строгом смысле слова появилась после того, как в XVII веке Фрэнсис Бэкон опубликовал свою работу «Великое постановление наук». В ней он пытался представить науку тем социальным институтом, который существует сейчас. И ее целью он объявил изменение, преображение мира, а не просто удовлетворение любопытства. Он видел в науке инструмент для построения лучшего общества, что отвечало христианским ожиданиям наступления Царствия Божьего на Земле. Время вдруг перестало казаться цикличным, появился некий вектор общественных ожиданий, устремленный в будущее. Будущее стало категорией, которую можно обсуждать, вообразить и, как сказал Фрэнсис Бэкон, преобразовать, причем именно средствами науки. Появилась идеологическая база для той литературы, которую мы называем научной фантастикой.


Франкенштейн в своей лаборатории

Франкенштейн

И все же, какое первое произведение мы можем безусловно отнести к научной фантастике? Это «Франкенштейн», роман Мэри Шелли (1818). Однажды лорд Байрон, его секретарь и супруги Шелли вместе отправились к Женевскому озеру. В пути они затеяли литературную дуэль: каждый должен был придумать какой-нибудь вымысел. Секретарь Байрона Полидори сочинил готическую новеллу про вампира, которая позже была опубликована под именем Байрона, что привело к их ссоре. А восемнадцатилетняя Мэри Шелли написала роман об ученом, который создал монстра по имени Франкенштейн. (История написания «Франкенштейна» рассказана, в частности, в фильме Кена Рассела «Готика» (1986).

Мэри Шелли, автор "Франкенштейна"В этом романе создание нового человека было основано на научных представлениях того времени. Научная фантастика вообще склонна варьировать типичные мифологические сюжеты. Первый же фантастический роман «Франкенштейн» рассказывает о сотворении человека. Человек здесь примеряет на себя роль Бога.

Сейчас в Интернете распространено понятие «футурошок» – так названа стрессовая психологическая реакция на слишком быстрые изменения, к которым человеку сложно адаптироваться (психика – инертное образование, сформировавшееся еще в каменном веке). Так вот, фантастика, по-моему, является лекарством от футурошока. Она готовит человечество к изменениям, предлагает ему версии и сценарии развития. Все это есть уже во «Франкенштейне».


Эскиз Рэя Хэррихаузена к экранизации "Войны миров" Герберта Уэллса

Техника и общество

Жюль Верн и Герберт Уэллс создали два основных направления в фантастике, сформировавшихся в XIX веке и сохранившихся до сих пор. Жюль Верн – это упоение техникой: необычайные изобретения, «Наутилус», полеты на Луну. Он писал в то время, когда человечество верило в технологические утопии и концепции рукотворного рая – еще не утонул «Титаник» и не началась Первая мировая война.

Между тем Герберт Уэллс первым описал возможные трагические последствия развития технологий и общества. Его «Машина времени» (1895) и «Человек-невидимка» (1897)  фантастическая литература совершенно нового рода.


Гари Мороу

Золотой век

1930–50-е годы – время, которое принято считать золотым веком научной фантастики. Ее расцвет сформировали два журнала и два человека. Это Хьюго Гернсбек, основатель журнала «Amazing Stories» (в его честь названа одна из авторитетнейших премий в области фантастики) и легендарный редактор журнала «Astounding» Джон Кэмпбелл. Они публиковали Айзека Азимова, Клиффорда СаймакаРоберта Хайнлайна – американских гранд-мастеров научной фантастики.

Хьюго Гернсбек говорил, что научная фантастика хороша, если в ней 25% науки и 75% всего остального. Однако фантастика этого периода технократична. Хотя со временем писатели все больше меняли соотношение в формуле Гернсбека в пользу «всего остального», основными темами в жанре по-прежнему оставались пути развития человечества в контексте науки и технологий.

Вкус к утопическим мечтаниям был утрачен. Вместо них получил распространение сюжет о «корабле поколений», который летит к звездам на субсветовых скоростях  до пункта назначения доберутся далекие потомки тех, кто отправился в путь. Для них возникает опасность разрыва связи с предназначением и ценностями человечества. На эту тему писали такие разные авторы, как Роберт Хайнлайн, Брайан Олдисс, Гарри Гаррисон, Клиффорд Саймак.

Перу последнего принадлежит, помимо прочего, роман «Заповедник гоблинов», в котором идет речь о поисках сокровищницы исчезнувшей цивилизации (которой оказывается библиотека).


Любовь, секс и научная фантастика

Любовь, секс и научная фантастика

В те же годы пуританскую Америку уже беспокоили первые проблески сексуальной революции (хотя в кино еще действовал «кодекс Хейнса»). Фантастики они тоже коснулись. 

В журнале «Startling Stories» в 1952-м году была опубликована повесть, которую долго отказывались печатать другие журналы (Кэмпбелл отверг ее как «тошнотворную»). Смелый издатель «Startling Stories» напечатал – «Влюбленных» («Lovers», 1952) Филипа Фармера. В этой повести описана колония землян на далёкой планете. Главный герой – человек – вступает в интимную близость с инопланетянкой, и выясняется, что инопланетяне похожи на людей только внешне, а на самом деле они являются насекомыми. Причем автор дает этому феномену вполне наукообразное объяснение. В своем жанре эта повесть произвела эффект разорвавшейся бомбы, а Фармер получил премию «Хьюго» как самый многообещающий молодой автор. Так писатели-фантасты открыли для себя новую область.

Кстати, человекоподобных насекомых Фармер назвал лэйлитами (lalitha). Это слово звучит почти как «Лолита»  ассоциация с другим вызовом общественным нравам. Известно, что Набоков фантастику читал, и его роман вышел позже. Возможно, Фармер был знаком с романом Алексея Толстого «Аэлита» или с его экранизацией. Конечно, этимологическое расследование можно довести и до первой жены Адама Лилит (Lilith).


Фантастика вне текста

Фантастика и трансформация текста

Уже в первые годы радиовещания появились постановки по оригинальным фантастическим сюжетам. Самая известная из этих инсценировок  радиоспектакль Орсона Уэллса по мотивам «Войны миров» его почти однофамильца Герберта Уэллса. Этот спектакль поверг в панику радиослушателей, принявших новость о вторжении инопланетян за чистую монету. Но это  частный случай.

Экспансия фантастики не ограничилась «смежными территориями» радио и кино. Известны попытки вырваться за ограничение литературной формы – страниц, букв. Альфред Бестер в своих классических романах «Человек без лица» (1952) и «Тигр! Тигр!» (1956) пытался преобразовать текст, передать сюжет, эмоции и состояние героев графически  используя плавающие шрифты, разный размер букв (кегль), вписывая текст романа в странные таблицы. Увы, в советское время из русского издания эта «графика» была исключена. И эти романы, за редким исключением, до сих пор издаются с досадными лакунами. Между английским и американским изданиями тоже было различие. В английском была потрясающая фраза «Я убью тебя насмерть!», которую из американского издания убрали.

Страница романа "Тигр! Тигр!" Альфреда Бестера

Страница романа «Тигр! Тигр!» Альфреда Бестера

Экспериментировал с трансформацией текста также Харлан Эллисон, обладатель множества литературных премий. Его рассказ «У меня нет рта, а я хочу кричать» (1967) имеет постапокалиптический сюжет: человечество почти вымерло, компьютер поработил оставшихся в живых людей и ужасно их пытает. Реплики этого компьютера автор выразил с помощью графики в тексте. Эллисон, большой скандалист, нападал на первого издателя этого рассказа, который не сделал задуманную им перфорацию на странице. Еще он выиграл суд у Джеймса Кэмерона, и его включили в титры «Терминатора», так как им был написан рассказ с похожим сюжетом.

Позже игру с «пространством текста» продолжили Марк Данилевски в «Доме листьев» (2000) и Джонатан Фоер в «Дереве кодов» (2010). Стивен Кинг (писатель, традиционный и по форме, и по содержанию) тоже очень внимателен к графичности абзацев – их ритму, размеру. 

Экспериментам такого рода мешают технические сложности и читательская инерция. И хотя научная фантастика по своей природе связана с новаторскими идеями, это жанр очень консервативный. Фантастика вообще отстает от остальной литературы. Джеймс Джойс начал писать невероятно сложным языком в начале XX века, а Фармер – только в 50-х.

Иными словами, приемы потока сознания или, к примеру, монтажа повествования (включение в текст газетных вырезок, документальных фрагментов и т. д.) стали достоянием фантастики лишь спустя несколько десятилетий после их появления в литературе.

И важную роль в этом сыграла так называемая «Новая волна» англо-американской фантастики.

Продолжение: Прошлое и будущее научной фантастики. Часть II

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Клиффорд Саймак | Жюль Верн | Герберт Уэллс | Мэри Шелли | Филип Фармер | Альфред Бестер | Научная Фантастика | Литература | Прогноз будущего | Машина времени | Франкенштейн

Комментариев: 2

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. userpic
    Евгений глебов #
    Сирано де Бержерак написал о полете на Луну гораздо раньше. Учите матчасть

    Ответить на этот комментарий

    1. userpic
      Sergio #
      Евгений, есть большая разница между сказочным путешествием на Луну с помощью притяжения росы и полётом на Луну из пушки с просчитанной траекторией и по специальным формулам.
      В статье рассказывается именно о _научной_ фантастике, а не сказках и мифах.

      Учитесь читать и понимать прочитанное ;)

      Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!




    Больше текстов

    Блоги

    Открытие духовно-просветительского центра в Колтушах

    Блоги

    О фейс-контроле в клубах в новогоднюю ночь

    Блоги

    Как «работать» с комментариями?

    Блоги

    Видео-контент

    Блоги

    EverGreen - контент, который будет популярен всегда

    Блоги

    Медитативный японский видеоарт на тему архитектуры будущего

    Блоги

    Цепная линия. Идеальная арка от природы

    Блоги

    Конкурс фотографии «Петербург — город будущего» 2017

    Блоги

    В гостях. Остров Реюньон

    Блоги

    Писательский дар сквозь призму чисел. Закон Ципфа

    Блоги

    «Петербург — город будущего» в фотографиях

    Блоги

    Немецкие художники сняли футуристичный саспенс

    Блоги

    Питер Миллер, новое

    Блоги

    Футуристические открытки Hildebrands 1900 года

    Блоги

    Фоторепортаж с Present Perfect Festival

    Блоги

    Биофутуризм Алёши

    Блоги

    Конференция «Монструозность в культуре: от демонологии к неомифу»

    Блоги

    Меланхолические космонавты в живописи Джереми Геддеса

    Блоги

    Фоторепортаж с фестиваля музыкальных технологий Synthposium

    Блоги

    Заха Хадид — архитектор будущего