05 февраля 2001

Автор: Таранов Сергей

Art of Home Theater: Сеанс II. Звук в кино

Сергей Таранов Art of Home Theater: Сеанс II. Звук в кино

Появившийся в 1895 г. стараниями братьев Люмьер кинематограф оставался немым очень недолго. Практика озвучивания фильмов таперами-пианистами, и даже оркестрами, распространилась сразу вслед за триумфальным шествием кинематографа по миру.
Образ тапера, озвучивающего фильм, стал стереотипом и запечатлелся в сознании посетителей киносеансов, отводя звуку в кино незаслуженную роль сопровождения изображения. Это несправедливо. Появление звука дало кино толчок для развития, превратив его из забавной диковины в архетип современного подсознания. Даже если воспитанный на кинорепертуаре местного Дворца культуры экссоветский зритель не очень-то понимает, зачем ему нужно такое «кино» дома, ныне, при знакомстве с фильмами на DVD, он сам и его более молодой, неискушенный и в советском кино, современник немедленно замечают, что в восприятии фильмов что-то изменилось — и в лучшую сторону. Поскольку мало кто из упомянутых персонажей имеет дома действительно совершенную видеосистему, подобную описанной в сеансе 1 этой серии статей («Art Electronics», N1/2000), причиной качественного скачка восприятия фильмов можно признать только хороший звук.
Предтечей подобного увлечения звуком в кино был Т. Эдисон, еще в XIX веке (!) начавший эксперименты с системой Kinetaphone. С тех пор многие пытались продолжить дело Эдисона, но до 1927 г. технические трудности сковывали полет мысли (в 1912 г. в Англии был зарегистрирован патент на систему синхронного воспроизведения изображения и звука, в котором указывалось на возможное использование двух или нескольких звуковых каналов). Первым звуковым фильмом стал «Jazz Singer» кинокомпании Warner Brothers, в котором применялась система Vitaphone: неудобная, громоздкая и быстро сошедшая со сцены. Звуковая дорожка в ней была записана на грампластинках. В следующие год-два системы оптической записи звука непосредственно на кинопленку с фильмом предложили фирмы RCA (Photophone) и Fox (Movietone). Система,
предложенная RCA, — оптическая (фотографическая) фонограмма с модулированным светопропусканием — широко используется до сих пор. Практически одновременно оптическая фонограмма появилась в Европе и СССР (А.Ф. Шорин и др.). В конце 30-х – начале 40-х гг. в СССР и США велись активные исследовательские работы по созданию стереофонического звука в кино. Как известно, монозапись — одна фотографическая дорожка — не может создать иллюзию расположения источников звука и объемности звукового пространства. Монозвук воспринимается слушателем как приходящий из одной точки. Два или более канала — стереозвук — создают иллюзию «привязки» звука к его источнику на экране. Столь немудреный с виду феномен стереозвучания (при движении изображения по экрану звук от этого источника тоже движется) дал кинематографу весомые козыри, которыми он какое-то время почти и не пользовался. Война, отсутствие конкуренции со стороны других видов развлечений примирили кино с монофоническим звуком. Рутинность показов была скрашена в 1940 г. диснеевским мультфильмом «Fantasia», который демонстрировался со стереофоническим звуком FantaSound. Правда, только в шести залах и без особого успеха. В системе FantaSound на отдельной 35-миллиметровой кинокопии, синхронизированной с изображением на другой 35-миллиметровой копии, были оптическим способом записаны три канала звука.
Они воспроизводились заэкранными громкоговорителями: левым, правым и центральным. По периметру кинозала располагались громкоговорители эффектов. Однако сигнал в них подавался тот же, что и в заэкранные громкоговорители.


В начале 50-х гг. киноиндустрия приобрела смертельного и безжалостного врага — телевидение. Вот-вот должны были появиться стереогрампластинки и УКВ-радиовещание. Период отдыха на лаврах монозвука для кино закончился.


Рис. 1. Первая настоящая стереофония в кино: расположение громкоговорителей в системе Todd-AO

Рис. 2. Расположение громкоговорителей в кинозале эры «Dolby Stereo»

Рис. 3. Модифицированная в конце 70-х гг. система расположения громкоговорителей Dolby Stereo. Именно ее
унаследовали цифровые дискретные форматы 90х гг.

В сентябре 1952 г. с колоссальным успехом прошел показ демофильма «This Is Cinerama», агитирующего за новую широкоэкранную систему показа (на три экрана) с 6-канальным звуком. В системе Cinerama 5 каналов звука были отведены на панорамирование источников по экрану, а канал эффектов создавал иллюзию окружающего звука из тыловых громкоговорителей. Ввиду трудоемкости и необходимости использования специализированного оборудования, Cinerama была вскоре забыта. Ее сменила система Todd-AO с 6 звуковыми каналами и 70-миллиметровой кинопленкой. В Todd-AO звук сначала записывался на магнитный перфорированный 35-миллиметровый носитель; затем стали использовать магнитные дорожки, нанесенные методом полива по обе стороны от кадра на собственно фильмокопии. Todd-AO и ее вариации широко применялись в кинематографе с 1955 г. до середины 70-х гг. Первым фильмом, снятым по системе Todd-AO, стала «Oklahoma!» студии Magna. В конце 50-х гг. аналогичные эксперименты были проведены в СССР. Первыми фильмами с 6-канальной стереофонограммой стали мосфильмовские «Поэма о море» и «Повести пламенных лет». Примерно в это же время начала распространяться более простая 4-канальная система Cinemascope.
Несмотря на восторги зрителей-очевидцев, Todd-AO и Cinemascope не смогли дойти до кинозалов всего мира
(специализированное оборудование было слишком дорогим). Панорамным звуком наслаждались лишь избранные. Стереофония в кино опять переживала застой. Более того, в то время как звучание двухканальных записей в домашнем hi-fi становилось все лучше и лучше, качество звука в кино начало, скорее, деградировать.
В середине 70-х гг. фирма Dolby Laboratories сумела в краткие сроки перевернуть все с ног на голову. Могущество Dolby зиждилось на многих достижениях в технике и бизнесе, главными из которых, пожалуй,
были два: повышение качества звука фотографической фонограммы (это удалось сделать с помощью
системы шумоподавления Dolby А, позднее SR) и передача четырех каналов звуковой информации всего
на двух звуковых дорожках. Второе достижение стало возможным в силу ряда любопытных обстоятельств. Крах квадрофонии (4-канального звука) в домашнем hi-fi оставил в наследство инженерам Dolby вполне разумные технические предпосылки для матричной передачи каналов как бы вложенными друг в друга. С помощью системы Dolby Stereo информация о 4 звуковых каналах (правом, левом, центральном и тыловом) методом матричного кодирования укладывалась в 2-канальный сигнал, который знакомым нам оптическим способом записывался рядом с кадрами фильма. При воспроизведении декодирующее устройство извлекало «спрятанную информацию». Огромным преимуществом системы Dolby Stereo была совместимость с существующим моно и двухканальным оборудованием. Моноаппаратура воспроизводила только левый канал, 2-канальная стереоаппаратура — левый и правый каналы. Подобная совместимость помогала и звукорежиссерам фильмов, которые могли представить себе звучание своих записей в кинотеатрах. В 1977 г. в новом звуковом формате вышли в прокат фильмы «Star Wars» и «Close Encounters of The Third Kind». И обычные зрители, и профессионалы киноиндустрии не просто восторгались новыми горизонтами звука, но предсказывали наступление новой эры в
технике кинематографа. Они оказались правы. Началось победное шествие Dolby Stereo по кинотеатрам всего мира. СССР ответил собственной разработкой — Суперфон-35. В 70-миллиметровом кинематографе фирма Dolby сумела повсеместно внедрить свою систему шумоподавления на основе 6-канальной магнитной фонограммы, а
также представила некоторую модификацию распределения громкоговорителей по каналам (рис. 3). В соответствии с новыми веяниями в 1978-79 гг. вышли фильмы «Superman» и «Apocalypse Now» с раздельными тыловыми (правым и левым) каналами. Наша кинопромышленность ответила системой Суперфон-70. В ней (или в близких к ней конфигурациях) вышли такие фильмы, как «Экипаж», «Забудьте слово “смерть”», «Прорыв», «Фантазия на тему любви», «Через Гоби и Хинган», «Фронт в тылу врага», «Шляпа», «Ярослав Мудрый», «34-й скорый» и др.
В следующей части: цифровые фонограммы 90-х, Стивен Спилберг как законодатель мод, появление домашнего кинотеатра.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Братья Люмьер | Томас Алва Эдисон | Акустические системы | Домашний кинотеатр | Звук | Кино | Dolby | Todd-AO | Warner Brothers

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

телеграф

Цифровая экономика – цифровое пространство: конференция в Санкт-Петербурге

телеграф

Появилась компания, готовая заняться оцифровкой сознания

телеграф

Новый стимпанк Ясухито Юдагавы в Москве

телеграф

Объявлен конкурс плакатов «Формируя будущее»

телеграф

Российские инновационные проекты на Autodesk University 2017

телеграф

Образовательный курс «Art&Science: синтез искусства и науки в XXI веке»

телеграф

Фестиваль медиаискусства Media In стартует на Новой сцене Александринского театра

телеграф

Цифра и Роза. Готика в современном искусстве

телеграф

Boiler Room вновь выйдет в эфир на фестивале Present Perfect

телеграф

Новый эпизод вечеринок серии OFF от Roots United: Rooms

телеграф

На Mercedes-Benz Fashion Week представили дизайнерские протезы рук

телеграф

Серия индастриал вечеринок OFF пройдет в Artplay

телеграф

Объявлен конкурс технологического искусства Making Art 4.0

телеграф

Дни Людвига Витгенштейна пройдут в Москве

телеграф

Открыт прием заявок на первый в России стрип-хакатон

телеграф

Центр МАРС открыл собственную площадку в Петербурге

телеграф

Виджеинг и видеомэппинг: от мировых клубов до архитектурных проекций

телеграф

На Roofus Fest выступят Mana Island и Super Besse

телеграф

Открыт прием работ на Autodesk Innovation Awards Russia 2016

телеграф

На Unreal Fest выступят футуролог Владимир Кишинец и архитектурный критик Мария Элькина