Признаюсь сразу: мне неприятно видеть, что интерес к делу, которому я посвятил «лучшие годы» своей жизни, явно ослабел. В последнее время получение максимально качественного звука и изображения утратило свой приоритет, уступив его пресловутому удобству в использовании и интеграции как самоцели. Поэтому не могу выразить всю глубину уныния, охватившего меня в Индианаполисе на «CEDIA'2000» (проходила 5-9 сентября 2000 года) — выставке, посвященной слиянию в единое целое всех технологий, связанных с современным человеческим жилищем. Честно говоря, последнее, чему лично я хотел бы посвятить свою жизнь — это протягивание проводов и программирование абстрактных безликих интерфейсов. Не говоря уже о том, чтобы убеждать представителей рабочего класса проявить сознательность и делать хоть что-нибудь вовремя. Я давно мог бы стать электриком, сантехником или компьютерщиком, если бы у меня имелись в наличии соответствующие наклонности и таланты. С другой стороны, будучи профессионалом в сфере high end технологий (свыше десяти лет работы в области аудио и пяти лет в области видео), я занимаюсь решением конкретных и весьма, как мне кажется, востребованных задач, а именно — установкой и настройкой аудио- и видеосистем, в силу чего обладаю некоторой репутацией и авторитетом. И мне не хотелось бы останавливаться на достигнутом. Смею уверить, что во мне говорят не только лень и нежелание заниматься не своим делом. Представитель одной крупной фирмы, выпускающей АС (кстати, фирмы с более чем 50-летней историей), убеждал меня, что плыть по течению гораздо проще, чем против него. На это я ему ответил, что своих целей всегда добивался, когда плыл именно против течения. Так что сейчас, видимо, жизнь опять предоставляет мне такой шанс. История развития потребительской электроники вообще и multiroom (то есть интеграции и управления всем домашним хозяйством, включая аудио, видео, системы жизнеобеспечения, отопления, безопасности и т.д.) (из которой вырос пресловутый «умный дом») в частности, являет собой неплохую иллюстрацию к состоянию современного общества с его принципом «комфорт любой ценой». К слову сказать, по сравнению с прошлогодней «CEDIA'99» я не увидел заметного продвижения вперед. Самым значительным событием, по-видимому, оказалось подписание участниками выставки (в количестве более ста) совместного с Microsoft и другими компьютерными боссами соглашения по единому протоколу Интернет в сфере автоматизации домашнего очага. А что еще этим участникам оставалось делать?! Известно, что крупные компании типа Microsoft участвуют в таких выставках не просто так. Для них проблема интеграции домашнего хозяйства — не
более чем давно знакомая проблема установки сетей. Какая разница, что это — аудио, видео, чайники, кофемолки, батареи отопления, стиральные машины или компьютеры, если любое количество подобных приборов можно с одинаковым успехом объединить в компьютерную сеть? Какая судьба ожидает мелких установщиков после того, как та же корпорация Microsoft инвестирует пару-тройку миллиардов в раскрутку идеи multiroom, догадаться нетрудно. Правда, пока эта идея существует только в виде элитного бизнеса. На всех бизнес-семинарах выставки лейтмотивом звучало следующее: 5% покупателей, проходящих через магазины либо установочные центры, генерируют 95% продаж, а на самостоятельный поиск одного нового клиента надо потратить в 20 раз больше усилий, чем на поиск его через старых клиентов. То есть на данный момент индустрия multiroom является «индустрией по знакомству». Однако когда компании типа Sony и им подобные увидят в этом очередной жирный кусок для себя, не все любители плыть по течению из тех, что помельче, доберутся до земли обетованной. Разработка простых GUI (GUI — Graphic User's Interface — графический интерфейс пользователя. Все более простой для пользователей, все более сложный для программистов), других интерфейсов и соединение компонентов между собой невозможны без договоренности между производителями типа Panasonic, Kenwood и иже с ними. Самые крупные игроки бизнеса multiroom процветали, пока японские «киты» не разговаривали друг с другом,
исподтишка пытаясь всадить друг другу нож в спину. Но в Индианаполисе уже появились признаки временного перемирия — во-первых, подписание вышеупомянутого соглашения по единому протоколу Интернет для систем типа multiroom; во-вторых, вхождение в заключительную стадию принятия протокола IEEE-1394 и всех его усовершенствованных версий типа HAVi. Интеллектуальные и унифицированные стандарты интеграции, согласованные крупными производителями, в будущем резко сузят поле деятельности квалифицированных установщиков, позволив даже самому неопытному конечному пользователю без проблем коммутировать технику по принципу PLUG'N'PLAY.
Надо сказать, что Microsoft — не первая крупная корпорация, присматривающаяся к рынку multiroom. К примеру, уже больше года грузовики сети Radio Shack (насчитывающей 12000 магазинов на территории США) бороздят бескрайние просторы Америки, развозя оборудование и штат по установкам, обслуживание которых Radio Shack
рассматривает как часть своей деятельности. Пока, в силу сектантства multiroom, Radio Shack не составляет конкуренции мелким фирмам, но часть их бизнеса (например, по установке телевизионных антенн/приемников для HDTV/DTV (HDTV — телевидение высокой четкости; DTV —цифровое телевидение) тем не менее обглодала, как спаниель косточку. А противоречит ли в действительности принцип multiroom идее высокого качества звука и изображения? Как правило, да. Приведу пример: что вы получаете, скажем, при покупке одной аудиосистемы multiroom по стандартной цене около 2500-3000 долларов? Пару недорогих встроенных в стены или потолок колонок, несколько десятков метров проводов, специальный усилитель, причем все — самого низкого качества, несколько коммутирующих устройств, панель управления и пульт. И не забывайте про стоимость работ по установке (в среднем от 15% до 30% от всей стоимости проекта). В то же время за эти деньги можно приобрести совсем неплохую аудиосистему с колонками (за 1000-1500 долларов), хороший усилитель (пусть
даже ламповый) и приличный CD-плейер долларов за 500. В связи с этим интересно прозвучало высказывание главного инженера одного из московских салонов, специализирующегося на теме multiroom. В ответ на мой вопрос о том, что делать, если понадобится поменять CD в плейере, который расположен двумя этажами ниже, он изрек следующее: «Тогда мы в этой комнате можем поставить и CD-плейер, чтобы не бегать туда-сюда». Неизбежно возникает второй вопрос: зачем же ставить усилитель внизу? Чтобы тянуть туда провода и брать дополнительные деньги за установку? А не проще ли поставить в эту комнату еще и усилитель (или вообще установить усилитель непосредственно внутри CD-плейера (такие суперинтегральные устройства уже появились, например, продемонстрированный на последней выставке «DVD-Show» в Москве CD-плеер/усилитель
фирмы «TabMC Laren».)? Мне кажется, что если на секунду отвлечься от темы multiroom и все обдумать, то на повестку дня может встать необходимость создания «таскальника» от Kreu или Mark Levinson, где все будет в одном флаконе, включая колонки. А почему бы и нет? Подобный пример можно привести и в отношении видео. Дешевизна спутниковых тюнеров зачастую (правда, не всегда, учитывая необходимость платить аренду за использование программ) вступает в противоречие с высокой стоимостью проводов, коммутаторов и установки соответствующих видеосистем.
Не скрою, мне тоже не чуждо понятие комфорта, но какой ценой покупается этот комфорт? Думаю, принести в жертву свою страсть к музыке я не соглашусь. Поэтому общая тенденция отхода от естественного стремления Homo sapiens к разуму в сторону чисто обывательского удобства меня никак не устраивает. Возрастание интереса к теме multiroom совпал с серьезным кризисом в области аудио. Именно невозможность поступательно развивать и улучшать аудиотехнику и явилась причиной того, что бывшие аудио- и видеодилеры и производители обратились к идее multiroom. «Течения», о котором мы вели спор с вышеупомянутым представителем фирмы, пару-тройку лет назад просто не существовало, так как подобные организации переживали тогда подъем в high end аудио и могли позволить себе не думать ни о чем другом. Когда же в аудио начался спад, первая мысль, которая пришла в голову любителям плыть по течению, — «ускорить и углубить» производство встроенных в стены и потолок колонок. И это вместо того, чтобы серьезно подумать о том, как улучшить дела в аудиотехнике и выпускать более качественную продукцию!
Ситуация с high end видео похожа на ситуацию с аудио — повсеместное снятие с производства CRT (проекторов (то есть проекторов на электронно-лучевых трубках, или, в просторечии, «трехглазых» проекторов) и замена их на матричные напоминает мне историю со снятием с производства ламповых усилителей и заменой их на транзисторные. Подоплека та же самая: интенсификация производства в Юго-Восточной Азии. И результат тот же: все наше будущее (имеется в виду качество изображения) может оказаться в прошлом, в данном случае в настоящем.
Хотя в силу того, что видео — гораздо более организованная технически область знаний, чем со всех сторон облепленное шарлатанами аудио, не исключен вариант поступательного улучшения возможностей, которые демонстрирует нынешнее поколение CRT-проекторов. В отличие от аудио, в видео постоянно появляются новые способы получения изображения — скажем, новой является разработанная фирмой JVC технология D-ILA (матричный вариант светоклапанных проекторов), которая среди прочего демонстрировалась в Индианаполисе. Слабым местом CRT-проекторов является световой поток (яркость) изображения, что ставит их в уязвимое положение по отношению к новым технологиям. Но, несмотря на очевидность их скорой гибели (в ближайшие 2-3 года они, видимо, будут вытеснены окончательно), они, по общему мнению, — единственный пока способ получения максимально высокого качества изображения. Судя по тому, что демонстрировалось в Индианаполисе, разрыв между этой технологией и другими хоть и сокращается, но все же остается. Но с точки зрения multiroom CRT-проекторы неприемлемы: их габариты, сложность установки, необходимость затемнения помещения и т. п. означают, что они — в положении persona non grata. Давление рыночного потенциала multiroom и явилось основной причиной снятия CRT-проекторов с производства и замены их на компактные, удобные, легкие в интеграции, но значительно хуже показывающие LCD, DCP, I-DLA и прочие типы проекторов. Даже такой влиятельный защитник интересов видеофилов, как американская фирма Runco, в Индианаполисе впервые был вынужден признать, что дни CRT-проекторов сочтены. Ус пех плазменных технологий налицо:
нет сомнений, что будущее за ними во всем, за исключением настоящего домашнего кинотеатра. Если взять за основу факт, что обычный кинотеатр является точкой отсчета для своей домашней версии, то размер экрана последней должен быть не менее 100 дюймов по диагонали — крайне нереальный параметр для плазменных дисплеев, как чисто умозрительно, так и на практике. Могу предположить, что специалистам по multiroom тон моей статьи покажется неуместным: при чем тут проблемы аудио-видео, когда речь идет о таких важных вещах, как новые разработки, связанные с использованием компьютерных технологий и сети Интернет в домашнем хозяйстве! Поэтому в заключение хотелось бы сказать пару слов и в защиту multiroom.
Понятно, что в столь динамично развивающейся от расли, как компьютерные технологии, предела совершенству нет. Нашествие на домашний очаг подобно наступлению на бастион, которое успешно продвигается на наших глазах: здесь и перекачка любой музыки и кино с внешних источников, и распределение их по дому, и пресловутое управление домом с борта самолета, и прочее. Не спорю, все это нужно, и со временем зерна будут отделены от плевел. Я же втайне надеюсь, что, поскольку все в Природе циклично, то, согласно диалектике, грядущий спад в области разработок multiroom будет способствовать подъему в области аудиотехники, который уже забрезжил на горизонте в виде новых форматов записей DVD-аудио и Super Audio CD.
Пожелаем же себе и другим счастливого заплыва!
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания