Sunfire - луч света в томном царстве Андрей Иванов
Sunfire в чистом виде
Кто не знает старину Карвера? Наверное, только те, кто об усилителях звуковой частоты слыхом не слыхивал. Боб Карвер хорошо известен и поклонникам, и противникам его идеологии звукоусиления. Он не «аудиогуру», собирающий девятиваттные ламповые агрегаты ценой 25 000 «безусловных» единиц и вещающий о неких подвластных его воле «космических силах». Он — инженер, уверенный в том, что закон Ома имеет к звучащей в ваших колонках музыке столь же прямое отношение, как композитор, дирижер и музыканты. И если поверить алгеброй гармонию нельзя, то лишь до того момента, когда звук превратится в потоки электронов. Дальше сплошная физика. Хотя без «колдовства» и всяческой экзотики аудиомир не был бы «so much fun» (настолько приятен - англ.), как признает Боб Карвер, обожающий читать про те самые девятиваттные усилители на прямонакальных триодах…
Карвер — крепкий орешек. Изменчивая мода и метания в аудиоиндустрии (от ламп к транзисторам, от «аналога» к «цифре», вперед-назад) похожи на гротескный фантастический сюжет, в котором перемешались времена и пространства, и какой-нибудь суперастронавт, вооруженный лазерным «обрезом», сражается с дикарем в бизоньей шкуре, у которого в руках каменный топор. Но все это мало волнует Карвера, идущего к поставленным целям, повинуясь внутреннему компасу. Он никогда не воткнет лампу туда, где логичнее поставить транзистор. Как, впрочем, и наоборот. И операционные усилители, одно время считавшиеся чуть ли не панацеей, а позже с позором изгнанные из схем, он применяет без тени брезгливости. Причем применяет таким образом, что их изъяны оказываются иллюзией. Вообще, его схемотехника не имеет ничего общего с минимализмом high end. Если реализация идеи требует максимализма схемы, он становится максималистом.
Но есть одно свойство, отличающее объективиста Карвера от технократов, уши которых пригодны разве что для
закладывания за них карандашей. Карвер — инженер, который слышит. Его способ оценки результатов своих инноваций прост: он начинает с женского вокала, затем переходит на мужской баритон, и только потом — к оркестровой инструментальной музыке. Работу с постановкой звука он сравнивает с настройкой цветности в старых телевизорах: добившись естественного цвета лица на экране, можно смело рассчитывать на то, что и все остальное окажется в норме.
Последняя разработка Боба Карвера — модель Sunfire, выпускаемая созданной им одноименной фирмой. Революционный принцип работы этого усилителя уже был опробован в более ранней модели Lightstar.
Что не нравилось Карверу в традиционной схемотехнике усиления сигнала? Усилители, нечувствительные к колебаниям нагрузки и способные «вкачивать» в АС большой ток, дороги. Это, к примеру, верхние модели Mark Levinson, Krell, Threshold. Остальные не в состоянии обеспечить нужные значения тока на частотах провала характеристики АС, и поэтому отдача на этих частотах тоже уменьшается. Далее: чтобы этого не происходило, нужен сверхмощный блок питания. А благодаря крайне низкому КПД усилителей — он тем ниже, чем больше ток покоя выходных транзисторов (топовые усилители работают, как правило, в классе «А», когда ток покоя велик) — 70-80% потребляемой от сети мощности уходит в тепло. Интенсивное теплоизлучение не всегда приятно, к тому же оно может привести к поломке усилителя. Тепло — это нестабильность режимов полупроводниковых приборов, очень чувствительных к температуре перехода и имеющих тенденцию к лавинообразному увеличению сквозного тока при отсутствии специальных схемных решений стабилизации режимов. Усложненная схема, целые шеренги включенных параллельно выходных транзисторов, массивные радиаторы… — плата за качество. Не дающая, впрочем, гарантии «безразличия» усилителя к величине нагрузки и его надежности: когда выходные
транзисторы работают в тяжелых режимах, не так трудно превысить и предельно допустимые нормы.
Боб Карвер — «плут», которому удалось «обмануть физику». Точнее, найти «тайную тропу», позволившую обойти даже признанных лидеров. Так появилось самое выдающееся его творение — 300-ваттный (на 8 Ом) усилитель Sunfire ценой $2800, имеющий близкий к 100% КПД, то есть способный всадить в нагрузку столько тока, что даже самой капризной АС мало не покажется (размах до 180А в пике!). И все это при 12 выходных транзисторах на канал (радиаторов нет, они просто не нужны).
У Sunfire импульсный источник питания. По сложившимся в high end канонам (предрассудкам?) это такой же моветон, как и операционные усилители. И сам факт появления подобного «гадкого утенка» в приличном обществе породистых усилителей — чудо. Но мы уже говорили о том, что Карвер не делает high end в его хрестоматийном понимании.
Импульсный блок питания понадобился ему для воплощения весьма далеко идущих планов.
Зачем все время держать уровень питающего напряжения порядка 90 В (типичное для мощного усилителя значение)? Выходным транзисторам вполне достаточно и шести вольт между коллектором и эмиттером. А ток покоя можно увеличить. Большая амплитуда напряжения выходного сигнала (в пределах тех же 90 В) мешает этому, но почему, собственно, напряжение питания усилителя должно быть постоянным? А если заставить его меняться пропорционально сигналу с постоянным превышением в 6 В? Карвер так и поступил…
К импульсному источнику питания с накопителем энергии в виде увесистого дросселя на ферритовом сердечнике (с демпферным скоростным диодом и сглаживающим конденсатором) был добавлен ключ на полевом транзисторе и управляющий им компаратор, отслеживающий изменения сигнала и обеспечивающий нужное превышение в 6 В. Получая на входе 250-вольтовые импульсы, такой блок питания дает на выходе гораздо меньшее напряжение, но при пропорционально возросшем потенциальном значении тока с высочайшим коэффициентом полезного действия. По сути, это еще один усилитель, только импульсный. Конечно, высокочастотная «грязь» может просочиться в выходной сигнал, «осквернив» его импульсными помехами и интермодуляционными искажениями. Но этой опасности удалось избежать, судя по низкому суммарному коэффициенту нелинейных искажений (не более 0.5%) и уровню шумов (-100 дБ).
Одним словом, получился настоящий «концепт-амп». Вещь в себе, не имеющая аналогов. Но описанными свойствами концептуальность Sunfire не исчерпывается. Боб Карвер добавил еще один штрих: усилитель имеет не по одной, а по две пары выходных клемм на каждый канал, маркированных соответственно надписями Voltage Source (источник напряжения) и Current Source (источник тока).
Одинаково хорошо знакомый и с лампами, и с транзисторами Карвер считает, что секрет лампового звука на 90% определяется выходным сопротивлением усилителя, а не самим фактом применения ламп. В кроссоверах АС, полагает он, благодаря этому сопротивлению возникают значительные фазовые сдвиги между различными частями частотного спектра, и именно они создают ощущение глубокой сцены и теплоты. Дополнительный выход «источника тока» сближает Sunfire с ламповыми усилителями — Боб подал на эти клеммы тот же выходной сигнал, но через мощные резисторы номиналом в 1 Ом, типичным для ламповых схем (благодаря теоретически бесконечному внутреннему сопротивлению выходной ток не зависит от сопротивления нагрузки, и определяется лишь собственным внутренним сопротивлением).
Можно выбрать вариант подключения колонок по своему вкусу. А еще лучше — если колонки допускают bi-wiring — пустить сигнал «источника напряжения» на бас, реализуя преимущества транзисторной техники с громадной величиной демпфинг-фактора, а выход «источника тока» подцепить к средне-высокочастотной части АС и получить здесь теплоту и деликатность лампового звука.
Sunfire имеет небалансные входы Lab direct (гальваническая связь с входным каскадом) и Normal (сигнал подается через переходной конденсатор), а также балансный на разъеме XLR с гальванической связью. Его можно подключить в монорежиме мостового удвоения мощностей каналов. Тогда, естественно, для стереосистемы понадобится второй экземпляр. Этот вариант Карвер настоятельно рекомендует аудиоперфекционистам.
В конструкции применены 1%-е металлопленочные резисторы и экранированные стеклотекстолитовые печатные платы.
Дизайн корпуса приправлен ретро-мотивами: например, стрелочный индикатор в окошке на передней панели со
шкалой в Джоулях, подсвечиваемый тускловато-желтой лампой накаливания.
Через окошко на передней панели другого аппарата Карвера видны горящие нити накала ламп (выдающееся оформительское решение!). Это ламповый предусилитель с фоно-корректором Sunfire Classic Tube Control Center, в схеме которого целых 9 пальчиковых триодов (шесть 6DJ8/6922 и три 12AX7). Он имеет давно забытые апологетами high end audio регуляторы тембра (высокие, низкие), входы Phono MM и MC, а также пару балансных выходов.
Усилитель Sunfire в московском салоне «Нью Эмбиенс» был включен в такой тракт: цифровой источник сигнала Muse Model 9 (его вскоре сменил Philips SACD1000), предусилитель Classic Tube Preamplifier ($2700); – акустические системы Phase Technology PC -9.1 («верхняя» модель линейки Premier Collection, $2500 за пару) с дублерами — минимониторами Ares 1 компании Ultimate Technology в корпусах причудливой расцветки, похожей на шкуру жирафа ($2995 за пару);
– акустические и межблочные кабели Ultralink Platinum и сетевой фильтр AudioPrism Power Foundation ($850).
Phase Technology — старейшая американская фирма, дебютировавшая в 1955 г. моделью АС Premier со свернутым рупором.
Трехполосная фазоинверсная PC-9.1 интересна многими своими качествами и, подобно усилителю Sunfire, вполне может считаться концептуальным продуктом. Кроссоверы Absolute Phase обещают идеальное акустическое и электрическое согласование излучателей, обеспечивающее безупречную звуковую сцену при
достаточно свободном выборе места слушателя и произвольном положении колонок (вертикальное или горизонтальное). Очевидно, речь тут идет о фазокогерентности, которой могут похвастаться далеко не все самые дорогие модели АС. Среднечастотный излучатель и твитер — мягко-купольного типа, последний может быть повернут в любом направлении для получения нужной направленности. Басовые головки с плоскими диффузорами из ламинированного кевлара, свободными от деформаций и покрытыми похожим на пену составом
Unicell, работают в поршневом режиме. Твитер и среднечастотник окружает Unicell — «подушечка», имеющая форму усеченного ромба, которая снимает дифракцию звуковых волн. Корпус деревянный, порт фазоинвертора выведен на переднюю панель. Номинальное входное сопротивление — 4 Ома, чувствительность 92 дБ, диапазон частот 32 Гц – 22 кГц.
Двухполосные Ares 1 — маленькие полочные мониторы. Твитер — керамический обращенный купол, в диффузоре
басовика кевлар чередуется со слоями материала Nomex сотовой структуры (все вместе запатентовано под названием Hexacone). Полученная таким образом необычайно высокая механическая жесткость сочетается с малым весом конструкции. Рабочий диапазон частот 45 Гц – 25 кГц, импеданс 8 Ом, чувствительность 90 дБ, порт фазоинвертора сзади.
Звук
Те, кто ожидает от усилителя Sunfire «лабораторного» звучания, будут разочарованы — не звуком, а неверностью cвоих прогнозов. Он звучит тепло, приветливо, воздушно, не утомляет. Голосам и инструментам просторно, нет «звукового холодца» из спрессованных фрагментов — того, что, очевидно, ожидали услышать гипотетические поборники минимализма. Хорошая артикуляция, верность передачи тембральных сочетаний, энергетика и непрерывность фактуры, завершенность музыкальной фразеологии при мягкой, тактичной подаче. Что отнюдь не означает вялости и инфантильности: сила чувствуется.
Тональный баланс без слышимых изъянов, бас хороший, бархатный и воздушный. Середина и высокие как будто
погружены в спокойный низкочастотный поток, заполняющий все пространство, они то и дело выныривают на поверхность и снова погружаются.
Когда вместо PC-9.1 включили Ares 1, бас словно слегка обмелел. Это нормально: мини-мониторы все-таки, и без сабвуфера. Середина и высокие стали заметно ярче и рельефнее, изменился тембральный баланс. Однако все эти перемены происходили в пределах того же качественного уровня, так что и те, и другие АС принадлежат к одному «сословию».
Следуя методике Боба Карвера, частично была прослушана опера Пуччини «Богема», где достаточно и женского, и мужского вокала (включая Хосе Каррераса и Барбару Хендрикс) — из серии Erato Opera Collection. Кстати, и запись, и исполнение превосходны. Вообще было много прослушано хорошо знакомых, буквально «заученных наизусть» записей, и все они без исключения были узнаваемы. Наибольшая разница отмечена на диске Оскара Шумского, играющего скрипичные концерты Баха (Nimbus Records, DDD). Да не сочтут за ересь «больные на винил» утверждение, что это, несмотря на трехкратное «D», одна из лучших в мире записей скрипки. Этот диск прозвучал несколько ярче и эмоционально контрастней, чем в других трактах. В целом же все время ловишь себя на мысли: подцепить бы к Sunfire какие-нибудь «панели», скажем, Magnepan. Все-таки динамические АС в большинстве случаев дают ощущение «лишнего билетика на галерку». В партер они не пропускают!
Джаз (и старый, и поновее) — превосходно. Рок — не хуже. Конечно, была сделана попытка проверить гипотезу Боба Карвера относительно секрета лампового звука. АС подключили рекомендованным способом: низкоомный выход на бас, высокоомный — на все остальное. И действительно: плотнее, телеснее стали голоса и тембрально богаче инструменты, а все вместе — чуть «слаще». «Температура звука» с 36.6 подскочила до 36.9. Не станем утверждать, что звук стал ламповым именно на 90%, как утверждает Карвер. Может, не на 90, всего лишь на 9 или, например, на 33 (просто хорошая цифра). Но тенденция приближения к лампам была ощутима.
Интересно, а есть еще такие, кто не знает старину Карвера?..
Тестирование проходило в московском салоне компании New Ambience. Редакция благодарит компанию за предоставленные компоненты и зал.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания