27 мая 2014

Автор: Атаева Дженнет

Выставка «Поля» – центральное событие проекта «Рига – культурная столица Европы-2014»

Инсталляция "Unknown Planet" Мартинса Ратникса

   Выставка «Поля» – центральное событие проекта «Рига – культурная столица Европы-2014». Она пройдет 15 мая – 3 августа 2014 года в Латвийском музее национального искусства. Кураторы выставки рассказывают о том, что и почему будет показано в ключевом для современного искусства Латвии выставочном пространстве.

   По мысли организаторов, «Поля» — это модели социальных, научных и технологических преобразований.

   Искусство в современном обществе не просто создает новую эстетику, но становится частью социальных, научных и технологических трансформаций. Выставка «Поля» (Fields) рисует пути обновления и перехода. По мысли кураторов, расширенные поля художественной практики предлагают новые идеи для преодоления кризиса настоящего и создают версии более ответственного и творческого мировоззрения. Они объединяют новое мышление, научные знания, эстетику, технологии и социальный аспект.

   За год до выставки был объявлен прием работ, на который поступило более двухсот предложений. Кураторы «Полей» могли рассчитывать на свои международные связи, такие как балтийский фестиваль Renewable и европейские Techno-Ecologies и Soft Control.

   Из двухсот заявок со всего мира кураторы выбрали 40 работ, уделяя особое внимание художникам из Центральной, Восточной и Северной Европы. «Поля» будут проходить с 15 мая по 3 августа 2014 года в Латвийском музее национального искусства, точнее, в его выставочном пространстве «Арсенал», самом большом и для современного искусства Риги самом важном. Выставку будут сопровождать публичные лекции, конференция «Renewable Futures», а также выступления артистов и концерты.

   Кураторы выставки Раза Шмите (Rasa Smite) и Райтис Шмитс (Raitis Smits) — художники и основатели RIXC, арт-институции в Риге, чей фестиваль Art + Communication стал одним из самых важных фестивалей такого рода в Европе и во всем мире. В Москве их можно было видеть на конференции «Pro@Contra» в 2000 году, где они проводили воркшоп по сетевому радио. Третий куратор - Армин Медош (Armin Medosch) — художник и писатель из Вены (Австрия), тоже известный своим радио-проектом «Hidden Histories».

   Выставка «Поля» - это живой ландшафт искусства, которое опровергает существующие точки зрения и вскрывает социальные язвы, а также дает позитивное видение будущего. Сегодня самые интересные художественные практики междисциплинарны и несут в себе преобразующую силу.

   Кроме того, «Поля» - это свободная ассоциативная игра, стремление придавать новые очертания пограничным зонам между искусством, наукой, технологией и социальными обязательствами в XXI веке.

Кадр из видео Оливера Ресслера «Оставь это в земле», 18 мин., 2013

Кадр из видео Оливера Ресслера «Оставь это в земле», 18 мин., 2013

   Некоторые работы — «Оставь это в земле» (Leave it in the Ground, 2013) Оливера Ресслера (Oliver Ressler) или «Seedsunderground, 2013-2014) Шу Лиа Чинг (Shu Lea Cheang, автора скандально известного научно-фантастического порнофильма «I.K.U.») — несут ясный и прямой политический месседж, связанный с экологией, с темами возобновляемой энергии, устойчивости окружающей среды или борьбе за разнообразие сельскохозяйственных растений.

Кадр из проекта Лизы Джевбратт «Zoomorph», 2013

Кадр из проекта Лизы Джевбратт «Zoomorph», 2013

   Другая работа, не столь откровенно политическая, уводит к тому, что французский философ Жак Рансьер называл «распространением разумного» (distribution of the sensible). Лиза Джевбратт (Lisa Jevbratt) рассказывает о том, как выглядит реальность, если смотреть на нее глазами животного (приложение для смартфона, позволяющее «смотреть» на мир глазами животного, можно скачать на сайте проекта «Zoomorph»).

Фото проекта Аннеми Маес «Кормовые поля», 2014

Фото проекта Аннеми Маес «Кормовые поля», 2014

   В своей работе «Кормовые поля» (Foraging Fields, 2014) бельгийская художница Аннеми Маес (Annemie Maes) из группы Okno разводит на крыше вместе растения и пчел, чтобы создать новые пространства для распространения зелени в городах. Эрих Бергер (Erich Berger) замеряет изменения в магнитном поле Земли.

Ханс Шейрль «Трансгенное TM 3», холст, акрил, карандаш, 2010.

Ханс Шейрль «Трансгенное TM 3», холст, акрил, карандаш, 2010.

   Латвийский художник Гинтс Габранс (Gints Gabrans), хорошо известный в России благодаря участию в Четвертой Биеннале современного искусства в Москве и работе над постановкой «Август: графство Осейдж», показанной в театре Маяковского, предлагает модифицировать наши тела с помощью энзимов, чтобы мы могли питаться травой и ветвями деревьев. В «Hu.M.C.C.» (Human Molecular Colonization Capacity, емкость человеческой молекулярной колонизации) — проекте Майи Смрекар (Maja Smrekar) из Словении — энзим, добытый из тела художницы, используется для приготовления йогурта. Картины и инсталляция Ханса Шейрля (Hans Scheirl) «Трансгенное ™» (Transgenic ™) переходят границы между двумерным и трехмерным, связывая художественную и телесную трансгрессии.

Фото инсталляции Ани Краутгассер «Прелюдия», 2010

Фото инсталляции Ани Краутгассер «Прелюдия», 2010

   В работе австрийской видеохудожницы Ани Краутгассер (Annja Krautgasser) «Прелюдия» (Prelude, 2010) и работах финской медиахудожницы Ханны Хаслаати (Hannah Haslaati) для визуализации групповой динамики использованы принципы гештальт-психологии.

Кадр из видео группы Superflex «Срок службы», 2013

Кадр из видео группы Superflex «Срок службы», 2013

   О глобальной экономике, финансовых рынках с их практикой эксплуатации труда и опасениях коренных общин и народов рассказывают «Histoire Econоmique» (2013) британского художника Хейли Ньюман (Hayley Newman), в «Сроке службы» (Working Life, 2013) датского коллектива Superflex и «Эксцентричном архиве» (Eccentric Archive, 2012-2014), созданном Инес Дужак (Ines Doujak) в сотрудничестве с Джоном Баркером (John Barker).

Видеодокументация инсталляции «Бесконечная война», YoHa, 2012-2014. На экранах в реальном времени отображались данные о силовых операциях в Афганистане. Ве результате современная война предстает как потенциально бесконечный, алгоритимически запрограммированный процесс.

   Откровения Эдварда Сноудена о глобальной слежке США в рамках программы PRISM сделали очевидным, насколько важен невидимый мир информационных потоков и баз данных. Глобальный сбор данных и борьба с террором стали лейтмотивом «Бесконечной войны» (Endless War, 2012-2014) британско-японской пары YoHa (Graham Harwood и Matsuko Yokokoji) и работы «Мы ничего не должны принимать как должное!» (We should take nothing for granted!) о построении системы оповещения и информирования граждан, — словенского художника Марко Пельяна (Marko Peljhan) и проекта Atol.

   Отношения между веществом и информацией в понимании пионера кибернетики Норберта Винера интерпретируют работы «Компьютер Земли» (Earth Computer, 2014) Мартина Хоуза (Martin Howse) и «Ghostradio» (2013) Памелы Ньювирт, Маркуса Декера и Франкса Ксавера (Pamela Neuwirth, Markus Decker и Franx Xaver).

Инсталляция Мартинса Ратникса «Неизвестная планета», 2012

Инсталляция Мартинса Ратникса «Неизвестная планета» (Unknown Planet), 2012

   Инсталляция Мартинса Ратникса (Martins Ratniks) из двадцати семи ЭЛТ-телевизоров и звуковая инсталляция французской художницы Сесиль Бабиоль (Cecile Babiole) посвящены сырой энергии электрических и электромагнитных полей.

   И наконец, совместная работа латвийского саунд-художника Вольдемара Иохансона (Voldemars Johansons) и собственного проекта RIXC «Biotricity» (бактериальная батарейка). В их инсталляции живая музыка генерируется колебаниями электрического сигнала, производимого живыми микроорганизмами.

   Выставка «Поля» и фестиваль Art+Communication проходят в Риге до 3 августа 2014 года.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Оливер Ресслер | Лиза Джевбратт | Аннеми Маес | Гинтс Габранс | Ханс Шейрль | Аня Краутгассер | Маринс Ратникс | Живопись | Интерактив | Война | Фестиваль | Перформанс | Искусство | Видеоарт | Инсталляция | Выставка | YoHa | Superflex

Комментариев: 1

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    Не любите современное искусство?

    Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!




    Больше текстов

    телеграф

    Цифровая экономика – цифровое пространство: конференция в Санкт-Петербурге

    телеграф

    Появилась компания, готовая заняться оцифровкой сознания

    телеграф

    Новый стимпанк Ясухито Юдагавы в Москве

    телеграф

    Объявлен конкурс плакатов «Формируя будущее»

    телеграф

    Российские инновационные проекты на Autodesk University 2017

    телеграф

    Образовательный курс «Art&Science: синтез искусства и науки в XXI веке»

    телеграф

    Фестиваль медиаискусства Media In стартует на Новой сцене Александринского театра

    телеграф

    Цифра и Роза. Готика в современном искусстве

    телеграф

    Boiler Room вновь выйдет в эфир на фестивале Present Perfect

    телеграф

    Новый эпизод вечеринок серии OFF от Roots United: Rooms

    телеграф

    На Mercedes-Benz Fashion Week представили дизайнерские протезы рук

    телеграф

    Серия индастриал вечеринок OFF пройдет в Artplay

    телеграф

    Объявлен конкурс технологического искусства Making Art 4.0

    телеграф

    Дни Людвига Витгенштейна пройдут в Москве

    телеграф

    Открыт прием заявок на первый в России стрип-хакатон

    телеграф

    Центр МАРС открыл собственную площадку в Петербурге

    телеграф

    Виджеинг и видеомэппинг: от мировых клубов до архитектурных проекций

    телеграф

    На Roofus Fest выступят Mana Island и Super Besse

    телеграф

    Открыт прием работ на Autodesk Innovation Awards Russia 2016

    телеграф

    На Unreal Fest выступят футуролог Владимир Кишинец и архитектурный критик Мария Элькина