id: 285
Дети цифровой эрыДети цифровой эры Джон Палфри, Урс Гассер Эксмо, 2011
Авторы научно-популярной работы «Дети цифровой эры» исследуют проблему влияния новых технологий и Интернета на общество. Над проектом в течение пяти лет работало множество исследовательских групп по всему миру, а площадкой для совместной работы такого масштаба стал специально созданный сайт Объектом исследования стали дети и подростки – те люди, которые оказались в цифровом мире в самом начале своей жизни и знают этот мир только таким, – «цифровые аборигены», в отличие от нас, «цифровых иммигрантов». Дети цифровой эры создадут свое общество, в котором изменится если не все, то многое: психология, этические нормы, политическое устройство, творческий процесс. Цифровые аборигены не видят разницы между жизнью в сети и жизнью вне ее. Социальные сети, блоги, виртуальные контакты, ролевые игры в сети – все это позволяет человеку создавать свои многочисленные копии и экспериментировать с ними. Благодаря этому, по мнению авторов, природа человека станет глубже. Однако подростки часто подменяют реальную жизнь виртуальной, уходят в нее с головой. И возможно, львиную долю цифрового поколения будут составлять аутсайдеры, которые не состоялись ни в личной, ни в социальной жизни. Новые технологии для цифровых аборигенов – это «связующее звено во взаимоотношениях», «непрерывно функционирующая среда», где они проводят большую часть своей жизни. Непрерывное взаимодействие серьезно меняет отношения между людьми: они весьма быстротечны, их так же легко завязать, как и прервать, «они могут быть устойчивыми в том смысле, который нам только еще предстоит понять». Эксперименты с идентичностью и многочисленные виртуальные контакты создают еще одну опасность: цифровое поколение размещает в сети слишком много информации, нарушая все разумные законы конфиденциальности. За время пребывания в мировой паутине цифровой абориген оставляет о себе столько сведений, что любой желающий сможет собрать на него целое цифровое досье, в том числе и компромат. «Они просто не задумываются о возможных последствиях: их могут не взять на работу, не принять в колледж, кто-то может найти их даже тогда, когда они этого не хотят…». «Цифровое племя» иначе, чем мы, взаимодействует с информацией: оно считает, что любая информация по своей сути пластична, что ею можно управлять, изменять ее. Так возникает «креатив». Почувствуйте разницу в словах: не творчество, а именно креатив, предприимчивость. Интернет – прекрасная среда для самовыражения, но «плоды цифрового творчества в большинстве случаев не представляют собой ничего выдающегося» и «в среднем только один из четырех молодых людей занимается созданием своих собственных произведений», творчество же трех других – ремиксы и мэшапы, то есть нечто преобразованное из уже существующего. Что ж, один из четырех – это не так мало. Однако потенциал творческого развития в цифровых аборигенах может быть растрачен впустую, если они не научатся справляться с угрозой информационной перегрузки. Авторы приводят шокирующую статистику: «Только в 2007 году в мире было создано, сохранено и скопировано 161 миллиард Гб цифрового контента… этот объем информации в три раза больше, чем объем информации во всех когда-либо написанных книгах вместе взятых». Наша психика ставит собственные барьеры на пути информационной лавины: внимание рассеивается, в результате аналитико-синтезирующие мыслительные процессы не работают. Информационная насыщенность толкает людей к тому, что они перестают думать. Авторы пишут о формах «исцеления» от Интернет-зависимости (в Корее действует более сорока агентств, консультирующих по вопросам зависимости от компьютерных игр), авторском праве («многие пользователи интернета убеждены в том, что практически все формы частного, некоммерческого копирования произведений, защищенных авторским правом, либо уже разрешены, либо должны быть разрешены»), дестабилизации устоявшихся законов бизнеса («творческом разрушении» гигантских авторитетных отраслей, в результате которого многие бизнес-процессы будут трансформированы). И полученный читательский опыт приближает к пониманию того, каким будет новый «цифровой» мир. Комментариев: 3
Написать новый комментарий |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания