22 августа 2011

Автор: Хмелевская Наталья

Дети цифровой эры

Дети цифровой эры

Джон Палфри, Урс Гассер

Эксмо, 2011


   Авторы научно-популярной работы «Дети цифровой эры» исследуют проблему влияния новых технологий и Интернета на общество. Над проектом в течение пяти лет работало множество исследовательских групп по всему миру, а площадкой для совместной работы такого масштаба стал специально созданный сайт www.digitalnative.org.

   Объектом исследования стали дети и подростки – те люди, которые оказались в цифровом мире в самом начале своей жизни и знают этот мир только таким, – «цифровые аборигены», в отличие от нас, «цифровых иммигрантов». Дети цифровой эры создадут свое общество, в котором изменится если не все, то многое: психология, этические нормы, политическое устройство, творческий процесс. Цифровые аборигены не видят разницы между жизнью в сети и жизнью вне ее. Социальные сети, блоги, виртуальные контакты, ролевые игры в сети – все это позволяет человеку создавать свои многочисленные копии и экспериментировать с ними. Благодаря этому, по мнению авторов, природа человека станет глубже. Однако подростки часто подменяют реальную жизнь виртуальной, уходят в нее с головой. И возможно, львиную долю цифрового поколения будут составлять аутсайдеры, которые не состоялись ни в личной, ни в социальной жизни.

   Новые технологии для цифровых аборигенов – это «связующее звено во взаимоотношениях», «непрерывно функционирующая среда», где они проводят большую часть своей жизни. Непрерывное взаимодействие серьезно меняет отношения между людьми: они весьма быстротечны, их так же легко завязать, как и прервать, «они могут быть устойчивыми в том смысле, который нам только еще предстоит понять». Эксперименты с идентичностью и многочисленные виртуальные контакты создают еще одну опасность: цифровое поколение размещает в сети слишком много информации, нарушая все разумные законы конфиденциальности. За время пребывания в мировой паутине цифровой абориген оставляет о себе столько сведений, что любой желающий сможет собрать на него целое цифровое досье, в том числе и компромат. «Они просто не задумываются о возможных последствиях: их могут не взять на работу, не принять в колледж, кто-то может найти их даже тогда, когда они этого не хотят…».

   «Цифровое племя» иначе, чем мы, взаимодействует с информацией: оно считает, что любая информация по своей сути пластична, что ею можно управлять, изменять ее. Так возникает «креатив». Почувствуйте разницу в словах: не творчество, а именно креатив, предприимчивость. Интернет – прекрасная среда для самовыражения, но «плоды цифрового творчества в большинстве случаев не представляют собой ничего выдающегося» и «в среднем только один из четырех молодых людей занимается созданием своих собственных произведений», творчество же трех других – ремиксы и мэшапы, то есть нечто преобразованное из уже существующего. Что ж, один из четырех – это не так мало. Однако потенциал творческого развития в цифровых аборигенах может быть растрачен впустую, если они не научатся справляться с угрозой информационной перегрузки. Авторы приводят шокирующую статистику: «Только в 2007 году в мире было создано, сохранено и скопировано 161 миллиард Гб цифрового контента… этот объем информации в три раза больше, чем объем информации во всех когда-либо написанных книгах вместе взятых». Наша психика ставит собственные барьеры на пути информационной лавины: внимание рассеивается, в результате аналитико-синтезирующие мыслительные процессы не работают. Информационная насыщенность толкает людей к тому, что они перестают думать.

   Авторы пишут о формах «исцеления» от Интернет-зависимости (в Корее действует более сорока агентств, консультирующих по вопросам зависимости от компьютерных игр), авторском праве («многие пользователи интернета убеждены в том, что практически все формы частного, некоммерческого копирования произведений, защищенных авторским правом, либо уже разрешены, либо должны быть разрешены»), дестабилизации устоявшихся законов бизнеса («творческом разрушении» гигантских авторитетных отраслей, в результате которого многие бизнес-процессы будут трансформированы). И полученный читательский опыт приближает к пониманию того, каким будет новый «цифровой» мир.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Интернет | Литература | Прогноз будущего | Цифровые технологии | Дети цифровой эры

Комментариев: 3

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    Тема интересная, но авторы по американской манере развели водичкой - 3/4 текста можно выбросить. Поэтому я не дочитал. Хотя очень хотелось бы иметь дайджест.

    Ответить на этот комментарий

    1. admin #
      Да, в американской манере написания текстов одно и то же нужно повторять раз по 5, чтобы читателю хорошо запомнилось, это раздражает во всех их нехудожественных книгах. Если такой дайджест попадется, сообщу))

      Ответить на этот комментарий

    2. admin #
      ну да- а кто только и делает, что котиков лайкает сотнями?

      Ответить на этот комментарий

      Написать новый комментарий

      Спaсибо!




      Больше текстов

      литературное ревю

      Книга «Электронная и электроакустическая музыка Европы. Девяностые»

      литературное ревю

      Издана книга «Вне условностей. Наука в искусстве»

      литературное ревю

      Впервые на русском языке изданы рассказы Филипа К. Дика в сборнике «Вспомнить всё»

      литературное ревю

      Книга Криса Хэдфилда «Руководство астронавта по жизни на Земле» издана в России

      литературное ревю

      Джейсон Меркоски. Книга 2.0. Прошлое, настоящее и будущее электронных книг глазами создателя Kindle

      литературное ревю

      После 2013...

      литературное ревю

      Билл Брайсон. Краткая история почти всего на свете

      литературное ревю

      Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии

      литературное ревю

      Юлия Александрова "Собачий вальс"

      литературное ревю

      Дэ Сижи «Бальзак и портниха-китаяночка»

      литературное ревю

      Орхан Памук «Снег»

      литературное ревю

      Робертсон Дэвис «Дептфордская трилогия: Пятый персонаж. Мантикора. Мир чудес»

      литературное ревю

      Аласдер Грей «1982, Жанин»

      литературное ревю

      Пол Хайм «Герника»

      литературное ревю

      Александр Терехов «Немцы»