Робертсон Дэвис
«Дептфордская трилогия: Пятый персонаж. Мантикора. Мир чудес»
Азбука-классика, 2003–2004
Ирина Чумерина
Канадскую литературу в России знают мало. И хотя Робертсон Дэвис (1915–1995) получил мировую известность еще в 70-е годы прошлого столетия, для нас появление «Дептфордской трилогии» стало событием.
Действие трех романов происходит в период от начала ХХ века до конца 60-х годов. Пересказать фабулу легко, но передать атмосферу тайны невозможно. Сюжетные ходы непредсказуемы. Каждая часть трилогии — история жизни одного из героев. И всякое событие в настоящем имеет причинную связь с прошлым.
«Пятый персонаж» — это мемуары, в которых главный герой Данстан Рамзи пытается доказать коллеге, что он не «типичный старый учитель, уползающий на пенсию, — слезы умиления в глазах и капля на кончике носа», а талантливый и известный писатель. Он был добросовестным преподавателем, но никогда не обольщался этим. Порой он эпатирует своим цинизмом: «Мальчик — это мужчина в миниатюре; он может блистать замечательными добродетелями, проявлять черты, кажущиеся очаровательными из-за их детскости, оставаясь в то же время интриганом, эгоистом, предателем, иудой, мошенником и негодяем — одним словом, мужчиной».
Сочетание размеренного повествования и крутых поворотов сюжета делают «Пятый персонаж» одной «из тех редчайших», по мнению Фаулза, «книг, которой бы не повредило, будь она подлиннее».
Вторая часть «Дептфордской трилогии», «Мантикора», получила высшую литературную награду Канады — Премию генерал-губернатора.
Главный герой Дэвид Эдуард Стонтон приехал в Швейцарию, чтобы с помощью известного психоаналитика разобраться в самом себе, вылечиться от алкоголизма и разгадать тайну гибели своего отца. В беседах с психоаналитиком он с ужасом узнает о своих комплексах и фобиях. Сказочного зверя Мантикору Стонтон увидел во сне и с помощью доктора расшифровал этот символ: «Поскольку она — животное, то, думаю, символизирует сравнительно низменную часть моего «я». Но раз тело львиное, то, верно, все же, не самую низменную. И лицо человеческое — мое лицо, значит речь не о стопроцентно животном начале. Хотя, должен признать, выражение лица было свирепым…». Книгу можно рассматривать как руководство по психоанализу — столь последовательно Дэвис изложил в ней постулаты Юнга. Однако кто убил отца главного героя, так и останется загадкой.
Все разоблачения и объяснения содержатся в романе «Мир Чудес». Здесь Дэвис использует весь арсенал развлекательной литературы: закулисная жизнь бродячего цирка, побег сына пастора с фокусником-извращенцем, любовная связь с уродливой дочерью швейцарского магната, съемки фильма о знаменитом иллюзионисте XIX века… Прихотливые зигзаги сюжета держат читателя в постоянном напряжении. Но сюжет здесь — лишь повод поразить парадоксальными заявлениями и глубиной. Это не роман, а паззл, в котором все ассоциации, аллюзии и реминисценции однажды складываются в цельную картину.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания