Electronic fashion инновации радикальные решения симпатии тенденции
Дорога в четвертое измерение
Ольга Скоркина
Только мир начал свыкаться с мыслью о повсеместном использовании технологии трехмерного изображения (3D-мультфильмы, компьютерные игры, спецэффекты в кино), а мультимедийные гении уже предлагают потребителям испытать куда более реалистичные ощущения в «четвертом измерении» виртуальной реальности. В Голливуде — Мекке кинематографической моды — еще совсем недавно на пике популярности были стереофильмы, однако теперь трехмерное кино усовершенствовано кардинально новыми симуляционными спецэффектами, встроенными в зрительские кресла и стены зала. Добавив специальную подвижную платформу и полукруглый экран, голливудские «чародеи» получили новый тип кинотеатра — четырехмерный.
4D-кинозал базируется на многофункциональной подвижной платформе, погружающей зрителей в мир новых впечатлений. Она, по сути, является полом кинозала, на ней установлены специальные «четырехмерные» кресла. Платформа обладает тремя степенями свободы: горизонтальное вращение на 45° вправо и влево (со скоростью поворота до 15° в секунду), раскачивание в разные стороны и опрокидывание вперед и назад, что создает вполне реалистичное ощущение падения. В корпусе модифицированного кресла установлены дополнительные акустические системы с объемным звуком, насосы для разбрызгивания капель воды и вентилирующие трубки для создания потоков ветра. В нижней части кресла, у ног зрителя, расположены специальные «щекочущие» устройства для имитации эффекта «бегающих мышей» или «ползающих насекомых» — потрясающе реалистичное ощущение! Четырехмерное кресло управляется компьютерной системой синхронизации, адаптирующей события на экране к соответствующим функциям кресла. Компьютер также активирует специальные установки для создания спецэффектов, расположенные в стенах и потолке кинозала. Они создают самые настоящие дождь, ветер, туман, дым, грозу, вспышки света и даже запахи (о применении запахов в киноиндустрии мы писали в прошлом номере журнала). Поэтому зритель в таком кинотеатре не только видит и слышит происходящее на экране, но в буквальном смысле чувствует — обоняет и осязает — ход событий.
Другая особенность четырехмерного кинозала — обычные плоские двумерные экраны сменились цилиндрическими, придающими еще большую реалистичность происходящему на их поверхности действию. От плоского цилиндрический экран (в действительности напоминающий рассеченный на две неравные доли цилиндр) отличается тем, что его поверхность, составленная из нескольких экранных секций, значительно искривлена и «окружает» зрителя на 240°, позволяя постоянно находиться в центре событий, наблюдать за ними даже периферическим зрением и не отвлекаться на посторонние предметы.
Изображение на цилиндрическом экране не находится постоянно в одной точке плоскости, а рассредоточено по центрам отдельных цилиндрических секций, составляющих эту конструкцию, и варьируется от 0° до 360° в пространственном измерении. Количество секций зависит от размера экранного поля (который иногда превосходит 25 метров!), однако в стандартном случае разделено на три части по 60° каждая. Благодаря этому качеству экрана изображение в фильме больше не имеет пространственных ограничений на плоскости и способно двигаться в любых направлениях относительно зрителя, создавая незабываемые эффекты!
От стандартной кинопленки в качестве носителя разработчикам 4D-технологий пришлось отказаться в пользу цифровой видеопроекции, использующей обработанную на компьютере картинку. Для получения высококачественного трехмерного изображения, технология восприятия которого основана на эффекте поляризации, разработаны специальные поляризующие очки. Однако с применением на практике цилиндрического экрана необходимость в таких очках, имитирующих виртуальную реальность, отпала сама собой. Прочие интерактивные устройства для взаимодействия с виртуальным миром, такие как сенсорные перчатки, кубические мыши, специальные джойстики, которые сейчас используются на симуляционных тренажерах для обучения пилотов, а также в усложненных компьютерных играх, со временем исчезнут за ненадобностью. Модуляторы трехмерных образов будут вживляться прямо в мозг человека или записываться на сетчатку глаза, что, конечно, значительно упростит контакт с виртуальной реальностью.
Стандартный зал 4D-кинотеатра рассчитан на 50–500 человек, как и обычный кинозал. Однако в последнее время начали появляться и домашние четырехмерные кинотеатры (например, от фирмы Sony), хотя их рентабельность пока не соответствует затратам на разработку и усовершенствование. В мире существует лишь около десятка крупных компаний-производителей 4D-технологий для кинотеатров, большая их часть — американские фирмы. К тому же, единый формат для демонстрации 4D-фильмов пока тоже не разработан. Каждая компания создает собственные анимационные ролики длинной 15–20 минут для проката в четырехмерном кинозале собственного производства. Таких фильмов насчитывается порядка трех десятков. Например: «Deepsea Adventure» («Приключения на морском дне»), «UFO: Space Fight» («НЛО — космический бой»), «An Ode To Life» («Ода жизни»), «Strategic Command» («Боевая операция»), «Escape From Bane Manor» («Побег из проклятого поместья»), «DINO-Rampage» («Гнев динозавров»), «Legacy Of The Pharaons» («Наследие фараонов») и др.
На данный момент стоимость готового 4D-кинотеатра составляет не менее 500 тысяч долларов, поэтому сеансы в таких залах окупаются довольно долго, а цена билета порой достигает заоблачных высот. Но в связи с растущим интересом зрителей к «осязаемому» кинематографу в недалеком будущем нас ожидает бум 4D-технологий, причем не только в сфере развлечений.
Компьютерные программы для трехмерного проектирования растут, как грибы после дождя: Softimage XSI, Alias Maya, Discreet 3dsmax, Maxon Cinema 4D, NewTek LightWave… Однако недавно появился новый игрок — голландская компания CEA Technology с программой PLANT 4D, предназначенной для сугубо практических целей — компьютерного проектирования промышленных и инженерных объектов. Правда, назвать программы нового поколения компьютерными в привычном смысле слова невозможно, потому что обычный монитор для их применения не нужен. Сегодня уже известно об использовании на практике объемных голографических изображений, которые проецируются в определенную точку пространства: они не отличимы от настоящих. Сейчас идет работа над созданием подобного рода географических карт или, к примеру, выставочных стендов, на которых экспонируется элитная и уникальная продукция.
Другая область применения 3D и 4D — медицина. Специальные программы, созданные немецкими компаниями Siemens Medical Solutions и TomTec Imaging Systems, сочетают высококачественные ультразвуковые платформы с моделированием объемных изображений. Это делает значительно более совершенными методы диагностики.
В свою очередь, индустрия компьютерных аксессуаров уже сегодня предлагает покупателям новые вспомогательные устройства для использования в приложениях, поддерживающих 4D-технологию. Так, беспроводная мышь Intuos2 позволяет осуществлять трехмерное вращение объектов в большинстве ранее упомянутых программ.
Итак, шаг в четвертое измерение человечество совершило стремительно и успешно. И становится очевидным, что никаких неожиданностей новая реальность нам не готовит. За исключением одной: что же все-таки скрывается в ее глубинах? Следующее измерение? Или все круги виртуальной реальности уже пройдены?…
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания