Science Art на выставке в Москве. Искусственные облака, лабиринты из битов, биоморфный мусор
18 июля в Центре дизайна ARTPLAY открылся Lexus Hybrid Art’2012: выставка гибридного искусства со всего мира. В этом году на трех тысячах метрах официальной площадки проекта — Центра дизайна ARTPLAY — будут показаны работы художников, определяющих тенденции развития science art — искусства будущего. Выставка открывается под эгидой бренда Lexus, ведь он первым использовал новейшую технологию гибридного привода в создании автомобилей премиум-класса. Lexus видит будущее за гибридностью — причем, будущее не только автомобильное. Поэтому основу концепции Lexus Hybrid Art’2012 составляет явление синергии, краткая формула которой гласит: целое превосходит сумму своих частей. Синергия в искусстве все чаще образуется при столкновении художественного дискурса с инструментарием новейших технологий, позволяющим выстраивать комбинации из точных наук и различных видов искусства. Результатом подобных слияний являются произведения science art, или гибридного искусства, лучшие образцы которого Lexus представляет уже третий год подряд. Художники science art «опредмечивают» невидимые основания цивилизации и обнажают синергетические процессы, которые можно назвать характеристикой сверхсовременных состояний — от научных междисциплинарных исследований до их практических достижений. Наиболее выдающиеся произведения science art последних лет показывают как работает синергетический метод. Каждая работа передает концентрированный код опыта, и все они доказывают, что в умелых руках сумма не равна слагаемым.
Art Electronics публикует превью лучших работ выставки. Часть художников выставки Lexus Hybrid Art’2012 обращается к теме оснований жизни и эволюции, одновременно изучая внутренние законы технологического прогресса. В инсталляции «Эдем» австралийский художник Джон Маккормак (John McCormack) выращивает цивилизацию виртуальных существ, выживание которых зависит от благосклонности зрителя к их музыкальным талантам.
Джон МакКормак. Эволюционирующая Звуковая Экосистема. 2000-2010
«Эдем» — яркий пример саморазвивающейся интерактивной системы, вызвавшей интерес современных исследователей искусственной жизни и разума.
Джон МакКормак. Эволюционирующая Звуковая Экосистема, 2000-2010
Американский художник Райан Вулф (Ryan Wolfe) вживляет внутрь растений искусственные источники света — светодиоды, которые в течение дня меняют яркость, имитируя суточное прохождение солнца. Идея работы заключается в том, что технология сможет не только защитить жизнь, но и стать ее врожденным элементом, породив новую форму существования. (Об использовании генной инженерии и биохимии в искусстве читайте в статье «Химеры искусства»).
Райан Вулф. Lit From Within, 2010
Инсталляция «Hydrogeny» российско-белорусского дуэта Эвелины Домнич и Дмитрия Гельфанда проявляет скрытую сущность водорода, атомы которого составляют первооснову космической и биологической материи. Электрическое расщепление воды производит облака водородных пузырьков, которые, при подсвечивании их лазером, порождают водовороты миниатюрных галактик.
Эвелина Домнич и Дмитрий Гельфанд. Hydrogeny, 2010
Агнес Майер-Брандис (Agnes Meyer-Brandis) творит в сотрудничестве с учеными. Для инсталляции «Лаборатория тропосферы» художница собирает машину по производству облаков, которые возникают в шарообразном стекле в результате работы лазерного принтера. Она научилась этому на борту самолета Немецкого аэрокосмического центра, и теперь то, что ранее было доступно только поэтам, материализующим в тексте возвышенные метафоры, стало возможным даже для тех, кто еще не стал завсегдатаем реактивных аэрокосмических лабораторий.
Агнес Майер-Брандис. Машина, производящая облака, проект «Inside The Tropospheric Laboratory», 2010
Другая половина участников выставки Lexus Hybrid Art ‘2012 совершает головокружительное выворачивание внешних и внутренних свойств современных вещей и вскрывает содержимое «черного ящика» технологий, о наличии которого обычно не подозревают.
Ральф Беккер. Irrational Computing, 2011
Ральф Беккер (Ralf Baecker) выстраивает ансамбли из кристаллических камней, в миллионы раз увеличивая невидимое содержимое микропроцессоров. Кристаллические и минеральные материалы интегральных схем, которые были подчинены исключительно человеческим потребностям в развлечениях и работе, неожиданно начинают вести собственную творческую жизнь, издавая разнообразные звуки и световые сигналы.
Юлиус Попп. Bit. Flow
Немецкий художник Юлиус Попп (Julius Popp) в работе Bit. Flow предлагает собственный способ навигации в информационном пространстве, которое напоминает лабиринт Минотавра. По запутанной системе трубок стремительно и беспорядочно перемещаются небольшие красные объекты, изображающие мельчайшие биты информации. В отдельных местах инсталляции они внезапно синхронизируются, складываясь в символы и буквы. Чтобы ориентироваться в современном мире, нужно научиться различать порядок в хаосе, а путеводная нить Ариадны теперь собирается из сотен раздробленных элементов.
Жильвинас Кемпинас. Double O, 2009
Жильвинас Кемпинас (Zilvinas Kempinas) демонстрирует визуальную головоломку, составленную из двух вентиляторов и непрерывно кружащейся между ними в воздухе ленты из старой видеокассеты. Машинерия расшифровки аудио- и видео-образов, запрятанная под корпусом проигрывателя, оказалась вынесена наружу, в то время как изображение и звук, закодированные на пленке, теперь отданы самим себе и воображению зрителя.
В этом году участниками выставки Lexus Hybrid Art станут российские художники — победители конкурса проектов на стыке искусства, науки и технологий. Голосами международного экспертного совета из тринадцати финалистов конкурсной программы были выбраны работы творческого объединения «Куда бегут собаки», Дмитрия Морозова и Дмитрия Каварги.
Дмитрий Каварга. Из проекта «Неопознанные оживающие объекты»
Специалист по биоморфным устройствам, художник Дмитрий Каварга создает объекты-роботы, напоминающие фрагменты природного мусора, которые уползают от человека при его приближении. В сознании возникает конфликт — робот совершает нелогичные, но вместе с тем интерактивные движения, а желание тактильного контакта сопровождается замешательством. Так непривычные схемы интерпретаций призваны обогатить и обновить механизм человеческого восприятия.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания
То, что особенность нашего времени - синтез - без всякого сомнения.
Насколько это жизнеспособно - покажет время. Мне кажется, все это сродни футуризму, который теперь - история и не более того. Возможно, сейчас настал момент для глобального синтеза всего и вся. Поживем - увидим. Мне многое непонятно, но интересно))
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания