13 февраля 2004

Автор: Щедрина Наталия

Подводный мир

   Проект Herbarium был создан осенью 2000 года петербургскими художниками Андреем Алешиным и Александром Котломановым. Сюжеты их работ, сделанных в разной технике, определяет одна стихия — вода, в которой отражается и сливается реальное и сюрреальное.


    Алешин и Котломанов любят Обводный канал. Даже в грязном весеннем Петербурге трудно выбрать объект любви, который был бы гаже: пересекающий мрачную Лиговку Обводный наводнен мусором всех сортов, над ним дымят фабрики и едут грузовики. Во все времена года он источает зловоние — утопиться противно.
    Однако они любят Обводный, и именно с ним связали первую выставку проекта Herbarium.
   Их последняя выставка называется «Врата Атлантиды». «Миф Обводного канала» (выставлявшийся в музее Ахматовой) еще не очень пугал зрителя сюрреализмом, позволяя глазу отдохнуть на мирных желто-бурых лиговских акварелях. Иное дело «Врата», размещенные в галерее «Coffee-break» на канале Грибоедова. Здесь гнездятся серафимы, беседуют друг с другом жабы в цилиндрах, и стволы деревьев плавно переходят в ленту Мебиуса.А. АЛЁШИН. ИСПОВЕДЬ МАСКИ.
    Теперь Алешин, сидя напротив меня в кондитерской, и, прихлебывая чай, обещает, что следующая выставка покажет, что творится еще дальше в Атлантиде, а не у самых врат. Котломанов, по обыкновению, молчит. Голос их проекта — это всегда Алешин.
    — Гербарий, — говорит он, и кольцо в виде змеи поблескивает у него на пальце, — это попытка запечатлеть то, что ушло. Ты засушила бабочку — и она, или ее подобие, сохранится. А искусство — надежный материал для консервирования моментов времени, картина или стихотворение более долговечны, чем человек.
    Проект, собственно, с гербария и начался. В «Мифе Обводного» помимо картин были представлены образцы всего, что Андрей и Саша обнаружили по его берегам, в том числе множество засушенных веточек и листьев, а также куски металлической трубы, извлеченные со дна.
    — Мы сами были, как ходячий перформанс, — вспоминает Алешин. — Там же много всяких веток, палок валяется по берегам. Вот мы с их помощью и вылавливали экспонаты.А. КОТЛОМАНОВ. МЕЧ.
    Их знакомство произошло в Эрмитаже, когда им было примерно по пять лет. Родители приводили их заниматься в кружках. Потом они не видели друг друга лет десять, и вновь встретились уже в Академии художеств.
    Первая выставка была подготовлена быстро. Живопись и графика для «Мифа Обводного» были тщательно отобраны, растения засушены. Грязная и дикая улица Розенштейна была изображена на одноименной картине как фантастический пейзаж с элементами киберпанка.
    — Мы провели селекцию, выделили то, что хотели выделить. Тема канала неисчерпаема, как вода, которая в нем.
   Странно, участники Herbarium получили классическое художественное образование, но не брезгуют смешивать свой профессионализм с элементами перформанса, присущими скорее персонажам с Пушкинской, 10 (вроде ловли кирпичей в Обводном).А. АЛЁШИН. РЫБНЫЙ ДЕНЬ.
    — Академическая школа определяет рамки, каноны, которые я, безусловно, уважаю, но в творчестве каждый сам себе Бог, и только я решаю, какие из этих канонов для себя оставить. Одним из замыслов Herbarium было стирание границ в искусстве. Я вообще иногда говорю, что мы пишем стихи, только мы пишем их красками.
    Или определенная живопись ассоциируется с определенной музыкой. Наши картины, я думаю, звучат как Тори Амос.
    Нам приносят еще один чайник с кислым красным чаем, и Алешин, бормоча: «Вот и супруга у меня тоже до всяких чаев охотница» — начинает разливать его по чашкам.
    — А что вы думаете о влиянии технологий на искусство?
   — Ну, технология на искусство всегда влияла… — (Котломанов тем временем начинает поедать пирожное). — Это видно из истории живописи. И компьютер можно использовать максимально (хотя бы из соображений экономии бумаги и времени), но только не путать то, что сделала машина, с живой идеей.
 А. КОТЛОМАНОВ.   В проекте «Врата Атлантиды» художники используют больше различных техник, хотя концепция их проекта, намеченная в «Мифе Обводного», остается прежней. Мир — жизнь в толще воды, где люди — обитатели подводного царства. Подводная Одиссея по рекам и каналам. Однако «Врата» делались гораздо дольше — около двух лет, и по объему выставка превосходит первую.
    — Мы не старались ложиться под публику, и ни одно из пожеланий зрителя без нашего собственного желания так и не было исполнено. Это было бы неэтично.
    В своих произведениях Herbarium, как символисты, показывают параллельный мир, отражения, маски. Реальность, очертания которой дрожат на воде.
   — Отражение розового куста в три раза больше его самого, и неизвестно, какой из них реальней.
 

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Александр Котломанов | Андрей Алешин | Живопись | Искусство | Перформанс | Herbarium

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

вечерний посетитель

Ив Омер, человек с «Калипсо»

вечерний посетитель

Хочется испытывать это снова и снова. Гляциолог Оксана Степанова о жизни и работе в Антарктиде

вечерний посетитель

Интервью с футурологом Autodesk Джорданом Брандтом

вечерний посетитель

Дарья Пархоменко: Science art формируется здесь и сейчас

вечерний посетитель

Куда бегут собаки?

вечерний посетитель

Дмитрий Пиликин: где иное искусство?

вечерний посетитель

Парижский фотограф

вечерний посетитель

Кухня Джона Медески

вечерний посетитель

Кинонастроение Йоханны Биллинг

вечерний посетитель

Человек-сэмплер

вечерний посетитель

Жизнь как искусство

вечерний посетитель

История маленькой девочки в видео и фотографиях

вечерний посетитель

Норман Спинрад: «Людям нужны сюжеты, а не нравоучения»

вечерний посетитель

Прямая коммуникация Гвидо ван дер Верве

вечерний посетитель

Марсель Райх-Раницки: «Литература должна доставлять удовольствие»

вечерний посетитель

Асмус Титченс: Абсолютная Музыка

вечерний посетитель

Страшно.ru

вечерний посетитель

Волшебный обман Петера Богерса

вечерний посетитель

Они воскресили Лорку: Фернандо Мариас и Мигель Эрмосо

вечерний посетитель

Genesis P-Orridge третья версия