22 октября 2014

Автор: Атаева Дженнет

Дарья Пархоменко: Science art формируется здесь и сейчас

Дарья Пархоменко, основатель Laboratoria Art&Science   Эта хрупкая длинноволосая девушка основала единственную в России лабораторию по синтезу искусства и науки — «LABORATORIA Art&Science Space». Поддержка и развитие science-art (сайенс-арт), привычные на Западе, в нашей стране существуют лишь благодаря усилиям и энтузиазму Дарьи Пархоменко и ее коллег. За недавние проекты Laboratoria Дарья была удостоена общественной награды «Кариатида», адресованной женщинам-организаторам в области современного искусства. Она приехала в Петербург прочитать лекцию «От Сайенс-арта к Нейроарту: новые стратегии сопряжения искусства и науки» на Новой сцене Александринского театра и любезно согласилась дать интервью Арт Электроникс.

   Арт Электроникс: Мне кажется, у каждого куратора или критика, который занимается science-art, есть своё определение этого вида искусства.

   Дарья Пархоменко: Совершенно верно. Кто-то скажет, что это «научное искусство», а кто-то - «гибридное», кто-то назовет искусством исследования. Но смысл не в термине...

   АЭ: А что думаете вы?

   ДП: Science-art формируется здесь и сейчас, поэтому устоявшихся определений и терминов еще нет. Для меня важен момент сотрудничества художника и учёного. Важно, чтобы художник не только использовал новые технологии, но и был готов к сотрудничеству — к тому, чтобы в его деятельность вторгся другой человек из иной профессиональной области. Чтобы получился синтез.

   Я выделяю три признака science-art. Первый: прежде всего, художника интересует поле научных проблем и исследований, которые он готов интерпретировать. Второй: не только тема, но и средства, которыми художник создает свои произведения, тяготеют к научным, а значит, язык его трансформируется, включает новые технологические средства. Едва ли сайенс-артом можно назвать холст, написанный художником на тему космоса.

   Третий признак, который важен для меня, но не для всех кураторов, — это работа в сотрудничестве с исследователями и учеными, где их роль может варьироваться от консультанта до соавтора произведения. Потенциал развития проекта намного больше, когда он создаётся в коллективе.

   Сергей Шутов. Министерство правды голубя мира. 2011–2013 (консультации нейробиолога Константина Анохина)

Сергей Шутов, научный консультант Константин Анохин, нейробиолог. Министерство правды голубя мира, 2011, голубятня, видеоинсталляция, графика. Создано для выставки «Внедрение», Laboratoria Art & Science Space. Фото: Laboratoria Art & Science Space.

   АЭ: Учёным так же интересно знакомиться с художниками?

   ДП: Да. И учёных, и художников слишком сковывают рамки их специальности. Это болезнь нашего времени. Мы так далеки от Леонардо да Винчи, от эпохи Ренессанса, когда человеческие знания были универсальны и люди могли творить в любой сфере. Сейчас математик, физик, экономист, юрист — все находятся будто в разных мирах, говорят на узкоспециализированных профессиональных языках. Включая, как ни странно, философов и историков. В этом и есть пафос сайенс-арта — он создает универсальный язык - метаязык, позволяющий людям разных профессий плодотворно взаимодействовать и понимать друг друга.

   Здесь важен не только продукт — произведение искусства. Меня часто спрашивают: «Вот вы все общаетесь — художники, астрономы, химики, музыканты. И что это даёт?». Это даёт расширение возможностей, возникают неожиданные идеи. Мы часто замкнуты в своей скорлупе. И когда приходим в лабораторию к учёному, тот видит, что к нему пришли увлечённые люди с горящими глазами. Не чиновники из министерства. В общении с ними учёные могут иначе увидеть смысл собственной работы, запускается механизм самонаблюдения.

Встреча художников и учёных в лабораториях нейронаук Курчатовского института, 2011

Встреча художников и учёных в лабораториях нейронаук Курчатовского института, 2011. Фото: Laboratoria Art & Science Space.

   Например, полгода мы с художниками посещали отдел нейронаук Курчатовского института. Каждая лаборатория занимается специализированными исследованиями, и только руководитель отдела имеет общую картину и понимает, для чего все эти лаборатории существуют вместе. Проект назывался «Внедрение», 2011 год. Суровейший проект. Сейчас я удивляюсь сама себе: два-три года назад я делала сложнейший проект, а сегодня я бы десять раз подумала, прежде чем за него взяться.

   АЭ: В чём его смелость?

 ДП: Это было самое настоящее включение, внедрение художников в научные лаборатории и обратно. Проект был симметричный. В этом как раз сложность и смелость: «внедриться» в мозг учёных, постараться максимально включить художников в научную среду, причём так, чтобы учёным тоже было интересно. Пока мы не завоюем доверие учёных, они не раскроются, не будут рассказывать самое интересное. Поэтому и их нужно было внедрить в нашу художественную среду, то есть привести их в мастерские художников, на их выставки, познакомить с контекстом современного искусства. Условием участия в выставке «Внедрение» было то, что каждый из них должен был выбрать себе научного партнёра для реализации совместного проекта. Мы вместе с нашими учёными писали тексты, встречались в кафе, говорили...

Дмитрий Каварга. Объект-антиобъект. Суперпозиция, 2014, роботизированные объекты.

Дмитрий Каварга. Объект-антиобъект. Суперпозиция, 2014, роботизированные объекты. Создано для выставки «Квантовая запутанность», Laboratoria Art & Science Space. Фото: Юрий Пальмин.

   АЭ: До начала «внедрения» у художников уже были идеи или замыслы их проектов? Они уже знали, зачем идут в Курчатовский институт?

   ДП: Нет, идеи возникали во время работы. Важно было дать художникам представление о том, что современная наука знает о мозге. В институте разными аспектами темы занимались разные лаборатории. В первой изучали память, во второй нейроинтерфейсы, в третьей - рост культуры нейронов, в четвёртой исследовали мозг улиток и крыс, в пятой математики и программисты изучали алгоритмы работы мозга. Вообще, все, что связано с мозгом, очень близко художнику - что бы он ни делал, ему интересна прежде всего человеческая природа. (Согласитесь, что, к примеру, состав изотопов в ледниках для художника априори менее увлекателен, чем процессы, происходящие в памяти человека: воспоминания, забывание). Проблема в России в том, что художников, которые целенаправленно занимаются технологическим / научным искусством, как бы мы его ни назвали, очень мало. Их можно по пальцам одной руки пересчитать.

   АЭ: Но, наверно, тем, кто этим занялся, уже не остановиться. Не сядешь же снова за мольберт…

   ДП: Не обязательно. Например, Ира Корина — известная московская художница, создает скульптурные объекты, работает в разных техниках. Хотя обычно она не работает с технологиями, участвовать во «Внедрении» с радостью согласилась. Ира сделала комплексную инсталляцию «Нейрон рисует нейрон» совместно с нейрофизиологом Александром Капланом. Теперь она всегда говорит, что, если будет случай, готова принимать участие в таких опытах снова и снова. Таких художников я называю «гости» - они увлекаются научной темой, открыты для сотрудничества, но не работают постоянно в этом поле. Я счастлива, что такие есть. Это вносит новые смыслы в нашу деятельность.

Ира Корина, научный консультант Александр Каплан, психофизиолог. Нейрон рисует нейрон, 2011

Ира Корина, научный консультант Александр Каплан, психофизиолог. Нейрон рисует нейрон, 2011, видео, цвет; 9:02 мин. Создано для выставки «Внедрение», Laboratoria Art & Science Space. Фото: Алан Воуба.

   АЭ: А есть «чистые» сайенс-художники?

   ДП: Их очень мало (в России есть, наверное, всего 5% художников, которые могли бы хоть как-то действовать в поле science-art; за рубежом их больше). «Постоянных» в России всего пять-шесть человек. Но сейчас всё выше интерес к таким проектам со стороны студентов школы Media Art Lab и школы Родченко. Мне кажется, над искусством у нас все еще довлеет сильная московская концептуальная традиция. И многие боятся технологий, считая, что с ними они переходят в сферу дизайна. Художники боятся потеряться, почему-то не все чувствуют этот новый язык. Но если сейчас они не станут использовать технологии как язык, не станут осмысливать их, то рискуют, в каком-то смысле, остаться в каменном веке.

   АЭ: Вы считаете, что science-art — это самое актуальное искусство на данный момент?

   ДП: Конечно я, как человек, который этим живёт, скажу «да». Это одно из самых важных и актуальных направлений в искусстве. Но и другие практики всегда будут существовать. Традиционное искусство никогда не умрет. Концептуализм никогда не утратит своей значимости.

   И здесь встает вопрос, стоит ли очерчивать отдельную нишу для сайенс-художников. В США, Западной Европе и Канаде не выделяют science-art, а называют его «искусством, которое использует новые технологии». Художникам не всегда нравится, когда на них ставят клеймо. Подобные клише уводят эту практику в маргинальную область, с чем мы боремся.

   АЭ: А какие реакции у российской публики? Приходится что-то объяснять?

   ДП: У нашей Laboratoria - удивительная аудитория. Вы бы видели нашу гостевую книгу! Люди пишут об уникальности нашего места, что такие выставки, как у нас, редкость, что мы расширяем для них картину мира. Наши посетители - не только любители современного искусства, но и те, кто интересуется естественными науками и технологиями. Произведения на наших выставках - это отчасти ещё и научные экспонаты.

::vtol:: Криофон, 2014, интерактивная звуковая инсталляция для проекта "Лаборатория льда"

::vtol::, Криофон, интерактивная звуковая инсталляция, 2014. Создана для выставки «Лаборатория льда». Фото: Юрий Пальмин.

   АЭ: Они несут и образовательную функцию?

   ДП: Да, конечно. Например, делая выставку, посвященную Арктике и льду, - многослойной материи, которая хранит в себе планетарную память, - мы популяризируем гляциологию, географию, картографию ледников.

   Во время научно-художественных дискуссий проекта «Внедрение» сотрудники отдела нейронаук Курчатовского института смогли узнать об исследованиях друг друга в неформальной обстановке, что раньше по какой-то причине не происходило. Это важный эффект тим-билдинга для наших научных партнеров.

   Однако я по-прежнему ощущаю себя одиноким воином. Есть Дима Булатов, он создаёт монументальные теоретические труды, чего стоит его последнее издание «Эволюция От Кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии». Дима создаёт массивную образовательную платформу, но нужны центры, которые бы постоянно работали с художниками, внедряли бы их в научные лаборатории.

   АЭ: Ваша Лаборатория — единственная в своем роде?

   ДП: Получается, что в России единственная. Хотя о science-art сейчас стали много говорить, даже какие-то фестивали стали так называться. Возникает мода, но для того, чтобы количество перешло в качество, необходимы профессионалы...

   АЭ: И поддержка государства?

   ДП: Да, страны, в которых science-art развивается, государство уделяет ему внимание и считает инновацией: Австралия, Канада, а также Ирландия и Великобритания, Германия.

Художница Марион Лаваль-Жанте из дуэта "Art Oriente Objet"

Художница Марион Лаваль-Жанте из дуэта Art Orienté Objet

   АЭ: А встречается ли совпадение сюжетов у разных художников, как это бывает с научными открытиями, - например, когда одновременно Попов и Маркони изобрели радио?

   ДП: Меня поразила молодая художница из Петрозаводска Наташа Егорова. Она изучает голосовой аппарат птиц: вместе с орнитологом препарирует их, чтобы изучить голосовые связки и создать инструмент, который бы звучал невероятным образом. Ей нужно помочь найти смелого учёного, который бы делал опыты вместе с ней. А в Париже есть группа Art Orienté оbjet, всемирно известные фрики, которые проводят эксперименты с животными. Они уже делали музыкальные инструменты из животных. Поиски Наташи и французской группы идут в одном направлении.

   Вообще, включение российских художников в международный контекст - одна из моих задач. Ситуация с Наташей «идеальна», художник в принципе был вне контекста современного искусства.

   АЭ: А коллекционеры science-art уже есть?

   ДП: Я таких пока не знаю. Технологические произведения искусства требуют особого режима поддержания как во время работы, так и во время хранения, поэтому и музеи часто с осторожностью относятся к приобретению таких работ для своих фондов.

«DNASA», 2012 - Интерактивная многоканальная звуковая инсталляция Дмитрий Морозов aka ::vtol::

::vtol::, DNA_SA, 2012, интерактивная многоканальная звуковая инсталляция. Выставка «Синергия» Lexus Hybrid Art 2012, кураторами которой были Дарья Пархоменко и Катя Бочвар.

   АЭ: Они остаются в мастерской художника?

   ДП: Это в лучшем случае, - если художнику есть, где хранить такие работы. Например, Дима Морозов ::VTOL:: – очень продуктивный художник, почти каждый день создаёт по новому произведению - звуковому объекту. Куда же их все девать? Несколько самых больших хранятся у нас в Laboratoria. У нас есть пространство в 300 квадратных метров — не такое уж маленькое, казалось бы, но оно совершенно не приспособлено для хранения, это выставочный и дискуссионный залы.

   Кроме того, работы, по сути, принадлежат художнику. Мы получаем грант, в котором обычно часть денег предназначена для создания или воссоздания произведения искусства. Соответственно, мы его создаём или воссоздаём. Как правило, мы полностью оплачиваем продакшн, но не покупаем работу.

   А музеи покупают технологическое искусство в самую последнюю очередь. Знаете, почему? Они не понимают, как с ним обращаться, как хранить. С картиной или даже с видео все ясно, но как хранить инсталляцию с железками, трубками, генераторами…

   Самое печальное, когда из-за отсутствия инфраструктуры хранения произведения уничтожаются после выставки. Я поняла, что мы должны пытаться продавать работы, может быть, с помощью аукциона. В начале 2014 года мы стали общаться с Sotheby’s, но грянул кризис с Крымом и стало ясно, что сейчас не время для новых рискованных вложений.

   АЭ: Но Sotheby’s же всё равно будет проводить свои аукционы!

   ДП: Да, но моя идея была в проведении отдельного аукциона технологического искусства, и для этого нам нужен профессиональный партнёр, такой как Sotheby’s, Christie’s или Dorotheum. Идея им очень понравилась, но тем временем курс евро устремился вверх, и решено было отложить аукцион до лучших времен.

Перформанс Марины Абрамович "Измеряя магию взгляда"

Разработка технического интерфейса для развития научно-художественной версии перформанса Марины Абрамович «В присутствии художника», Вотермил, 2012. Фото: Дарья Пархоменко.

   АЭ: Расскажите о вашем сотрудничестве с Мариной Абрамович. Она мировая знаменитость, тяжело было с ней работать?

   ДП: Наоборот, очень легко. Марина — уникальный человек, она… как с другой планеты. Несмотря на то, что она звезда, в общении и работе она очень дисциплинированный, добрый, открытый и внимательный человек. Когда она приезжала к нам на симпозиум «Brainstorms. Художник в контексте нейронаук», весь её день был расписан с раннего утра до позднего вечера. Я считаю себя трудоспособным человеком, но Марина меня просто поразила. С утра у неё было семь интервью, потом дискуссии, встречи, а вечером нейронаучный эксперимент.

   До симпозиума мы работали вместе над её перформансом «Измеряя магию взгляда», переводили на новый технологический уровень её перформанс «В присутствии художника». Она предложила учёным проверить гипотезу о синхронизации активности мозга участников, смотрящих друг другу в глаза. Меня удивило, насколько Марина — художник, который никогда в своей практике не обращался к науке, — была открыта к диалогу, схватывала всё на лету, общалась с учёными на равных.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Дарья Пархоменко | Дмитрий Булатов | Дмитрий Морозов aka ::vtol:: | Марина Абрамович | Дмитрий Каварга | Сайенс-арт | Искусство | Интервью | Перформанс | Laboratoria Art&Science Space

Комментариев: 2

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. userpic
    Жанна #
    Дарья, Вы-молодец! Особенно порадовала возможность использования SienceArt в образовательных целях, а огорчила суровая правда жизни - художники уничтожают свои работы, потому что негде хранить... У меня есть предложение - напишите мне. С уважением, Жанна.

    Ответить на этот комментарий

    1. userpic
      Павел Петров #
      Только сегодня, узнал о Вас и вашем проекте из лекции Т.В.Черниговской.Очень рад, что Вы есть.Я врач,но с детства ко всему в своей жизни отношусь как к искусству.Последнее время ,думал как оформить свой стиль,но к счастью Вы уже это сделали.Работаю с кристаллографическими изображениями крови и других биожидкостей,которые являясь живой структурой реагируют на всё.Это новая сверхчувствительная диагностика,которую я использую в практике.Буду рад,поделиться своими идеями и почерпнуть что-то для себя.

      Ответить на этот комментарий

      Написать новый комментарий

      Спaсибо!




      Больше текстов

      вечерний посетитель

      Ив Омер, человек с «Калипсо»

      вечерний посетитель

      Хочется испытывать это снова и снова. Гляциолог Оксана Степанова о жизни и работе в Антарктиде

      вечерний посетитель

      Интервью с футурологом Autodesk Джорданом Брандтом

      вечерний посетитель

      Куда бегут собаки?

      вечерний посетитель

      Дмитрий Пиликин: где иное искусство?

      вечерний посетитель

      Парижский фотограф

      вечерний посетитель

      Кухня Джона Медески

      вечерний посетитель

      Кинонастроение Йоханны Биллинг

      вечерний посетитель

      Человек-сэмплер

      вечерний посетитель

      Жизнь как искусство

      вечерний посетитель

      История маленькой девочки в видео и фотографиях

      вечерний посетитель

      Норман Спинрад: «Людям нужны сюжеты, а не нравоучения»

      вечерний посетитель

      Прямая коммуникация Гвидо ван дер Верве

      вечерний посетитель

      Марсель Райх-Раницки: «Литература должна доставлять удовольствие»

      вечерний посетитель

      Асмус Титченс: Абсолютная Музыка

      вечерний посетитель

      Страшно.ru

      вечерний посетитель

      Волшебный обман Петера Богерса

      вечерний посетитель

      Они воскресили Лорку: Фернандо Мариас и Мигель Эрмосо

      вечерний посетитель

      Genesis P-Orridge третья версия