16 июня 2013

Автор: Атаева Дженнет

Интервью с Абделатифом Кешишем о фильме «Синий – самый теплый цвет»

Абделатиф Кешиш   Фильм «Синий – самый теплый цвет» (La Vie d’Adèle) – обладатель Золотой пальмовой ветви 2013 года – рассказывает историю Адели - подростка, чья жизнь радикально меняется, когда она встречает Эмму, молодую женщину с синими волосами, которая открывает ей путь к страсти, женственности и взрослому миру. Адель растет, ищет себя, теряет, находит…


Почему Вы решили адаптировать графический роман Жюли Маро (Julie Maroh) «Le Bleu Est une Couleur Chaude» («Синий Ангел» в английском переводе) для Вашего пятого фильма?

Абделатиф Кешиш: Эта графическая новелла очень отдаленно напоминает фильм. К работе над лентой «Синий – самый теплый цвет» меня подтолкнуло совпадение: чтение графического романа ассоциативно связалось с идеей фильма, которую я вынашивал много лет. После «Увертки» («Games of Love and Chance», 2003) у меня появился набросок сценария о карьере французской учительницы. Мне была интересна героиня, увлеченная своей профессией, я хотел выразить ее энтузиазм. Частная жизнь этой учительницы (романы, потери, разрывы...) диссонирует ее работе, и она пытается противостоять этому. Я встречал много таких учителей (и мужчин, и женщин), пока снимал «Увертку». Я был тронут тем, как они следовали своему призванию. Они были истинными художниками, они испытывали глубокое влечение к чтению, живописи, сочинительству… Почти все имеют воспоминание о том, как вдохновенный учитель повел на какой-то фильм или посоветовал какую-то книгу, и, возможно, этим посеял в нас семена нашего собственного призвания... Однако до реализации этого сценария дело не дошло. И поэтому, когда мне в руки попал графический роман Жюли Маро – история абсолютной любви между двумя женщинами и вместе с тем, история молодой женщины, которая становится школьной учительницей, – я увидел, что эти две линии можно слить воедино.

Трейлер фильма "Синий - самый теплый цвет" ("Жизнь Адель") Абделатифа Кешиша (2013)

Призванию следуют обе героини Вашего фильма: рисует одна, преподает другая.

АК: Призвание благородно, оно отрицает тщеславие, поиск славы, признания. Героини фильма самоотверженны и не ищут славы. Я восхищаюсь учителями, для которых их ученики - основная забота и иточник радости.

Постер к фильму Абделлатифа Кешиша "Синий - самый теплый цвет" (2013)

Но в первую очередь Ваш фильм – история любви между двумя женщинами.

АК: Рассказ о любви двух женщин предполагал тончайшую работу с обеими актрисами. Эта тема меня глубоко волнует и становится все важнее в моей кинематографической карьере. Я задаюсь вопросом: что в сюжете графического романа было искрой? Большие иллюстрации с обнаженными телами? Возможно. В конце концов, мне самому неведомы мои сокровенные побуждения.


Как Вы выбрали своих актрис, Леа Сейду (Lea Seydoux) и Адель Экзаркопулос (Adele Exarchopoulos)?

АК: Сначала я выбрал Леа Сейду на роль Эммы. У нее та же красота, что и у ее героини, те же голос, интеллект и свобода. Однако решающим стало ее отношение к тому, что ее окружает: она широко открыта миру, по-настоящему социально активна. Это близко мне, и я хорошо понял, насколько это сильно в ней, когда провел в ее обществе год, отделявший нас от конца съемок.

Еще я подумал, что в Леа есть что-то, что можно определить как «совершенно арабское», вроде арабской души. Позже она рассказала мне, что у нее есть арабские сводные братья, о чем я не знал. Леа идет по жизни, полностью осознавая происходящее. Она принимает все превратности жизни. В какой-то степени ее мироощущение сродни номадизму, склонности к блужданию и меланхолии. Мы называем это «mektoub» (предначертание). В Леа это отчетливо чувствуется, это ее способ жить.

Леа Сейду и Адель Экзаркопулос в фильме Абделлатифа Кешиша "Синий - самый теплый цвет"

Леа Сейду и Адель Экзаркопулос в фильме Абделатифа Кешиша "Синий - самый теплый цвет"

А Адель Экзаркопулос?

АК: Мы устроили грандиозный кастинг, но я выбрал Адель с первого взгляда. Я увидел ее за ланчем в баре: она заказала лимонный пирог, и когда я увидел, как она ест, то подумал: «Это она!». Адель была буквально «вся погружена в свои чувства». Таким был ее рот, так она жевала… Ее рот очень важен для фильма – фактически, рты обеих актрис стали решающим фактором, и по очень человеческим причинам. Рот способен выразить и вызвать все разнообразие чувств и ощущений. Для меня это – начало всего…


Почему Вы решили заменить имя одной из героинь с Клементины на Адель?

АК: Клементина стала Аделью, потому что я хотел сохранить имя своей актрисы. Ее это не смутило. Я думаю даже, что это помогло ее слиянию с героиней и моему с нею. Кроме того, это и вопрос звучания: Адель, Эмма, Леа – это всё легкие, эфирные имена. Конечно, это субьективно... Однако слово «адель» по-арабски означает «правосудие», что мне тоже очень нравится.


Тема социальной справедливости присутствует во всех Ваших фильмах. Здесь Ваши героини принадлежат к двум различным классам...

АК: Да, в своих фильмах я обращаюсь к этому постоянно, вопрос социальных различий - моя навязчивая идея. Мне кажется, я держу руку на пульсе того мира, к которому принадлежу сам по своим ощущениям - рабочего класса. Это и мир Адель.

Эмма относится к элите – интеллектуальной, профессиональной. Каждая из моих героинь ограничена рамками своего социального класса. История их разрыва предопределена социальной пропастью между ними, но вовсе не их гомосексуальностью, которую мир вокруг них так или иначе терпел бы.

Кадр из фильма Абделлатифа Кешиша "Синий - самый теплый цвет" (2013)

Кадр из фильма Абделатифа Кешиша "Синий - самый теплый цвет" (2013)

Их гомосексуальность Вы словно не замечаете...

АК: У меня нет возражений против гомосексуализма. Я не пытался определить его, и во время работы над фильмом я ни разу не сказал себе: «Да, но это две женщины…» Я скорее чувствовал, что рассказываю историю пары. Я не видел причины, почему я должен говорить конкретно о гомосексуализме, чтобы снять эту романтическую историю как любую другую, со всей ее красотой (тем более что лучшее, что я могу сделать, если мне придется участвовать в беседе на эту тему – вообще не говорить).
 

Однако сам факт, что Вы, французский гражданин арабского происхождения, сняли такую историю, имеет мощный позитивный заряд.

АК: Когда съемки были закончены, я подумал: «Фильм пойдет на пользу тунисской молодежи». Революция не закончится до тех пор, пока не произойдет сексуальная революция в дополнение к социальной.


Сексуальные сцены очень значимы в фильме.

АК: Я старался показывать то, что нахожу прекрасным. Мы делали их как картины или скульптуры. Мы долго настраивали освещение, чтобы природная грация любящих тел естественным образом позаботилась обо всем остальном. Мы работали очень упорно. Долгие обсуждения нас ни к чему не приводили. Слова мало что значат, оставалось полагаться на интуицию.


Любовь сменяется романтическим одиночеством.

АК: Ощущение разрыва, пустоты, одиночество - никто не может объяснить вызываемую ими боль. Однако то, что должно быть завершено, завершается. Именно поэтому образ Адели является героическим. Она берет все это на себя и продолжает следовать своему предназначению.


Тема одиночества и страдания, порождающих мужество, тоже затронута Вами в фильме.

АК: Я восхищаюсь характером Адель: это свободная женщина, храбрая, преданная и сильная. Адель опустошена своим горем, но не позволяет себе проявить его. Она держится стойко, работает в школе. Меня волнуют подобные вещи. Сам я не настолько мужествен, но стараюсь вести себя так же. Я часто вижу эти качества в молодых женщинах – силу и самоотречение. Это напоминает мне «Жизнь Марианны» Мариво (Marivaux) - историю сироты, целеустремленной и полной мужества в испытаниях. Я не сравниваю себя с Мариво, но родство характера его героини с характером Адель для меня очевидно.


Ваш кинематографический стиль выдает стремление к естественности, отсутствию постановочной фактуры. Почему?

АК: Пусть в кино всегда есть вымысел – его все равно должно быть как можно меньше. Надо стараться подойти к интимной сути своего героя, избавиться от актерской игры, пусть и с осознанием того, что от нее невозможно избавиться полностью.


Это особенно явно в групповых сценах,  которые кажутся импровизированными. Так и есть?

АК: В сценарии эти эпизоды выписаны с особой точностью. Но я старался (может быть, не слишком успешно) уходить от заданного ритма. Я искал ритм во время съемок - на них я должен быть свободен от сценария. Я предпочитаю не увязать в написанном. Здесь границы исчезают, во время съемок сценарий словно дописывается. Я очень доволен групповыми сценами, они постоянно обновлялись, меняя реакции актеров друг на друга. Это развлекало меня.


Что дал Вам этот фильм?

АК: Уж точно не ответ на мои вопросы. Напротив, число вопросов увеличилось – как и сомнений по поводу женского начала, основы жизни, женской тайны. Но я чувствую, что, возможно, когда-нибудь найду ответы.


И поэтому фильм имеет подзаголовок «Главы 1 и 2»?

АК: Главы 1 и 2 – потому что я пока не знаю других глав. Я хотел бы, чтобы Адель рассказала мне, что будет дальше.


Адель – Ваш Антуан Дуанэль? (Герой Трюффо и его альтер-эго в нескольких фильмах. Его играет Жан-Пьер Лео).

АК: Да, Антуан Дуанэль. Признаться, это приходило мне на ум.

Источник: The Upcoming

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Абделатиф Кешиш | Адель Экзаркопулос | Леа Сейду | Женщина | Интервью | Кино | Премия | Режиссура | Фестиваль | Экранизация | Синий - самый теплый цвет

Комментариев: 4

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    надо будет глянуть, должен быть интересным

    Ответить на этот комментарий

    1. admin #
      Да, только пока на русском языке его нет, насколько я знаю. Даже трейлер еще не переведен.

      Ответить на этот комментарий

    2. admin #
      Интересное кино

      Ответить на этот комментарий

      1. admin #
        Хочу посмотреть этот фильм...

        Ответить на этот комментарий

        Написать новый комментарий

        Спaсибо!