id: 856
Химеры. Троцкий. Стамбул. Работы Вильяр-Рохаса на Стамбульской биенналеАдриан Вильяр-Рохас. Самая прекрасная из всех матерей, 2015 © Photopraline С 5 сентября до 10 ноября 2015 года в Стамбуле проходит четырнадцатая биеннале современного искусства под общим названием «Saltwater – A Theory of Thoughtforms» (Соленая вода. Теория мыслеформ). Куратор выставки – Каролин Христоф-Бакарджиев, известная по работе на dOCUMENTA 13 в Касселе, работала над созданием выставки в 36 различных местах Стамбула и окрестностей. Соленая вода – то, что окружает и разделяет Стамбул. Соленая вода течет между двумя континентами в сердце древнего города. Омывает его берега, влияет на климат, проникает в культуру. Носится в воздухе, путается в волосах. В концепции стамбульской биеннале соль связывается с жизнью и разрушением, с оздоровлением и разъеданием. Актуально, хотя и несколько наивно, звучит пример из текста Каролин: если мобильный телефон бросить в пресную воду, он, возможно, высохнет и будет работать дальше. Соленая вода погубит основной артефакт 21-го века навсегда. Адриан Вильяр-Рохас. Самая прекрасная из всех матерей, 2015 © Photopraline Замедление мысли, успокоение ритма жизни, медитативное состояние сознания – это то, к чему нас тоже подталкивает соленая вода, пишет Каролин Христоф-Бакарджиев. Ведь многие объекты биеннале так удалены друг от друга, что добираться до них приходится по воде. Всего полтора часа на пароме отделяют Стамбул от группы из девяти так называемых Принцевых островов, расположенных к югу от города в Мраморном море. Там, на последнем из них – острове Бююкада, куда ссылали неугодных потомков султанов, – возвышаются среди заросшего сада руины дома Троцкого, в котором он жил с 1929 по 1933 год. Если пробраться сквозь ветви и высокую траву по обвалившейся тропинке к берегу моря, перелезть через камни и ограждения, можно увидеть один из красивейших объектов Стамбульской биеннале 2015 – инсталляцию Адриана Вильяр-Рохаса «Самая прекрасная из всех матерей» (Adrián Villar-Rojas, The Most Beautiful of All Mothers). Адриан Вильяр-Рохас. Моя мертвая семья, 2009 Молодой скульптор Вильяр-Рохас стал известен благодаря своей работе «Моя мертвая семья», представлявшей огромного, словно бы выброшенного в глушь аргентинского леса синего кита с проросшими сквозь спину корнями деревьев и пнями. Химеры, конец света, странное взаимодействие животного и природного миров, натуральных и искусственных материалов – основные темы талантливого аргентинца, который представлял свою страну на Венецианской биеннале 2013 года. И вот он снова обращается к теме животных. Целый зверинец стоит в воде у берега острова Бююкада, напоминая средневековый бестиарий. Белые звери вздымаются из воды как цельнолитые пластиковые игрушки из детского зоопарка. Но они огромны. На спинах этих белоснежных глянцевых слонов, жирафов и лосей сереют страшные бесформенные нагромождения – странное сочетание холщевых мешков, рогов, веток, корзин с фруктами, птичьих перьев, каких-то ломаных досок. Неведомые формы напоминают туши мертвых животных. Адриан Вильяр-Рохас. Самая прекрасная из всех матерей, 2015 © Photopraline Лев, придавленный якорем и увенчанный арбузом. Бизон, заваленный кучей красно-коричневых веревок и тканей, которые, словно внутренности убитого животного, вываливаются в соленую воду. Слон с медным диском на голове, горилла со львом из камня, оседланные жирафы, пернатые лоси. Эти существа – гибриды новых и старых миров. Абсурд и контраст – вот два основных приема Вильяр-Рохаса. Белоснежные фигуры животных выполнены из стекловолокна, а остальные объекты – исключительно из природных материалов. Вильяр-Рохаса интересует тема органического и неорганического, которое в современном мире ежесекундно взаимодействует. Объекты Вильяр-Рохаса исполнены воспоминаний и реминисценций, но все же воспринимаются скорее футуристичными, нежели архаичными. Адриан Вильяр-Рохас. Самая прекрасная из всех матерей, 2015 © Photopraline Пластиковый блеск и грубая холстина, искусственные и природные материалы представлены здесь как два мира, а в широком контексте – как жизнь и смерть. Метафора соленой воды, вынесенная в название Стамбульской биеннале 2015 года, прекрасно обыграна в инсталляции Вильяр-Рохаса. Морская вода дает жизнь и разрушает. Во время прилива она скрывает белые тела зверей под собой, являя миру лишь страшные серые рогатые «трупы» животных. Но вода спадет, и тогда покажутся сияющие на солнце, белоснежные силуэты из материала, которому соль не помеха. Этот химеризм – одна из самых удачных идей биеннале. Однако то, что не разрушит соленая вода, художник, вероятно, по своему обыкновению разрушит сам после выставки. Так скульптура, самый долговечный и статичный вид искусства, становится перформансом. Художник утверждает, что ему нравится работать, не имея задачи создать предмет искусства. Среди повлиявших на него явлений он называет комиксы и гранж. Впрочем, в подобном контексте уже давно работают дизайнеры, только в более камерном жанре. Многим известен «Упоротый лис» британской художницы Адель Морзе. Французский дуэт История Троцкого неожиданно получила развитие на Стамбульской биеннале. Кроме работ Вильяр-Рохаса, гармонично вписавшихся в контекст разрушающегося дома и сада сбежавшего революционера, видеоинсталляция Уильяма Кентриджа (William Kentridge) «O Sentimental Machine» также обращается к годам, проведенным Троцким в Стамбуле. В своем видеоряде художник обращается не столько к страницам стамбульской истории, сколько к теме изгнания, бегства и поиска убежища в целом, что сегодня как никогда актуально. Две эти работы получили наибольшее внимание в прессе и были очень высоко оценены критиками, отнесшимися скептически к Стамбульской биеннале в целом. Вы можете стать первым, кто оставит комментарий! |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания