20 мая 2014

Автор: Атаева Дженнет

Медиаспектакль «Нейроинтегрум» - приглашение к диалогу

Медиаспектакль «Нейроинтегрум»

   Постановка, общее руководство проектом, программирование — Юрий Дидевич. Звукорежиссеры (программирование — интерактивное аудио) — Олег Макаров, Евгений Черный. Видеохудожники (программирование — интерактивное видео) — Антон Яхонтов, Алексей Олейников. Хореограф — Татьяна Гордеева. Перформер — Александра Румянцева.
   В конце марта на Новой сцене Александринского театра состоялся премьерный показ медиаспектакля «Нейроинтегрум». Петербургская команда (художники, программисты, звукорежиссеры и хореограф), поставила высокотехнологичное действо, в котором нет актеров, но есть перформер, нет записанных саундтрека и видеоряда, но есть генерирующая их в реальном времени программа.
   Гармонический шумовой фон, напоминающий «космическую музыку», записанную NASA, инопланетная эстетика, футуристичный белый костюм на девушке-перформере... Короткий спектакль сумел заворожить зрителей.
   Перформер был специально натренирован на взаимодействие с программой, считывающей нервные импульсы с помощью энцефалографа. Он управляет видео, звукорядом и светом в зале с помощью интеллекта. Сосредоточиваясь на той или иной мысли, девушка посылает нервные импульсы, которые программа преобразует в набор узоров, цветов и звуков, — и их видит зритель на экране позади нее.

   На роль перформера проводился серьезный отбор, критерием была способность человека взаимодействовать с программой. По словам руководителя проекта Юрия Дидевича, каждый человек может с помощью мысли заставить программу воспринять несколько простых команд, но способность, сконцентрировавшись, посылать четкие указания программе у каждого человека индивидуальна. Москвичка Александра Румянцева показала лучшие результаты, была принята в команду и переехала в Петербург для работы над проектом. Во время подготовки спектакля ее ежедневной обязанностью были умственные тренировки: она должна была управлять кубиком на экране компьютера — крутить его, поворачивать, останавливать.

Медиаспектакль «Нейроинтегрум» на Новой сцене Александринского театра

    Медиацентр Новой сцены окружил премьеру спектакля лекциями и видеопоказами теоретиков технологического искусства. Известный специалист в области биотехнологического искусства Дмитрий Булатов назвал спектакль «приглашением к диалогу». Дарья Пархоменко, директор art&science-платформы «Laboratoria», не удивилась технологическому решению спектакля: «Я работала с этой технологией и представляю, какую задачу перед собой ставят художники. Они находятся сейчас в стадии разработки и усовершенствования этой технологии, и идут к пониманию самого концепта. Самое важное, что этот процесс начался, что есть люди, которым это интересно. Образовалась невероятно сплоченная команда, и она очень открыта. Главное, чтобы авторы не остановились на том, что есть сейчас, — на созданной ими впечатляющей визуальной и звуковой картине. Мне кажется, что им нужно немножечко поработать над самой концепцией, чтобы спектакль был не только результатом освоения технологий. Хотелось бы увидеть в нем и художественную предпосылку, гипотезу. Например, в перформансе «Измеряя магию взгляда» Марины Абрамович мы не проверяли технологию, а использовали ее для решения определенной художественной задачи. (В 2011 году «Лаборатория» Дарьи была соорганизатором перформанса Марины Абрамович, в котором тоже использовался энцефалограф. — Ред.) Технология не должна быть самоцелью. Мне привычнее ситуация, в которой художник прибегает к новой технологии, лишь когда не может найти решение с помощью традиционных методов и визуальных средств. У этой команды был другой импульс: они сначала взяли технологию, чтобы ввести её в театр. Говорю эти слова и думаю: может, это тоже имеет право на существование?
    Мне очень понравился спектакль. Визуализация прекрасна, однако, понимаете, мы должны увидеть драматургическую связь между тем, что происходит с актёром, и зримой интерпретацией активностей мозга. Недоверчивость зрителей, которую мы наблюдали во время дискуссии после спектакля, оправданна. Люди боятся технологии. Спрашивают о том, кто здесь кем и чем управляет. Организаторы смело приняли на себя удар, ведь с самого начала было понятно, что этот спектакль вызовет очень много вопросов у традиционных театральных критиков и аудитории. Теперь важно, чтобы запал у ребят не погас. Может быть, через десять лет люди уже будут спокойно воспринимать одетых в электроэнцефалографы актёров, а может, и зрителям в зале будут раздавать энцефалографы и всех подключать к какому-то единому устройству. Мы сейчас являемся свидетелями первого шага, и это почётно. Радует и то, что появилась прекрасно оснащённая новая сцена в Александринке».

   Следующий показ медиаспектакля «Нейроинтегрум» пройдет на Новой сцене Александринского театра 12-13 июля 2014.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Дарья Пархоменко | Дмитрий Булатов | Марина Абрамович | Интерактив | Искусство | Мультимедиа | Перформанс | Светомузыка | Сенсор | Театр | Цифровые технологии | Нейроинтегрум

Комментариев: 2

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. userpic
    brenik #
    Очень необычно

    Ответить на этот комментарий

    1. userpic
      Татьяна Нагрудная #
      А ведь звали питерские специально приехать - не получилось. Теперь-то отправлюсь специально.

      Ответить на этот комментарий

      Написать новый комментарий

      Спaсибо!




      Больше текстов